Газета в судьбе моего отца
В мае 1998 года, накануне своего 80-летнего юбилея, редакция «ДР» объявила творческий конкурс среди своих читателей, постоянных авторов, внештатных корреспондентов «Газета в моей судьбе». Победителя ждала бесплатная годовая подписка на «ДР» и, соответственно, публикация материала. Мой отец, Аскер Кочкаров, активный ветеран рабселькоровского движения, член Союза журналистов СССР, был верен нашей газете до конца жизни и всегда откликался на подобные призывы. Так, когда в конце 1991 года встал вопрос о переименовании газеты «Ленинское знамя» на демократический лад и в этом принимали участие все желающие, отец также выходил со своими предложениями, которые увидели свет. Я уже не говорю о его участии в дебатах по поводу сохранения целостности республики в лихие 90-е, развернувшихся на страницах газеты.
Но вернёмся к конкурсу. Спустя два месяца, в день 80-летия газеты, 4 июля 1998 года, стало известно, что приз победителя завоевал мой отец. И «ДР» напечатала его конкурсный материал, напрямую связанный с историей газеты, в своё время носившей название «Красный Карачай», где с 1934 года он являлся внештатным корреспондентом.
В мае 1998 года, накануне своего 80-летнего юбилея, редакция «ДР» объявила творческий конкурс среди своих читателей, постоянных авторов, внештатных корреспондентов «Газета в моей судьбе». Победителя ждала бесплатная годовая подписка на «ДР» и, соответственно, публикация материала. Мой отец, Аскер Кочкаров, активный ветеран рабселькоровского движения, член Союза журналистов СССР, был верен нашей газете до конца жизни и всегда откликался на подобные призывы. Так, когда в конце 1991 года встал вопрос о переименовании газеты «Ленинское знамя» на демократический лад и в этом принимали участие все желающие, отец также выходил со своими предложениями, которые увидели свет. Я уже не говорю о его участии в дебатах по поводу сохранения целостности республики в лихие 90-е, развернувшихся на страницах газеты.
Но вернёмся к конкурсу. Спустя два месяца, в день 80-летия газеты, 4 июля 1998 года, стало известно, что приз победителя завоевал мой отец. И «ДР» напечатала его конкурсный материал, напрямую связанный с историей газеты, в своё время носившей название «Красный Карачай», где с 1934 года он являлся внештатным корреспондентом. Итак…
«Подарок с роковым последствием» («ДР», 4 июля 1998 года) (печатается с сокращением):
«В 1936 году, 5-го мая, в День печати, меня, как активного рабселькора, редакция командировала на краевой слёт корреспондентов. Был устроен приём у первого секретаря крайкома партии Е. Евдокимова. На этом приёме меня премировали малокалиберной винтовкой. В редакциях газет «Кызыл Карачай» и «Красный Карачай», которые размещались в одном здании, работал известный поэт Азрет Уртенов. Он был страстным охотником, и я, перехватив его восхищённый взгляд, решил подарить ему эту винтовку. И если откровенно, я равнодушен к любому виду оружия. Но стоило большого труда уговорить по натуре интеллигентного поэта принять от меня этот дар… А в 1937 году как «враг народа» Уртенов был арестован. При обыске вместе с его литературными трудами изъяли и винтовку – мой подарок. Узнав, каким образом это оружие попало к опальному поэту, сотрудники НКВД нашли и меня. Начались допросы: где взял, кто дал, зачем и при каких обстоятельствах. Мне пришлось поехать в крайком партии за документом, удостоверяющим то, что я был премирован винтовкой.
Но в связи с волной репрессий в крайкоме партии также произошли большие кадровые изменения, и мне, естественно, никто ничем помочь уже не мог. А следователь НКВД всё не давал мне покоя, и на меня уже заводилось уголовное (а может, и политическое!) дело… Выйти из этого крайне щекотливого положения помогла газета «Красный Карачай» в лице журналиста, поэта и переводчика Гервасия Орловского. О, это был удивительный человек! Гервасий владел карачаевским языком, досконально изучил традиции и быт горцев, водил куначество со многими видными людьми. Узнав о моей беде, он на одном дыхании написал фельетон «Подарок с роковым последствием», который получил широкий резонанс. Нужно было обладать большой гражданской смелостью, чтобы в то время выступить против «стиля» работы самого НКВД! Эта публикация в газете помогла закрыть моё дело, и я воочию убедился, какую силу имеет наша газета.
А. Кочкаров».
…К сожалению, отец уже не успел воспользоваться подпиской на газету, которой его премировали, – в конце 1998 года он ушёл из жизни. И эта небольшая статья для нашей семьи, особенно для его внучки Оксаны Кочкаровой, журналиста в третьем поколении, телеведущей телеканала «Архыз 24», особенно дорога. Именно в это время, будучи школьницей, Оксана определилась с выбором профессии.
Прошло 20 лет, но каждый раз, садясь за письменный стол в раздумье над очередным материалом, мысленно обращаюсь за советом к отцу. Во многом мне помогает его архив, где в папках по годам подшиты все его материалы, опубликованные в «ЛЗ», а потом и в «ДР». Многие из них не потеряли актуальности и как бы молчаливо призывают вернуться к ним с позиций сегодняшнего дня… К примеру, в материале «Кто будет играть на сыбызггъы?» («ДР», 16.11.1991 г.) А. Кочкаров этот вопрос напрямую адресовал ДМШ г. Карачаевска: «Хорошо бы открыть отделение горской свирели – сыбызггъы при классе народных инструментов. Протяжная и своеобразная мелодия её – неотъемлемая часть карачаевского фольклора. Великий русский композитор М. Балакирев записал в период пребывания на Кавказе девять карачаево-балкарских песен, по достоинству оценив их мелодичность, сочный колорит, богатство оттенков. Как сделать так, чтобы они не канули в Лету?»
…Ратуя в своих материалах за дружбу и взаимопонимание народов Карачаево-Черкесии, отец опирался на яркие примеры из жизни, и искать сюжеты не приходилось, потому как он находился в самой гуще жизни. Так, в материале «Мы одной крови» («ДР», 01.11.1991 г.) А. Кочкаров рассказал о своей встрече с учёным из Северной Осетии, старшим научным сотрудником института этнографии Академии наук СССР Борисом Калоевым, автором будущей книги «Вторая родина Коста». Гость из Осетии попросил отца свести его с известным карачаевским аксакалом, 107-летним Сеит-Умаром Герюговым из Каменномоста, который ещё застал в живых великого осетинского поэта Коста Хетагурова и часто с ним общался. Во время беседы с аксакалом Калоев был изумлён, что старик неплохо владеет его родным языком. «Как же нам не знать языков друг друга, если мы пьём воду из одной Кубани, дышим одним воздухом, ежедневно общаемся? – говорил мудрый горец. – Да, раньше осетины хорошо знали карачаевский язык, теперь этого сказать уже нельзя»…
Но не зря же говорят, что всё возвращается на круги своя: сегодня молодёжь в селе Коста Хетагурова: и осетины, и карачаевцы, прошедшие один детсад и одну школу, – в совершенстве владеет обоими языками. И всё это происходит за последние десятилетия.
Всё в том же небольшом эссе «Мы одной крови» А. Кочкаров продолжал тему, которая в начале 90-х была словно бальзам на встревоженные и обеспокоенные накалом межнациональных страстей души: «Корни карачаевцев и черкесов настолько сильно переплетены, что представители этих народов носят одну фамилию: Темировы, Канаматовы, Черкесовы, Хубиевы, например… На памятнике воинам-односельчанам, погибшим в боях за Родину в ауле Верхняя Мара, скорбный список начинается с Абазалиевых. Это выходцы из абазинских аулов Красный Восток и Кубина. Волей обстоятельств они ассимилировались с карачаевцами»…
Перелистывая архивы отца, вновь и вновь ощущаю терпкий, ускользающий вкус 60-х, 70-х, 80-х годов. Это и радость созидательного труда чабанов и доярок на высокогорных плато Кумыш-Баши и Бийчесына, строителей, возводивших новый жилой микрорайон в курорте Теберде и гостиницы в Домбае, и прикосновение к подвигам героев-земляков в годы Великой Отечественной войны, и первые, наконец, обнародованные страницы о трагических годах депортации карачаевцев, когда об этом уже можно было писать. Собственно, скажу без ложной скромности, мой отец был из числа старшего поколения интеллигенции, благодаря которой вновь образованная в 1957 году автономная область узнала о вкладе карачаевского народа в Великую Победу. Именно Аскер Кочкаров одним из первых на страницах «Ленинского знамени» написал о подвигах земляков-маринцев в годы Великой Отечественной войны: Хызыре Хачирове, моряке-североморце, повторившем подвиг Александра Матросова, гвардии старшине Халимат Эбзеевой, которая на параде Победы в Праге ехала на коне в первых рядах гвардейского дивизиона, славном партизане Абдулле Хапаеве, казнённом фашистами на Черниговщине, командире партизанского отряда на Могилёвщине Аскере Бархозове и других. Когда отцу задавали вопрос: мол, почему ты постоянно пишешь о маринцах, он обычно отвечал: «Кто не любит своих героев, тот полюбит чужих. Это вопрос самоуважения».
…Отец обожал редакционный дух, и хотя в штате он не числился, здесь он был своим человеком: водил дружбу с журналистами старого поколения Виктором Филипенко и Николаем Масловым, сотрудничал с такими мэтрами, как Василий Овсянников и Михаил Витензон. Из всех редакторов выделял Андрея Попутько и высоко о нём отзывался: «Только за то, что Попутько являлся соавтором книги «Тайна Марухского ледника» он достоин того, чтобы его имя было увековечено на здании Дома печати в Черкесске. Безусловно, писатели-фронтовики Попутько и Гнеушев открыли целый пласт неизведанного в Великой Отечественной войне, а это потянуло за собой мощную волну военно-патриотического движения молодёжи, походы по местам боёв, поисковую работу, наконец, строительство культового мемориала защитникам перевалов Кавказа».
Кстати, отец не раз встречался с Владимиром Гнеушевым, ставропольским прозаиком, поэтом, журналистом, и восхищался высокой гражданственностью и пронзительной лирикой его стихов. И ему были очень близки стихотворные строки, где, по его мнению, отражается вся суть работы журналиста: «Не правда ли, на праздничные сны бывает время творчества похоже, когда и в незнакомом человеке всё славное каким-то дивным светом, встающим изнутри, озарено?»
Понять мир во всём сложном многообразии, состояться в этом мире, а потом улучшить его, в данном случае силой печатного слова, – в этом был весь мой отец Аскер Кочкаров…
Людмила ОСАДЧАЯ.
НА СНИМКЕ: Ветеран рабселькоровского движения, член
Союза журналистов СССР Аскер КОЧКАРОВ (1917-1998).
{{commentsCount}}
Комментариев нет