Когда «козыри» в руках

18 апреля в 13:12
 просмотров

Не так давно в региональный Центр общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ пришел новый руководитель – Анатолий БАРКОВ. А заниматься в этой должности ему пришлось старыми проблемами, поэтому большой опыт работы в жилищно-коммунальной сфере республики стал не только надежным другом, но и помощником при их решении.
– Анатолий Константинович, кардинальная реформа жилищно-коммунальной сферы в стране началась в ту пору, когда вы работали в Министерстве строительства и ЖКХ и во всех преобразованиях принимали непосредственное участие…
– Да, действительно, всё начиналось в 2007-2008 годы. Фонд реформирования ЖКХ как раз создавался, и тогда, увы, не было ни нормативной базы, ни методических рекомендаций или каких-то иных пособий. Приедешь, бывало, в Москву, что-то почитаешь, о чем-то спросишь, что можно – возьмешь с собой, а когда приедешь домой, то сталкиваешься с совершенно иными, трудно разрешимыми вопросами. Это была очень напряженная работа.

Не так давно в региональный Центр общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ пришел новый руководитель – Анатолий БАРКОВ. А заниматься в этой должности ему пришлось старыми проблемами, поэтому большой опыт работы в жилищно-коммунальной сфере республики стал не только надежным другом, но и помощником при их решении.
– Анатолий Константинович, кардинальная реформа жилищно-коммунальной сферы в стране началась в ту пору, когда вы работали в Министерстве строительства и ЖКХ и во всех преобразованиях принимали непосредственное участие…
– Да, действительно, всё начиналось в 2007-2008 годы. Фонд реформирования ЖКХ как раз создавался, и тогда, увы, не было ни нормативной базы, ни методических рекомендаций или каких-то иных пособий. Приедешь, бывало, в Москву, что-то почитаешь, о чем-то спросишь, что можно – возьмешь с собой, а когда приедешь домой, то сталкиваешься с совершенно иными, трудно разрешимыми вопросами. Это была очень напряженная работа. Но я считаю, мы с ней справились. Достаточно сказать, что первый транш в объеме 150 млн руб. на реформирование ЖКХ в КЧР мы получили одними из первых уже в 2008 году.
– Вот уже несколько месяцев вы руководите Центром общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ. Как работается на новом месте?
– Начну с того, что сегодня работать значительно легче, имея нормативную базу, с которой можно решать любые вопросы, есть и методические пособия по всем вопросам реформирования ЖКХ. Методички для собственников жилья тоже изданы понятные – бери и учись, ведь просвещение в этой сфере – жизненная необходимость. Поначалу многие жильцы многоквартирных домов понятия не имели о своих правах, а сейчас люди быстро учатся, меньше вопросов задают, стараются разобраться что к чему. Решать проблемы мы стараемся сообща – подключаем наших общественных инспекторов по районам, в которые выбираем самых активных, грамотных специалистов. Планируем усиливать эту работу и впредь.
– Какие приоритетные задачи решает сегодня ваш центр?
– Помочь тем, кто хочет активно и эффективно управлять своим домом, получать качественные жилищно-коммунальные услуги за честные деньги – вот главная задача Центра общественного контроля. И мы ее решаем. Проводим мониторинги в сфере ЖКХ по всем вопросам: капремонт, предоставление коммунальных услуг населению и прочее. Стараемся консолидировать некоммерческие структуры, неравнодушных и компетентных людей. Работаем по расширению сети общественных контролеров и коммерческих партнерских отношений…
– Вы неоднократно упомянули собственников. Им, как я понимаю, отводится сегодня далеко не последняя роль в процессе реформирования сферы ЖКХ?
– Я бы даже сказал – ключевая роль. Какой способ управления домом выбрать, как его ремонтировать, что в первую очередь менять – собственник сейчас решает сам, все «козыри» в руках. Кроме того, сегодня именно собственник участвует в приемке работ и услуг в составе комиссии. И это правильно! Ведь жаловаться в случае чего ему уже некому, а от компетентности контроля напрямую зависит качество приемки. Поэтому вновь возвращаюсь к грамотности населения – она должна расти, иначе – никак! Сегодня сфера ЖКХ считается одной из проблемных, но причина не только в неэффективности некоторых управляющих организаций (работники которых до сих пор будто бы находятся в 80-х годах прошлого века), низкой компетенции отдельных руководителей ТСЖ. Причина еще и в том, что подавляющее большинство жителей домов относятся к своим зданиям, как к автобусным остановкам: «Это меня не касается, пусть власти сами решают, что и когда ремонтировать». Зачастую собственники даже не приходят на собрания, чтобы разобраться в отчетах управляющих организаций или предложить свои идеи по изменению отношений с управляющей компанией. Лень это, равнодушие или пресловутый «пофигизм» – неизвестно, но все это крайне мешает жильцам в решении их же проблем.
– Ваша «горячая линия» действует с 2013 года. Насколько я знаю, она реально работает и помогает. Как в настоящее время вы можете охарактеризовать ее действенность и необходимость?
– В силу того, что мы проводим большую разъяснительную работу среди собственников жилья, жалоб на «горячую линию» поступает сейчас гораздо меньше, и они теперь более конкретные – где-то что-то случилось и требуется помощь. За прошлый год было только 60 звонков. Из всех жалоб 33% – на некачественное обеспечение коммунальными услугами, содержание МКД. Уровень обращений по вопросам благоустройства, составляющий 7% от общего количества жалоб, можно объяснить началом реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда».
Активная информационная кампания, сопровождающая этот проект, и активное вовлечение граждан в ее реализацию спровоцировали рост подобных обращений. Еще, к сожалению, в нынешний отопительный сезон на «горячую линию» в РЦОК поступают жалобы населения на неудовлетворительное теплоснабжение отдельных МКД, на бездушие, невнимательность и неоперативное решение проблемы со стороны руководства управляющих организаций, а также работников исполнительных органов власти и муниципальных образований. Но могу отметить, общих вопросов задается все меньше; чаще звонят, чтобы получить консультацию. Это говорит о том, что модернизация коммунальной инфраструктуры в КЧР все-таки происходит. И по сравнению с прошлым это – огромный шаг, по сравнению с идеалом – еще только начало…
– Как обычно вы реагируете на «горячие» звонки по конкретной проблеме? Просто «перекидываете стрелку» на другие отраслевые организации?
– Я могу поручиться за то, что ни один звонок, ни одно обращение, поступившие к нам, не остаются без внимания. Напротив, когда появляется жалоба, мы не только смотрим, кому ее переадресовать, чтобы помощь была быстрой и реальной, но и стараемся проанализировать сами, можем выехать на место, увидеть все своими глазами. Обязательно ведем учет всех жалоб и сроков их выполнения. Вот не так давно были перебои с отоплением у жильцов многоквартирных домов по адресу: ул. Космонавтов, 5А, и ул. Красная, 12. В результате проведенной работы вопросы решены достаточно оперативно.
– В последние годы были разработаны абсолютно новые программы в сфере ЖКХ, в том числе программа по переселению из ветхого и аварийного жилья. Новые веяния всегда обрастают особыми трудностями. Как, по-вашему, удалось ли нашей республике с ними справиться?
– С переселением сначала вообще был темный лес, но постепенное и планомерное освоение новой для страны программы увенчалось, в конце концов, положительным результатом и у нас в Карачаево-Черкесии. Строительство нового жилья с последующим переселением в него жильцов из ветхого и аварийного началось уже в 2013 году, и могу с уверенностью сказать, что регион вполне справился с этой задачей. Конечно, вечного ничего нет, любое жилье стареет, ветшает со временем и когда-то снова потребуется что-то менять. Но все решения и правила уже четко прописаны в документах, поэтому, думаю, впредь будет значительно легче.
– А что вы можете сказать о программе капремонта?
– По капремонту вопросов, проблем и задач было намного больше, многие из них и сейчас остаются, со временем решаются, но напряжение все же понемногу спадает: есть региональный оператор, который делает свое дело, есть подрядные организации… Из положительного: продолжает снижаться количество жалоб, связанных с реализацией региональной программы капитального ремонта. За прошедший год количество жалоб в этом направлении снизилось до 5 %. Необходимо признать, что качество планирования программы и проведения капитального ремонта тоже растет.
– Закончилась программа капремонта на 2017 год. Каковы, на ваш взгляд, ее результаты? Это действительно реально работает?
– Программа капремонта – это не догма, а необходимый план работы на весь год. И выполнение этого плана – тоже не для «галочки», а для конкретного результата, который вполне можно увидеть и оценить. А что касается конкретно выполнения, то нужно сказать, что объем выполненных работ по капитальному ремонту за 2017 год значительно превышает уровень 2016 года, в том числе и по финансовому освоению. И это – тоже показатель…
– Программа нынешнего года сильно отличается от прошлогодней?
– Согласно принятой программе капитального ремонта, в 2018 году ожидается значительное увеличение объемов работ. Если в 2017 году было выполнено объемов на сумму 175 млн руб., то в 2018 году планируется выполнение объемов на сумму 208 млн руб. Хочется отметить, что в 2018 году больше средств направляется на ремонт внутридомовых инженерных сетей (по данным регионального оператора). Если в 2017 году было освоено на этот вид работ 18,9 млн руб., то в 2018 году планируется 63,9 млн руб. Подробней на этот вопрос может ответить региональный оператор.
– И, в заключение, традиционный вопрос о планах на нынешний год и насущных проблемах?
– На протяжении последних лет в КЧР болезненной темой остаются вопросы неудовлетворительного состояния МКД и низкого качества предоставляемых услуг, недобросовестной работы управляющих организаций ЖКХ и низкой активности собственников МКД. При этом еще есть дома, которые до сих пор не определились со способом управления. Все это – наши «болевые точки». Ими и будем заниматься. И конечно, мониторингом ситуации в сфере ЖКХ, выявлением проблем и обсуждением путей их решения, защитой прав потребителей коммунальных услуг, организацией жилищного просвещения. Это наша первоочередная и перспективная программа.

Записала Лариса НИКОЛАЕВА.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях