Одна жизнь на двоих…

18 апреля в 12:23
9 просмотров

Участковая ветлечебница поселка Новый Карачай, пожалуй, одна из старейших в республике. Здесь всегда работали преданные своему делу специалисты, обладавшие даром дружбы с животными – как по долгу службы, так и по зову сердца. А начинала здесь еще задолго до Великой Отечественной войны молодой ветврач Евгения Голоколосова, приехавшая в горный край из Ленинграда. Эта удивительная женщина, до мозга костей преданная своему делу, которая всю жизнь провела в седле лошади, так и не создав семьи, здесь и закончила свой жизненный путь среди горцев, ставших ей родными и проводившими ее в последний путь… И те, кому довелось работать с Евгенией Михайловной, слышали от нее о православ. святых Флоре и Лавре, покровителях дом. животных и лошадей.

Участковая ветлечебница поселка Новый Карачай, пожалуй, одна из старейших в республике. Здесь всегда работали преданные своему делу специалисты, обладавшие даром дружбы с животными – как по долгу службы, так и по зову сердца. А начинала здесь еще задолго до Великой Отечественной войны молодой ветврач Евгения Голоколосова, приехавшая в горный край из Ленинграда. Эта удивительная женщина, до мозга костей преданная своему делу, которая всю жизнь провела в седле лошади, так и не создав семьи, здесь и закончила свой жизненный путь среди горцев, ставших ей родными и проводившими ее в последний путь… И те, кому довелось работать с Евгенией Михайловной, слышали от нее о православных святых Флоре и Лавре, покровителях домашних животных и лошадей. И за птицами, и за рыбами также наблюдали Флор и Лавр: слушали гогот гусей, токование глухарей, клекот орлов, следили за сумасшедшим нерестом лососевых, прыжками хариусов и форели – все подлежало их охране и заботе, а также равновесию в мире фауны…
– Как сказал Киплинг: «Мы – одной крови, ты и я», он первый назвал этот важнейший мировой закон. Ведь пути людей и животных часто сходятся вместе, особенно на селе. И корова, и лошадь, и овца, и собака включены в мир семьи, – говорит ветфельдшер Новокарачаевской участковой ветлечебницы Шурумбий-хаджи Эльканов. – А Евгению Голоколосову я помню с детства. Эта смелая, мужественная женщина постоянно навещала самые отдаленные кошары в горах, проводя большую профилактическую работу по борьбе с инфекционными заболеваниями животных, обучая чабанов и скотоводов азам ветеринарии.
Несмотря на свои 85 лет, Шурумбий-хаджи еще полон энергии и, похоже, готов послужить любимому делу, пока хватит сил. Так же, как ветврач от Бога Голоколосова, чье имя в горах стало легендой. Сегодня с заведующим ветлечебницей Кичибатыром Шидаковым и ветврачом Ахматом Тоторкуловым он обслуживает кроме поселка Новый Карачай еще и Хумару, Кубрань, Малокурганный, п. Белая Гора, а это – свыше 3-х тысяч голов КРС, 5 тысяч овец, 80 лошадей, наберется еще 3 тысячи всякой домашней птицы, 160 пчелосемей. Строго по графику проводятся и вакцинация, и обработка скота, для чего постоянно приходится курсировать по населенным пунктам. На хозяйстве в ветлечебнице молодые коллеги, как обычно, оставляют Эльканова, но и у него на месте работы хватает: заявку принять для осмотра прихворнувшей коровы или, опять же, в окоте овец подсобить, а бывает, и больного кота или собачку принесут – мол, лечи, дорогой наш Айболит.
И все-таки поводом для встречи с почтенным аксакалом, совершившим в 2007 году хадж в Мекку, а в годы «железного занавеса» побывавшим в месячном турне по Индии в качестве поощрения как лучшего пропагандиста и заведующего передовой молочно-товарной фермой, послужили два юбилея – его 85-летие и 55-летие супружеской жизни со своей спутницей, кавалером орденов Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и других наград Кулизар Халитовной. В свое время имя этой доярки-трехтысячницы не сходило с первых полос областных и краевых газет. И когда в гостиной Элькановых, у них дома, сидя за столом, я изучала их семейный архив, первым делом кинулась к старым газетам «Ленинское знамя» с очерками моих давних коллег: Маслова, Зайцевой, Кемпера, Филипенко о трудовых подвигах Кулизар Элькановой, передовой доярки совхоза «Верхнекубанский», которая надаивала до трех тысяч литров молока от каждой фуражной коровы. Перечитывая пожелтевшие от времени газеты, я как бы ощутила ранние росы альпийских лугов Бийчесына, утренние и вечерние дойки коров на летних фермах, мелодии и наигрыши гармоники, которой искусно владела ловкая до любого дела Кулизар, а еще – стук колес поезда дружбы «Москва – София» и жизнерадостный смех мастера высоких надоев в купе с новыми подругами, такими же героинями в своей сфере, которых выдвинуло время…
– Что ж, сами помните, как ценился труд доярки в прежние времена, – говорит Кулизар Эльканова. – И в поезд дружбы включали, когда мы с делегацией Карачаево-Черкесии и Ставрополья ездили в Болгарию, и на каждом крупном вокзале для нас устраивали митинги, заваливали букетами цветов и сувенирами, и в президиумах собраний нам всегда было отведено почетное место. Я уже не говорю о том, что меня пять раз выдвигали в депутаты областного Совета. И поверьте, это уважение было не лично мне, а человеку тяжелого крестьянского труда, который добился успеха в работе своими мозолями и ненормированным рабочим днем.
Смотрю на эту моложавую женщину и не перестаю удивляться – нет, не берут годы Кулизар! А ведь она моложе мужа всего на 8 лет, это правда, но и за ее спиной – целая эпоха. Кулизар с теплотой вспоминает и поезд дружбы, и поездку на ВДНХ в Москву, где она познакомилась и подружилась с космонавтом Светланой Савицкой, и символ эпохи – американскую девочку Саманту Смит, приехавшую в СССР в качестве миротворца.
А воспоминания прожитого и пережитого у супругов Элькановых возвращают каждого к своим истокам до того момента, когда, слившись, они стали одной рекой. И одной жизнью на двоих.
…Он родился в 1933 году в поселке Новый Карачай в семье дорожника Хызыра Эльканова, который до войны построил немало подъездных путей как в соседние селения, так и в кошары в горах. Мать, Даум Наибовна, вела домашнее хозяйство, поднимала единственного сыночка, крепко уверенная, что за ним последуют и другие дети. Но суровый 41-й год перечеркнул все мечты и планы миллионов советских людей. Глава семьи вместе с братьями Шогаем, Ахьей и Зекерьей ушли на фронт. Потом в живых останется лишь дядя Ахья, вернувшийся с войны весь израненный, в чем только душа держалась. Дома оставались дедушка Локман, бабушка Кючлюхан и две незамужние сестры отца – Лейла и Каракез, которые долгие годы не снимали траур по погибшим братьям.
– Во время депортации нашего народа мы попали в Джамбульскую область Казахстана, – продолжает Ш. Эльканов. – Самые тяжелые трагические годы пришлись на 1944-1946 гг. Смерть буквально косила спецпереселенцев, страдавших от голода, инфекционных болезней, которые цеплялись к горцам в непривычном климате. И когда санитары увозили больных на лечение, редко потом кто возвращался домой. Там и похоронили деда и бабушку. Жизнь на чужбине стала помалу налаживаться после смерти Сталина. И не только потому, что не стало тирана, просто в семьях подросли и возмужали сыновья, окрепли фронтовики, и ударная работа в колхозах стала приносить в семьи достаток.
По возвращении на родину Ш. Эльканов обосновался поначалу в станице Сторожевой, где стал чабановать в колхозе. Здесь, в 1963 году, он и встретил Кулизар Семенову, уроженку Сары-Тюза, ставшую его женой. В поселок Новый Карачай семья Элькановых переехала в 1974 году уже с четырьмя очаровательными дочурками: Земфирой, Индианой, Заремой, Мадиной. Супруги сразу же устроились на работу в совхоз «Верхнекубанский» на одну ферму. Вскоре, заметив в Ш. Эльканове незаурядные организаторские качества, руководство хозяйства доверило ему МТФ № 6, позже он стал заведующим отделением. «Положение супруги заведующего фермой заставляло меня трудиться лучше всех, – смеется Кулизар Халитовна. – А если честно, просто я любила своих буренок, ухаживала за ними, не зная усталости, во время отела не отходила от них. На доярку ведь не учили ни в одном учебном заведении, и до всего приходилось доходить своим наитием, чтобы понимать животных».
На образцово-показательную ферму часто наведывались журналисты, ответственные работники обкома и крайкома партии, передовой опыт Элькановых распространялся среди животноводов Карачаево-Черкесии. На высоком уровне здесь был организован и «красный уголок», где проводились политзанятия для животноводов, и лектором являлся сам завфермой, который, к удивлению многих, читал довольно интересные лекции о международном положении и новостях по стране. К этому времени он окончил Первомайский совхоз-техникум, получив профессию зоотехника. К тому же Ш. Эльканов всегда много занимался самообразованием, о чем свидетельствовали его конспекты прочитанного в книгах и газетах, услышанного по радио и с экрана телевизора. В результате как лучший пропагандист он был премирован той незабываемой поездкой в экзотическую Индию середины 80-х годов, где побывал в Дели, Бомбее, Калькутте, окунался в священные воды Ганга, знакомился с дехканами, возделывающими сахарный тростник и свой знаменитый чай.
Супруги Элькановы работали в совхозе до самого его расформирования в 90-х. И хотя все ее рекорды уже оставались для истории, Кулизар Халитовна побила-таки самый главный рекорд в своей жизни. В 49 лет она родила еще одного ребенка… пятую дочь Семру.
Сегодня Семра – успешный банковский работник с двумя высшими образованиями. Отличными специалистами стали и другие дочери, окончив вузы Краснодара, Ставрополя, Пятигорска, Армавира: Земфира – экономист, Индиана – главный врач Тебердинской участковой больницы, Зарема – юрист, Мадина – учитель истории. Как говорит мать семейства Кулизар Халитовна, она до конца жизни будет благодарна судьбе за то, что у нее была такая замечательная свекровь, на которую, собственно, легло все воспитание дочек, когда они с мужем месяцами пропадали на высокогорных фермах.
Сегодня у Элькановых восемь внуков, подрастает правнук, и старики всегда с нетерпением ждут их в своем просторном уютном доме, открытом также для земляков. А иначе и нельзя: Шурумбий-хаджи, изучивший Коран и отправляющий религиозные обряды, – один из уважаемых в народе духовных пастырей. К нему тянутся молодые за житейскими советами и благословением перед зачином важного дела или поворотом судьбы… А свою изумрудную свадьбу Элькановы собираются отпраздновать осенью, как это испокон века и положено у сельских жителей, сверяющих свои помыслы с грядущим урожаем.

НА СНИМКЕ: Супруги Шурумбий-хаджи и Кулизар ЭЛЬКАНОВЫ вместе 55 лет.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях