Трудные вопросы истории

20 апреля в 12:18
 просмотров

В гимназии №5 г. Черкесска прошёл семинар-практикум по теме: «Новая концепция преподавания истории России в современной школе в рамках внедрения ФГОС». Организаторами мероприятия выступили методический кабинет управления образования мэрии г. Черкесска и городское методическое объединение учителей истории и обществознания.
Участники семинара с большим интересом выслушали доклад учителя истории и обществознания гимназии №5 А. Бирюковой «Стратегия преподавания истории Отечества в общеобразовательной школе».

В гимназии №5 г. Черкесска прошёл семинар-практикум по теме: «Новая концепция преподавания истории России в современной школе в рамках внедрения ФГОС». Организаторами мероприятия выступили методический кабинет управления образования мэрии г. Черкесска и городское методическое объединение учителей истории и обществознания.
Участники семинара с большим интересом выслушали доклад учителя истории и обществознания гимназии №5 А. Бирюковой «Стратегия преподавания истории Отечества в общеобразовательной школе».
Ни для кого не секрет, что свобода учителя, плюрализм мнений и шквал оценок исторических событий, а также отсутствие чётких концепций образования породили по меньшей мере три опасные тенденции в современном преподавании истории. Первая связана с пренебрежением к отбору содержания учебного материала, что привело к определённым кренам в преподавании: одни учителя больше внимания уделяли историческим личностям, другие – краеведческому материалу, третьи строили преподавание на базе экономики, четвёртые в основу уроков клали изучение внутриполитической истории из жизни правителей, пятые предлагали изучать предмет с уклоном в историю церкви, шестые настаивали на изучении культуры, быта, нравов как первоосновы жизни общества. Кто прав? По-своему – каждый, но все они вместе готовили выпускников с разным уровнем осмысления исторического процесса.
Вторая тенденция сегодняшнего обучения – беспомощность в вопросах методологии. Большинство уроков истории обогащены огромным количеством нового фактического материала, но он нередко не содержит ни глобальной идеи, ни даже заключительного вывода. Не теряет ли такой урок педагогический эффект, несмотря на объективный интерес учеников к фактам? Учитель сегодня захлебнулся в материале. Методика реагирует на каждый новый пласт открытых исторических фактов и определяет, как их вписать в систему, как включить в урок и какой будет результат. Если её нет – нет ничего.
И наконец, третья тенденция. В учебниках нового поколения достаточно чётко прослеживается изменение понятийной системы, однако сами термины и определения отражают ряд неоднозначных научных трактовок, и по-прежнему существует противоречие между новыми способами изложения материала в учебниках и приверженностью старым шаблонам. Портреты исторических деятелей, неподвластные оценкам учеников в прежние времена, подверглись пристальному вниманию историков, и учитель порой и сам не знает, какую именно точку зрения он исповедует, характеризуя того или иного персонажа. От обилия мнений более всего теряются ученики.
Но это опасно. Школьникам 70-х годов полагалось заучивать параграфы учебников, но доверять этим параграфам никому даже не приходило в голову. В современных условиях утрата доверия к «официальной» истории оборачивается поиском ответов на неизбежно возникающие вопросы в книгах «производителей сенсаций» или безответственных экстремистов. Не менее опасно и другое возможное последствие. Беда, если юноша выйдет из школы с чувством «патриотического» превосходства и презрительного высокомерия по отношению к другим народам. Нужно рассказывать о подлинной истории своей страны и остального мира, по возможности избегая мифотворчества. Только так можно привить молодому человеку подлинную любовь к Родине и ее истории.
«Надо, чтобы каждый урок и внеклассное занятие способствовали формированию у обучаемых ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности, интернационализма, чувства братской дружбы ко всем народам единой и могучей страны. Патриотическая основа преподавания должна воспитать у школьников чувство гордости за свою страну, осознания ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего – Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрывая подвиги народов России и Советского Союза. Позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Предметом патриотической гордости, несомненно, является и великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и конфессиональной основе», – отметила Анна Бирюкова.
Анна Бирюкова рассказала об историко-культурном стандарте, который разработан в 2014 году по поручению Президента РФ. Цель этого стандарта – сформировать единое культурно-историческое пространство, дать научно-исторические оценки ключевых событий прошлого, разработать основные теоретические подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе. Этот стандарт утверждён в качестве единой концепции написания школьных учебников по истории России, что сделано впервые за все время постсоветского периода. Таким образом, должно быть покончено с той разноголосицей в школьном историческом образовании, которая наблюдалась более 20 лет. Как известно, в 2009 году, ещё до принятия историко-культурного стандарта, была принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а в 2010 г. принят ФГОС по истории. В этих документах названы важнейшие задачи изучения истории в школе, среди которых необходимо особо выделить развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать явления и процессы в соответствии с принципом историзма, в динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагог обязан научить школьника работать с историческим материалом в соответствии с принципом историзма. Именно он позволит оценить любой исторический факт объективно, используя все связанные с ним события, и сделать вывод о его пользе или, наоборот, вреде, применяя главные ценности того и только того времени.
Историко-культурный стандарт по истории России, отметила Анна Бирюкова, требует теперь более сбалансированного освещения историко-культурного материала. За два десятилетия постсоветского времени нашей истории в учебниках превалировал материал, отвечавший так или иначе политической конъюнктуре. В то время многие вопросы в освещении истории нашего многонационального государства отражались недостаточно полно. Учащиеся должны иметь чёткое представление об истоках и образцах древнерусской культуры в период расцвета Киевской Руси, периода феодальной раздробленности, эпохи владычества Золотой Орды, становления Московского централизованного государства. Они должны гордиться великими образцами средневековой литературы, иконописи и зодчества. На занятиях по истории ученики должны иметь возможность узнавать об основных направлениях развития и достижениях культуры Российской империи, о наиболее ярких представителях литературы, живописи, музыки, театрального искусства, учёного мира. ИКС выдвигает совершенно справедливые требования относительно места и роли человека в истории России. Человек – творец истории. Именно такой подход будет работать на патриотизм обучаемых.
Необходимо также ответить на «трудные вопросы истории». А их немало. Это образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, вопросы генезиса древнерусской народности как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. Сложно правильно определить роль Ивана Грозного в российской истории, сложны и период Смуты, фундаментальные особенности крепостного права и самодержавия. Необходимо правильно оценить петровские преобразования, причины падения монархии в России, революцию 1917 года, приход к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. Нуждаются в уточнении причины свёртывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры в период СССР.
Сегодня пересматриваются характер национальной политики большевиков, причины и последствия установления единовластия И. Сталина, причины репрессий, меняются оценки внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны. Также глубже рассматриваются деятельность СССР в условиях «холодной войны» и реформы Н. Хрущёва, период правления Л. Брежнева и роль диссидентского движения в истории страны. Ещё предстоит изучить до конца причины и последствия «перестройки» и распада СССР, оценить характер и последствия экономических реформ начала 90-х гг., причины и последствия побед Б. Ельцина в политических схватках 1990-х годов и многое другое.
Для школ сегодня разработаны новые линии учебников с 6 по 10 класс издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». Иные не принимаются к использованию. Также предложен возврат с концентрической системы обучения на линейную, упразднены некоторые термины, например «тоталитарное государство», «Киевская Русь» и другие.
Затем учитель истории и обществознания гимназии № 9 Р. Агаева провела мастер-класс «Смутное время в истории России» для учащихся 7-го класса, а учитель истории и обществознания гимназии № 18 О. Ногайлиева – мастер-класс «Внутренняя политика Петра I».
Круглый стол «Преподавание отечественной истории в школе: актуальное состояние и перспективы» собрал всех гостей семинара и позволил откровенно высказаться каждому. Обсуждались современные тенденции в изучении истории России и региональной истории в контексте историко-культурного стандарта, концепции нового преподавания истории России в современной школе, современные методики формирования патриотизма в практике преподавания истории, говорили о проблемах синхронизации курсов истории и обществознания.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях