Гитара от Китаева

3 мая в 07:36
5 просмотров

Купить сегодня гитару – не проблема. В магазинах, по Интернету можно приобрести этот музыкальный инструмент от любого производителя. Предлагаются гитары из Испании, США, Японии, Кореи, Китая… Какую купить – зависит только от ваших желаний и финансовых возможностей. А вот преподаватель Детской музыкальной школы им. Н. М. Боташева Усть-Джегутинского муниципального района Аскер Китаев играет не на испанской, не на китайской, а на… китаевской гитаре, то есть на инструменте собственного производства.
В гитару Аскер влюбился еще в детстве. Старший брат Нурби, увлекшись в подростковом возрасте игрой на этом демократичном инструменте, сначала попросил гитару у товарища, чтобы выучить простейшие аккорды, а потом и вовсе купил себе простенькую шестиструнку, чтобы наигрывать те или иные мелодии.

Купить сегодня гитару – не проблема. В магазинах, по Интернету можно приобрести этот музыкальный инструмент от любого производителя. Предлагаются гитары из Испании, США, Японии, Кореи, Китая… Какую купить – зависит только от ваших желаний и финансовых возможностей. А вот преподаватель Детской музыкальной школы им. Н. М. Боташева Усть-Джегутинского муниципального района Аскер Китаев играет не на испанской, не на китайской, а на… китаевской гитаре, то есть на инструменте собственного производства.
В гитару Аскер влюбился еще в детстве. Старший брат Нурби, увлекшись в подростковом возрасте игрой на этом демократичном инструменте, сначала попросил гитару у товарища, чтобы выучить простейшие аккорды, а потом и вовсе купил себе простенькую шестиструнку, чтобы наигрывать те или иные мелодии. Это увлечение у Нурби со временем прошло, а вот младший, Аскер, «заболел» гитарой по-настоящему. Даже стал ходить в музыкальную школу. И Нурби без сожаления отдал свою шестиструнную подругу брату: «Тебе нужнее».
После окончания СШ №3 г. Усть-Джегуты в 1984 году Аскер поступил учиться в музучилище в г. Черкесске. Так как класса гитары в училище не было, свой выбор Китаев остановил на трубе. Однако с первых же занятий Аскер понял, что это – не его. К счастью, время было перестроечное, и училище на ходу тоже перестраивало свою работу. Как оказалось, среди студентов набралось трое ребят, болеющих гитарой, и для них открыли-таки класс гитары.
– Мы: Алик Асакаев, Саша Фоменко и я – попали к Анатолию Егоровичу Найденову. В итоге ребята стали музыкантами. А меня с первого курса забрали в армию…
Он попал в Афганистан. Служил в пехоте, в разведвзводе. И сейчас вспоминает это время как… лучшие годы своей жизни, потому что, говорит Аскер, никогда больше: ни до Афганистана, ни после – он не чувствовал такой надежности товарищеского плеча…
Возвратившись из армии домой, повзрослевший Аскер решил, что пора самому зарабатывать на жизнь, и в училище не вернулся. Кем только ни пришлось работать Китаеву: и стекольщиком в тепличном комбинате, и водителем, и пожарным, и рабочим на заводе «Время»… При этом гитара не исчезала из его жизни – он играл на ней для души…
А в 2003-м ему предложил работу директор музыкальной школы Науар Мудалифович Боташев: «Нам очень нужен преподаватель по классу гитары. Ты же вроде учился в училище…»
Предложение было заманчивым: Аскер по-прежнему любил гитару, а тут еще здоровье стало подводить – обострилась проблема с позвоночником, заработанная в Афгане, и тяжелая физическая работа Китаеву была строго противопоказана. Но ведь в училище он недоучился…
Полтора года прозанимавшись с детьми, он оставил школу, потому что не имел специального образования. А получать его в столь солидном возрасте…
А получить его в столь солидном возрасте он решился в 2008-м, потому что в сентябре 2007-го снова пришел в «музыкалку». Не случайно ведь говорят, что жизнь в сорок лет только начинается…
– Я опять попал к Найденову, – смеется Аскер. – Он, конечно, удивился, увидев меня в числе студентов через столько лет… Мне пришлось непросто, потому что по сравнению с юными гитаристами у меня уже руки были не те, пальцы не те… Но учился я старательно и в этот раз – до конца. Наверное, в истории колледжа я единственный такой возрастной выпускник…
Он окончил республиканский колледж культуры и искусств в сорок пять. Сейчас Аскеру Биляловичу пятьдесят один. Он успешно занимается с детворой. И среди его учеников есть лауреаты и дипломанты различных конкурсов, в том числе VI Международного конкурса талантов «Звездное Пятигорье»; Международного фестиваля-конкурса музыкально-художественного творчества «Вершина успеха»… А вот и совсем недавний пример. С 29 марта по 1 апреля в г. Георгиевске проходил VIII Международный конкурс-фестиваль сценического и художественного искусства «Верь в свою звезду». И на нем ученик Китаева Рауль Косяков, отлично исполнив «Лунную сонату» Бетховена, стал лауреатом 3 степени…
Но подготовить победителей музыкальных конкурсов для Китаева – не самоцель.
– Знаете, в школе я занимался вольной борьбой. Часто ездил на соревнования: где-то побеждал, где-то – нет. Но только в армии понял, почему я проигрывал. В Турменистане, перед Афганом, нас тренировали так: «Бежишь, сколько можешь, а дальше – сколько прикажут. Через не могу». Так вот, чтобы стать чемпионом, надо к победе идти так же, через «не могу», надо уметь превозмогать себя. Это такой должен быть характер. Но ведь не у каждого ребенка такой характер. И для меня очень важно не надломить ученика, не перегнуть палку. Я хочу, чтобы он просто полюбил гитару, чтобы ему нравилось играть на инструменте. А то ведь как бывает? Отучится ребенок несколько лет в музыкальной школе, а потом инструмент даже видеть не хочет!
Сам Китаев к гитаре относится с большой любовью. Сколько этих струнных инструментов у него побывало в руках, трудно сказать. Что-то покупал, что-то дарили… Не раз ему приходилось по мелочам чинить шестиструнную красавицу…
Человек он мастеровой. К труду с детства приученный. Такими, как правило, вырастают все в многодетных семьях. У Кары и Биляла Китаевых было три сына и три дочери. Самый младший, Аскер, без труда автомашину починит, если нужно, инструмент нужный сам смастерит. Например, сверлильный станок сделал, взяв от «девятки» рулевую рейку, от стиральной машины – двигатель, да несколько деталей выточив на токарном станке. А чтобы не было проблем с ножами для рубанков собственного изготовления, смастерил кузнечный горн…
Собственно, поговорив с Аскером Биляловичем, я с удивлением поняла, что давно знаю некоторых членов его семьи. Например, несколько лет назад я с восхищением писала об учительнице технологии и ИЗО СОШ п. Орджоникидзевского Сасе Мещезовой, которая делает великолепные картины из войлока. А оказывается, Саса Биляловна – родная сестра Аскера Биляловича. Знаю я и другую его сестру – Наэму Нурлыгаянову, которая в а. Кубина создала кукольный театр «Нуришка». Куклы, которые делает Наэма Биляловна, – это нечто потрясающее! Так что в семье Китаевых выросли очень творческие личности.
И как личности творческой и музыкальной Аскеру всегда хотелось сделать… музыкальный инструмент.
– В Афганистане мы, солдаты, пытались делать свирели, – вспоминает Аскер Билялович. – Вы не представляете, какие свирели там мастерят местные жители из камыша! Как они потрясающе звучат! Наши ни в какое сравнение с ними не шли…
А когда Китаев стал преподавать в музыкальной школе, жизнь сама обратила его взгляд на гитару. Серьезным подступом к задумке стала замена на старой гитаре верхней деки. Для ее изготовления Китаев использовал часть старенького пианино, выброшенного кем-то за ненадобностью.
Сделать деку очень нелегко. Это только снаружи корпус гитары выглядит просто. Но внутри него скрывается целый мир из пружин и перегородок, от которого зависит звучание инструмента. И попробуй-ка разберись в этом мире!
Раз пять Китаев снимал с гитары деку, «колдовал» над ней, чтобы добиться нужного звучания! И наконец гитара запела! Тогда, улыбается Аскер Билялович, он и подумал, не замахнуться ли ему «на Вильяма Шекспира».
Года два музыкант готовился к воплощению мечты в жизнь. Изучил массу литературы по Интернету, просмотрел множество мастер-классов, заготавливал детали, делал приспособления для их изготовления…
Но когда в сентябре прошлого года приступил к работе, понял, что ни один мастер-класс, ни одна самая толстая книжка не раскроет всех тонкостей изготовления музыкального инструмента. У каждого мастера есть свои секреты, которые он не раскроет никому! И такие секреты появились с первым опытом и у самого Китаева.
Он с увлечением рассказывает, что наилучшим материалом для верхней деки является ель или кедр (для своей гитары он делал из ели), а для нижней – палисандр, за неимением которого Китаев использовал сосну. Что на звучание инструмента влияет даже вязкость клея, используемого при склеивании корпуса! Что на гриф пошел материал все из того же старого пианино, поскольку он делается из прочных пород дерева… Что порожки выточены из настоящей бычьей кости…
Работа над шестиструнной красавицей заняла полгода. И когда наконец Аскер Билялович тронул струны своей гитары, он ощутил ни с чем не сравнимую радость. Его гитара пела!
А что теперь, спросите вы?
– Я только в начале пути, – говорит Китаев и уже собирает заготовки для новой гитары, которая, уверен он, будет еще лучше! Дело в том, что все необходимое, конечно, можно купить в Москве, но только на дерево уйдет тысяч двадцать. И потом, в этом-то вся и соль – заготовить самому дерево той или иной породы, высушить, как следует, сделать те или иные детали. Только если делаешь все сам, в инструменте появится твоя «изюминка».
А на «изюминки» Аскер Билялович, как я поняла, мастер. Например, он взял и придумал тренажер для правой руки для «продвинутых» учеников, осваивающих гитару. Коллеги – педагоги оценили его изобретение по достоинству и посоветовали его даже запатентовать. Но Китаеву этим заниматься некогда. Он вообще стал замечать, что с возрастом свободного времени остается все меньше и меньше. Так что лучше приберечь его на главное. А главное – это гитара…

P. S. Когда я собирала этот материал, А. Китаев попросил: «Вы только, пожалуйста, поскромнее обо мне, поскромнее. У нас в республике есть педагоги гораздо талантливее меня». Кто спорит? Наверняка он прав. Но в таком случае, как же нам повезло с земляками!

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях