Сердце музея
Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М.О. Байчоровой – это старейшее культурное учреждение республики, которое насчитывает двенадцать филиалов, расположенных в столице республики и на территории четырех районов. За время существования музея в его стенах было проведено множество выставок и показаны разнообразные предметы, повествующие об истории нашего края и великой Родины.
Сердцем любого музея по праву считаются его фонды, в которых хранятся как экспонаты, когда-либо украшавшие экспозиции, так и те, которые никогда не были показаны людскому взору, но несущие в себе огромную научную информацию. Нам стало интересно, сколько ценностей скрыто в недрах нашего республиканского музея. О музейной святыне – фондах рассказал нам директор Карачаево-Черкесского музея-заповедника Умар ЭЛЬКАНОВ.
Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М.О. Байчоровой – это старейшее культурное учреждение республики, которое насчитывает двенадцать филиалов, расположенных в столице республики и на территории четырех районов. За время существования музея в его стенах было проведено множество выставок и показаны разнообразные предметы, повествующие об истории нашего края и великой Родины.
Сердцем любого музея по праву считаются его фонды, в которых хранятся как экспонаты, когда-либо украшавшие экспозиции, так и те, которые никогда не были показаны людскому взору, но несущие в себе огромную научную информацию. Нам стало интересно, сколько ценностей скрыто в недрах нашего республиканского музея.
О музейной святыне – фондах рассказал нам директор Карачаево-Черкесского музея-заповедника Умар ЭЛЬКАНОВ.
– Умар Юсупович, расскажите, как начинали формироваться музейные фонды?
– Накопление фондов музея – это процесс, который занял не один десяток лет. Зарождение музейного дела в Карачаево-Черкесии восходит к дореволюционому времени. В это время здесь возникают небольшие структуры, осуществляющие сбор и создание экспозиции научных коллекций. В 1916 году на базе краеведческого общества в станице Баталпашинской, куда входили учителя баталпашинских гимназий, врачи, госслужащие, был создан небольшой музей. Он имел всего около сотни подлинных экспонатов. Первые экспонаты-материалы по истории области собирали учителя и учащиеся школ. Это были фотографии, гербарии растений, полезные ископаемые и археологические предметы – случайные находки. Но во время Великой Отечественной войны музей сильно пострадал. В 1942 г., в период оккупации г. Черкесска, все музейные предметы были уничтожены фашистами, а здание сожжено. Также погибли фонды музея в г. Карачаевске. Своё второе рождение музей получил в послевоенное время, именно тогда начинается новый этап накопления фондов. Сотни людей участвовали в сборе материала для фондов. Осуществлялось тесное сотрудничество с центральными и региональными институтами археологии. Большинство найденных при раскопках предметов сдавалось в фонды нашего музея.
– А как сейчас пополняются фонды?
– На сегодняшний день музейные фонды насчитывают около 100 тысяч единиц хранения. Здесь представлены предметы всех исторических эпох начиная с каменного века. В плане деятельности каждого сотрудника есть пункт о работе, направленной на пополнение фондов. Иногда можно найти музейные предметы в самых неожиданных местах, например в старых селениях, заброшенных домах. Само по себе жилище, его элементы – это уже объект для исследования и сохранения. Наш край очень богат памятниками археологии. Но нет ни одного района в республике, где бы были выявлены все объекты культурного наследия. Из-за этого проводятся археологические разведки и раскопки, целью которых является документальная фиксация памятников и обнаружение предметов, которые в дальнейшем передаются в музей. Поэтому в фондах постоянно меняется количество единиц хранения. Раньше выделяли деньги для закупочных комиссий, которые оценивали предметы, принесенные людьми, и за определенную плату их выкупали, тем самым пополняя фонды музея. Сейчас такой возможности нет.
– Что бы вы назвали жемчужиной фондов музея?
– В фондах музея хранятся обширные коллекции археологических, этнографических предметов, фото- и видеоматериалы. Гордостью нашего музея по праву являются археологические ткани – шелка, найденные при раскопках на Нижне-Архызском городище, в Мощевой балке. Они хранятся у нас после реставрации, проведенной московским реставрационным центром. Хотелось бы сказать и о коллекции вышитых шелковых платков (шалей), которые являлись неотъемлемым атрибутом женского костюма. Они передавались по наследству. Изначально они были китайского производства. Но потом появляются и сделанные местными рукодельницами, которые сначала подражали китайским, а потом начали производить на свой лад.
– А как хранятся музейные ценности, которые не выставляются в выставочных залах?
– Здание музея в г. Черкесске по ул. Ленина является у нас головным, и там же находится фондохранилище. Оно у нас только одно, в филиалах своих фондов нет. У музея есть что показать, но, к сожалению, главной проблемой, самой острой, про которую мы всегда говорим, является отсутствие полноценного, современного фондохранилища! У нас имеется полностью разработанная проекто-сметная документация для строительства фондохранилища. Мы неоднократно обращались по данному вопросу и к правительству, и к министрам как на республиканском, так и на федеральном уровне, участвовали в грантовых конкурсах, но с мертвой точки этот вопрос не сдвигается.
Не зная всех тонкостей музейного дела, трудно понять глобальное значение фондохранилища – это сердце музея, основа, в которой скрыто всё самое ценное! Музейные ценности должны храниться при определенных режимах – это температурно-влажностный и световой. А у нас в маленьких тесных помещениях, не предназначенных для хранения музейных предметов, в коробках под самый потолок сложены предметы. Они спрессованы. К сожалению, мы не можем их выставлять. Они должны храниться достойно. Но происходят не зависящие от нас нарушения.
Сейчас мы будем готовить к экспонированию археологическую коллекцию для открытия постоянно действующей экспозиции по археологии в краеведческом музее, где будут представлены экспонаты от каменного века до позднего средневековья. У нас уже есть разработанная концепция и план экспозиции. Но проблема в том, что сложно отобрать предметы из фонда, так как в хранилище всё забито. Также для экспозиции нужно рассмотреть несколько вариантов предметов, которые наилучшим образом раскроют наш замысел и наиболее полно покажут историческую действительность. Экспозиция – это не нагромождение старых вещей, а тонкая научная работа! К тому же нужно выбрать и наиболее привлекательные предметы. Поэтому отбор предметов – это долгая и ответственная работа.
Музей ведет научно-просветительскую работу с учебными заведениями. Грамотно сделанная экспозиция – это отличное учебное пособие по тому или иному историческому периоду. Поэтому так важно соблюсти хронологию и достоверность в экспозиции. А при такой проблеме с фондохранилищем эта работа превращается в титанический труд. Мы не можем ни достойно сохранять предметы, ни демонстрировать.
– С какими ещё острыми проблемами сталкивается музей?
– В советское время с территории современной КЧР, в то время КЧАО в составе Ставропольского края, вывозилось много ценностей, которые сейчас хранятся в Москве, Краснодарском, Ставропольском краях, Осетии. И никто их не собирается возвращать…
Я неоднократно обращался к директору Ставропольского краеведческого музея Николаю Охонько по вопросу возвращения достояния нашей республики – царского мавзолея с Кяфарского городища.
Но соглашение так и не было достигнуто. Дольмен перевезли в г. Ставрополь во время первой экспедиции в 1950-х. Он стоит во дворе музея и называется «Мавзолей аланского вождя XI века». Он сделан из песчаника, и неправильные условия хранения под открытым небом в городских условиях приводят к его разрушению.
В фондах нашего музея нет предметов из других регионов, но наши фонды пострадали из-за вывоза предметов. Особо ценные экспонаты, образно говоря, уплыли от нас. В основном это предметы из драгоценных металлов. Яркий пример этому экспедиция под руководством К.М. Петралевича в 1940 году, которая при раскопках в Северном Зеленчукском храме обнаружила нетронутое женское захоронение, в котором помимо золотых украшений находилась альмандиновая печать IX века с арабской надписью армянского царя Ашота I. Сокровища зеленчукского клада в настоящее время хранятся в Государственном историческом музее (ГИМ). Я обращался в ГИМ с просьбой вернуть эти предметы нашему музею, но получил отказ по причине того, что это золотой фонд музея и передаче другим музеям не подлежит. Мне было предложено сделать копии этих предметов. Но чтобы это сделать, нужны дополнительные денежные средства, которых у музея нет. В перспективе планируем открыть в Нижнем Архызе археологический музей, там уже, конечно, не обойтись без этих предметов.
{{commentsCount}}
Комментариев нет