«Летающий адыг»

4 мая в 06:16
19 просмотров

12 апреля в г. Москве, на Аллее Героев, в торжественной обстановке, с военными почестями и в присутствии наших земляков был открыт памятник великому адыгу – легендарному летчику Владимиру Чемгуевичу Мезоху.
На памятном мероприятии выступили: официальный представитель Республики Адыгея при Президенте РФ Тимур Энверович Трахов, председатель Совета старейшин адыго-абазинской диаспоры Москвы, профессор Юрий Исуфович Агирбов и многие сослуживцы Героя России.
Владимир Чемгуевич Мезох родился 6 января 1929 года в г. Краснодаре. Он рано потерял родителей и воспитывался у родственников в ауле Тахтамукай Адыгейской автономной области Краснодарского края. На его детство пришлась тяжёлая пора Великой Отечественной войны. Самым трудным временем была вражеская оккупация Майкопа с августа 1942 года по январь 1943 года. За несколько дней до освобождения Майкопа от врага тринадцатилетний подросток встретил недалеко от города советских партизан и добился своего зачисления в партизанский отряд. Самым весомым его аргументом был немецкий автомат с патронами, похищенный им ранее у врагов.

12 апреля в г. Москве, на Аллее Героев, в торжественной обстановке, с военными почестями и в присутствии наших земляков был открыт памятник великому адыгу – легендарному летчику Владимиру Чемгуевичу Мезоху.
На памятном мероприятии выступили: официальный представитель Республики Адыгея при Президенте РФ Тимур Энверович Трахов, председатель Совета старейшин адыго-абазинской диаспоры Москвы, профессор Юрий Исуфович Агирбов и многие сослуживцы Героя России.
Владимир Чемгуевич Мезох родился 6 января 1929 года в г. Краснодаре. Он рано потерял родителей и воспитывался у родственников в ауле Тахтамукай Адыгейской автономной области Краснодарского края. На его детство пришлась тяжёлая пора Великой Отечественной войны. Самым трудным временем была вражеская оккупация Майкопа с августа 1942 года по январь 1943 года. За несколько дней до освобождения Майкопа от врага тринадцатилетний подросток встретил недалеко от города советских партизан и добился своего зачисления в партизанский отряд. Самым весомым его аргументом был немецкий автомат с патронами, похищенный им ранее у врагов. В составе отряда принимал участие в освобождении родного города от врага, а затем ещё нескольких близлежащих сёл.
С 1954 года – в Гражданском воздушном флоте СССР, командир корабля Московского управления ГВФ. В 1960 году окончил Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. С июня 1960 года – лётчик-испытатель Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, впоследствии – командир специальной авиационной эскадрильи института, ведущий лётчик-испытатель института. В 1975 году окончил Академию гражданской авиации СССР. За период летно-испытательной работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолётов. Имел испытательный налёт свыше 11000 часов. На его счету всесторонние испытания всех самолётов, входивших в парк гражданской авиации. Мезох провёл большое число испытаний систем по автоматическим заходам на посадку тяжёлых самолётов в сложных метеорологических условиях. Был ведущим лётчиком-испытателем при проведении государственных испытаний Ту-154А, Ту-154М, Ту-154В, Ил-86.
Значительное число результатов сложных испытаний авиационной техники, проведённых В. Мезохом, были внедрены в эксплуатационные подразделения гражданской авиации. Владимир Чемгуевич был автором многих методических пособий и инструкций. Много лет работал членом Методического совета ГосНИИГА, членом Совета испытателей и общественным инспектором по безопасности полётов. На его счету сотни подготовленных лётчиков гражданской авиации СССР и ряда других стран. Многие из них стали Героями России, как, например, выдающийся летчик-испытатель Рубен Есоян.
На лётно-испытательной работе Мезох был до 1990 года, затем работал в Центре безопасности воздушных судов, на преподавательской работе в ГосНИИГА. В 1975 году ему первому из лётчиков-испытателей гражданской авиации было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
Еще в 1987 году Владимир Чемгуевич представлялся к званию Героя Советского Союза, а в 1989 и в 1990 годах – к званию Героя Социалистического Труда, но по надуманным субъективным причинам получил заслуженное звание Героя лишь 11 октября 1995-го…
Он тяжело переживал развал СССР и крах гражданской авиации в России, с группой выдающихся летчиков встречался с тогдашним премьер-министром Е. Примаковым и говорил ему о том, что нельзя оставаться такой державе без собственной гражданской авиации. Увы, время было упущено. И сейчас в России пытаются возродить былую славу нашей гражданской авиации, но пока без особых успехов, сегодня в гражданской авиации мы очень зависим от Запада, и это хорошо предвидел Владимир Чемгуевич.
Герой России Владимир Мезох прожил большую, трудную, но яркую героическую жизнь. Это был очень добрый, смелый и мужественный человек, представитель плеяды великих советских летчиков. В своей области он был профессионалом высочайшего – мирового уровня и за свою жизнь внес огромный вклад в развитие советской и российской гражданской авиации, в подготовку кадров для гражданской авиации. Мы его ценили и уважали за честность, преданность делу, требовательность к себе и глубокую порядочность. Это был человек энциклопедических знаний, патриот своей малой и большой Родины, сильный духом, титанической воли и мужества.
Мне посчастливилось дружить с этим великим человеком (я был его личным врачом много лет, был вхож в его дом), и общение с ним было школой беззаветной преданности своему народу – адыгам, своей малой и большой Родине. Он великолепно знал трагическую, героическую историю адыгов. Прекрасный рассказчик с феноменальной памятью, он буквально завораживал аудиторию. В личных беседах он с горечью отмечал, что потенциал адыгов России раскрыт далеко не полностью. Он считал, что черкесы в России мало уделяют внимания военному делу. Родители неохотно отдают детей в военные училища. Престиж военной специальности не очень высок у адыгов России в отличие от черкесов Турции, Сирии, Иордании. Он был знаком со многими генералами в диаспоре, и рассказывал, что там это престижно и военные черкесы имеют заслуженный высокий авторитет.
Он с горечью говорил: «Уж очень малый удельный вес адыгов, особенно в Черкесии, среди военных высоких чинов, надо поднимать престиж военной профессии, и особенно в авиации». Он считал, что у адыгов в генах смелость, находчивость, трудолюбие и мгновенная реакция, которые так нужны летчику.
Он все время стремился сделать своего сына Руслана летчиком и добился своего. Руслан окончил аэрокосмический факультет МАИ, не найдя себе применения в лихие 90-е, уехал в Америку. Там окончил авиационные курсы, получил лицензию летчика. Вернувшись в Россию, обрадовал отца, стал летать вторым пилотом в «Аэрофлоте» на самолете А-320. После смерти отца он был вынужден для дальнейшего освоения последних поколений пассажирских самолетов уехать в США. У него три сына, которые мечтают продолжить дело отца и легендарного дедушки.
Владимир Чемгуевич много лет был председателем Совета старейшин адыгов Москвы и Московской области, был прекрасным добрым наставником молодежи. В качестве эпиграфа к автобиографической книге «Лётчик-испытатель гражданской авиации» он написал: «Все, чего я добился в жизни, – заслуга моего народа – адыгов, им я и посвящаю»…
Заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Мезох, Герой России, чье имя высечено золотыми буквами в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в Парке Победы в Москве, ушел из жизни на 87-м году жизни. Похоронен с государственными почестями на Федеральном военном мемориальном кладбище МО – крупнейшем военном кладбище в России, предназначенном для погребения отставных и действующих служащих высокого ранга Вооруженных Сил России, СССР и граждан, имеющих особо важные, государственные заслуги перед страной. Таким был наш Владимир Чемгуевич.
Память великого сына своего народа, «летающего адыга» Владимира Чемгуевича Мезоха увековечена. Вечная ему память!

Б. ДАУРОВ,
доктор медицинских наук, профессор.

Поделиться
в соцсетях