Когда вседозволенности нет предела

18 мая в 11:28
 просмотров

Перефразируя известную фразу булгаковского героя, заявляю – квартирный вопрос портит не только людей, но и эстетический облик городов. Чтобы прийти к такому неутешительному выводу, достаточно взглянуть на наши многоэтажки, обросшие беспорядочно насаженными балконами и расползшимися по горизонтали зданий малоэстетичными пристройками, построенными по принципу «свободной планировки».
И если и есть, скажем, у республиканской столицы характерные черты, делающие ее облик запоминающимся и неповторимым для жителей и гостей города, то это – обезображенные фасады и подножья многоквар. домов. Люди превращают свои балконы в комнаты, к комнатам на первом этаже пристраивают веранды, подбираются к самой обочине дорог, выползают на тротуары – и это бессистемное строительство непрерывно продолжается из года в год.

Перефразируя известную фразу булгаковского героя, заявляю – квартирный вопрос портит не только людей, но и эстетический облик городов. Чтобы прийти к такому неутешительному выводу, достаточно взглянуть на наши многоэтажки, обросшие беспорядочно насаженными балконами и расползшимися по горизонтали зданий малоэстетичными пристройками, построенными по принципу «свободной планировки».
И если и есть, скажем, у республиканской столицы характерные черты, делающие ее облик запоминающимся и неповторимым для жителей и гостей города, то это – обезображенные фасады и подножья многоквартирных домов. Люди превращают свои балконы в комнаты, к комнатам на первом этаже пристраивают веранды, подбираются к самой обочине дорог, выползают на тротуары – и это бессистемное строительство непрерывно продолжается из года в год. В результате общий облик города имеет не просто хаотичный вид – этот вид просто безобразен.
Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что крошечная площадь тех же самых «хрущевок» и их ужасная внутренняя планировка заставляют людей искать решение проблемы путем расширения балконов и пристраивания разнокалиберных комнатушек. Но при этом не только создаются проблемы окружающим людям, но и подается пагубный для общества пример.
Дело в том, что окружающее архитектурное безобразие – это отражение царящих в современном обществе тенденций. На смену духовным идеалам в общественном сознании пришли собственнические идеи и инстинкты, понятия «наше», «ответственность» перестали существовать, а вместо них появились другие – «мне», «мое».
Одним из неприятных последствий укрепившейся в сознании общества стяжательской формулы стало то, что мы с грустью наблюдаем который год: наши города не только малопривлекательны для проживания человека, они еще и антигуманны. Потому что о каком, простите, человеколюбии приходится говорить, если зачастую чья-то частная собственность наползает на общественную территорию или полностью захватывает её? Если по периметру обшарпанной «хрущобы» строится кирпичный балкон, в любую минуту грозящий обвалиться на тех, кто внизу? К слову, такие случаи не раз были зарегистрированы в стране. Если многоэтажки уродливо почкуются разномастными и разноформенными балконами, оставляющими удручающее впечатление?
Все это стихийное оформление личной и неличной площади не предполагает хотя бы минимальной упорядоченности настраиваемого и нагромождаемого. Неужели в современном городе эти обязательные во всем цивилизованном мире условия оказываются трудновыполнимыми? Эстетическое облагораживание наших городов, на мой взгляд, одна из актуальных проблем, подразумевающих создание благоприятной жизненной среды для людей. Ключевые понятия здесь – благоустройство, красота, эстетическая городская среда, формирующаяся в том числе и за счёт контролируемого и конструируемого строительства. Хорош город домами, да плох головами…
Испокон веков одной из важнейших задач градостроительства являлось благоустройство внешнего облика города, и этот облик должен был быть красивым, полезным, удобным. Архитектура города не есть только эстетическая характеристика – это зеркало, отражающее уровень культуры общества.
О какой культуре и эстетике можно говорить при виде частных магазинов и кафе, бесцеремонно влезших на пешеходные тротуары, при обозрении разнотипных пристроек и балконов, превративших хрущевку в безобразный термитник?
Эта антиэстетика, создаваемая человеком, неотделима от его сути, это его второе «я», овеществленный каркас его культуры и воспитания, имеющий к тому же пагубное влияние на формирование вкуса, культуры и нравственные ориентиры молодого поколения.
Результатом такого потакания своим желаниям является то, что молодому поколению вживляется чип вседозволенности, часто приводящий его на скамью подсудимых.
«Эва, куда тебя понесло», – скажет недоверчивый читатель.
Что ж, давайте приведу примеры.
Предприниматель влез со своим магазином на дорогу, а подросток бросил пакет с мусором туда же. Сосед построил кирпичный балкон, а отрок ставит под балконом машину с дико ревущей музыкой. Один спилил красивое дерево, мешающее поставить гараж, а другой вырубил пол-леса. Кто-то сделал себе пристройку на общественной территории, а кто-то влез в общественную казну. Если одному можно все, то почему это самое «все» нельзя другому?
Примеры можно приводить до бесконечности, и каждый раз по нарастающей, ибо у вседозволенности нет предела. И с этой встроенной в сознание моделью поведения дети идут во взрослую жизнь, слыша на каждом шагу: «Ну, молодежь пошла! А мы не такие были…»
Да, не такие – мы хуже. Мы, в подкорке которых бьется единственное понятие «все мне и для меня», заражаем им подрастающее поколение. Мы возмущаемся ростом цен, некачественными продуктами, поддельными медикаментами, плохим обслуживанием во всех сферах, и сами же производим эти продукты, хамим покупателям, обижаем своим невниманием пациентов… Стоп. Цепь, состоящая из множества подобных звеньев, замкнулась.
А при этом заметьте, как часто все кивают на Запад – там и еда настоящая, и медицина отличная, и дороги чистые, и люди вежливые. А знаете, почему? Потому что там люди с рождения видят только положительные примеры во всем. Потому что у людей огромное чувство ответственности перед другими. И неважно, сосед ли это, в 10 вечера прерывающий самую веселую вечеринку, родители, сортирующие каждый день мусор, или представители муниципалитета, скрупулезно следящие за тем, чтобы нормы, в том числе и архитектурные, тщательно соблюдались.
Я знаю, о чем говорю, потому что жила на этом самом Западе. И меня каждый день потрясали чистые тротуары, тюльпаны и розы, растущие вдоль автомобильных дорог, остановки общественного транспорта со специальными стеклянными ящичками с газетами, дабы пассажир смог скоротать время ожидания автобуса, приходящего секунда в секунду, балконы и мосты, украшенные цветами, велосипедные дорожки со светофорами и многое другое, что можно долго перечислять…
А еще удивляли кварталы с домами одного цвета. Квартал с красными шведскими домиками, квартал белых домов с оранжевыми крышами, квартал серых домов с зелёными крышами… И попробуй хозяин сделать крышу синей, а стены – розовыми. Муниципалитеты не только заставят все переделать, но еще и оштрафуют на большую сумму. И потому так красиво, нарядно и чисто в той же безупречной Швеции, освоившей одно из великих искусств и сделавшей его традицией – правильно эстетизированное пространство.
А у нас – город затейный: что ни шаг, то дом съестной да питейный. Без элементарного внимания к окружающему миру: личный комфорт и собственные представления об эстетике для нас важнее. И потому не дано нам создать красоту, которая будет окружать нас в повседневной жизни, не суждено гордиться местом, в котором живём. Мы самозабвенно разрушаем и губим все вокруг себя, создавая невыносимые условия для окружающих.
И наши люди с радостью будут уезжать за границу навсегда, потому что там, получив комфорт, стабильность и строгий контроль власти за малейшее нарушение установленных норм, они усвоят важную истину: мы не собственники того, что нас окружает, мы всего лишь одолжили все это у наших внуков.
Давайте начнем с малого. Не будем профнастилом цвета сиротского приюта отделывать собственный балкон, если у соседа он отделан белым.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях