«Неугасимая память поколений»

22 мая в 12:48
 просмотров

Под таким названием прошел Первый республиканский фестиваль солдатской и «афганской» песни, посвященный второму этапу вывода советских войск из Афганистана
В Усть-Джегутинском муниципальном районном Центре культуры и досуга для детей и молодежи, где проходил фестиваль, парили, не нарушая ход выступлений, белые журавли – души солдат и офицеров, не вернувшихся с ВОВ, войны в Афганистане и боевых действий в «горячих точках».
Юные артисты – воспитанники детского сада «Светлячок» из села Знаменка Прикубанского муниципального района и почти пятьдесят творческих коллективов учащихся школ, гимназий, студентов колледжей и вузов КЧР исполнили песни военных лет и «афганские» песни.

Под таким названием прошел Первый республиканский фестиваль солдатской и «афганской» песни, посвященный второму этапу вывода советских войск из Афганистана
В Усть-Джегутинском муниципальном районном Центре культуры и досуга для детей и молодежи, где проходил фестиваль, парили, не нарушая ход выступлений, белые журавли – души солдат и офицеров, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и боевых действий в «горячих точках».
Юные артисты – воспитанники детского сада «Светлячок» из села Знаменка Прикубанского муниципального района и почти пятьдесят творческих коллективов учащихся школ, гимназий, студентов колледжей и вузов КЧР исполнили песни военных лет и «афганские» песни.
«Я давно мечтал о проведении такого масштабного мероприятия, – отметил председатель регионального союза ветеранов Афганистана подполковник в отставке Исса Мамчуев. – Оно удалось благодаря взаимопониманию между нами, ветеранами Афганистана, руководством профессионального образовательного учреждения «Международный открытый колледж современного управления имени Абрекова» и администрацией Усть-Джегутинского района: каждый внес свою посильную лепту. Это праздники со слезами на глазах, олицетворение Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Тридцать лет назад, в середине мая, начался второй этап вывода советских войск из Афганистана. Творчество, посвященное этим событиям, не только помогает ветеранам войн и боевых действий справиться с горечью утрат, но и наполняет положительными эмоциями сердца детей, подростков и взрослых. Песни, рожденные на грани грусти и радости, заставляют трепетать сердца, пробуждают патриотизм, любовь к Родине. Именно в этом суть фестиваля. Дети должны знать, что их отцы, деды и прадеды с честью выполнили свой воинский, интернациональный долг».
Хамид Абдулович Канаматов, участник Великой Отечественной войны, почтив вместе со всеми память павших минутой молчания, сказал: «Родина не хотела их смерти. Они сами не пожалели свои жизни ради нее. Я рад, что вместе с однополчанами отстоял свободу Отечества, право детей и молодежи на такие прекрасные мероприятия. Горжусь, что Победа дала возможность российскому народу развиваться, крепнуть и жить под мирным небом».
Ставшая культовой песня «День Победы» в этот раз прозвучала в исполнении самого юного участника фестиваля – воспитанника детского сада «Светлячок» Амина Айбазова. Ему аплодировали стоя.
Кстати сказать, привычной «фанеры», которой без зазрения совести грешат сейчас наши знаменитые артисты, на фестивале не было. Алина Биджиева, учащаяся СОШ аула Сары-Тюз Усть-Джегутинского муниципального района, объяснила позицию выступающих просто: «Те, о ком мы поем, воевали честно, и мы не имеем права на фальшь».
Афганистан был суровой школой мужества. Для тех, кто прошел ее, она стала перешедшим в песни воспоминанием о войсковом товариществе, отваге, сострадании, жестокости моджахедов… Творчество Иссы Мамчуева было представлено на фестивале учащимися школ городов Черкесска, Карачаевска и станицы Зеленчукской. На вопрос, чем привлекло оно их, ответили похоже: душевностью и искренностью.
Зульфия Бостанова, ученица гимназии №6 города Карачаевска, исполнившая песню «Скоро бой», призналась, что ей было очень важно высказать всему залу, как больно ей за погибших ребят-земляков, до последней минуты жизни оставшихся верными присяге Родине.
Афганское братство поражает сплоченностью, наверное, потому, что его цементирующая основа – не только скорбь по погибшим товарищам, но и действенная забота о подрастающем поколении. «В Афганистане мы повторили подвиг наших отцов во время Великой Отечественной войны, – сказал Геннадий Жданов, сопредседатель регионального штаба ОНФ в КЧР. – Наши дети показали свою воинскую доблесть в Сирии. Нынешние школьники, чувствуется, тоже пошли по стопам родителей. От репертуара из патриотичных песен мороз идет по коже. И ведь главное, что никто не заставлял их останавливаться на них – песни выбраны душой. Это, конечно же, и следствие нашей работы в плане военно-патриотического воспитания».
Тематика «афганских» песен, если сравнить с девяностыми годами прошлого века, изменилась. По словам Владимира Лапина, инвалида боевых действий, воевавшего в Афганистане в 1984-1985 годах, в эпоху Горбачева и Ельцина афганскую кампанию представляли авантюрой, «афганцев» шельмовали кто во что горазд. Это, конечно, отражалось в песнях, переполненных обидой и непониманием.
В них часто задавали безответное «За что?». За что отданы жизни, искалечены судьбы, за что? И словно в подтверждение слов Жданова со сцены зазвучала старая баллада «Обычный автобус», которую чаще поют под гитару у костра.
Сюжет прост. Седого молодого человека оскорбил пожилой человек за то, что он не уступил ему, ветерану Великой Отечественной войны, место. «Афганец», получивший в бою тяжелое увечье, сказал лишь тихо, встав с трудом: «Я тоже, отец, за тебя воевал». Весь зал слушал песню стоя, многие тайком смахивали слезы.
«Справедливость восторжествовала благодаря нынешнему политическому курсу страны, – сказал Виталий Тамразян, командир отделения, воевавшего в Афганистане. – Теперь к нам относятся с уважением. Мы имеем возможность, встречаясь с учащимися, разъяснять истину вынужденной ответной меры, каковой являлся ввод советских войск в Афганистан. Угроза со стороны Афганистана давила. Отряды душманов то и дело нападали на советскую территорию, убивали пограничников, партийных работников, пленили местных жителей, грабили приграничные колхозы, уводили скот. Если бы тогда такие бесчинства не замалчивались, не было бы кривотолков. Наркотрафик через среднеазиатские республики «зомбировал» нашу молодежь на «белую смерть», оппозиция Афганистана занимала второе место в мире по производству опиума. Были и иные серьезные причины, в том числе и экономические. Именно поэтому руководство Демократической Республики Афганистан неоднократно обращалось к нам за помощью. Однако Политбюро СССР решилось оказать ее лишь в декабре 1979 года. Наше общество уже, слава Богу, разобралось, что мы оказывали интернациональную помощь правительству ДРА, а не завоевывали Афганистан».
На фестивале прозвучало немало жизнеутверждающих стихотворений, песен и инсценировок. Перемежаясь с песнями о Великой Отечественной войне, они создали атмосферу единого порыва благодарности к памяти тех, кто собственной жизнью заплатил за наше счастье видеть мирное небо над головой.
Ветеран Великой Отечественной войны Александр Афанасьевич Чернюк, которому очень понравился фестиваль, посетовал с некоторой толикой грусти: «Эх, как жаль, что годы уже не те, а то бы тоже показал, на что способен. Ну, ничего, пусть поет, танцует детвора и молодежь – за себя и за парней, не вернувшихся со сражений Великой Отечественной войны и Афганистана».
Отзвучала последняя песня о героях былых времен. Участников мероприятия наградили дипломами. И после традиционной коллективной фотографии в небо взметнулись воздушные шары, символизирующие триколор российского флага.
Организаторы фестиваля решили сделать его традиционным, ведь это еще один реальный шанс сохранить для будущего память поколений.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях