Крутые скользкие края имеет эта колея

24 мая в 07:29
3 просмотра

В 1999 году уголовно-исполнительные инспекции были переданы из МВД России в УИС Минюста России. Эта реформа помогла решить многие вопросы организационно-правового характера и финансирования уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), открыла для них новые горизонты деятельности. В чем-то изменилась и работа с теми, кто, нарушив закон, попал в преступную колею. Это и стало темой нашей беседы с врио начальника ОФСИН России по КЧР подполковником внутренней службы Альбертом БИДЖИЕВЫМ.

В 1999 году уголовно-исполнительные инспекции были переданы из МВД России в УИС Минюста России. Эта реформа помогла решить многие вопросы организационно-правового характера и финансирования уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), открыла для них новые горизонты деятельности. В чем-то изменилась и работа с теми, кто, нарушив закон, попал в преступную колею. Это и стало темой нашей беседы с врио начальника ОФСИН России по КЧР подполковником внутренней службы Альбертом БИДЖИЕВЫМ.
– Альберт Мудалифович, 7 мая в стране отмечали День работников уголовно-исполнительных инспекций. А когда впервые в России появился термин «исправительные работы» и какие виды наказаний исполняет ваша служба?
– Наказания без лишения свободы как самостоятельный вид уголовной ответственности были введены инструкцией Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 года. Тогда их называли «обязательными общественными работами» или «принудительными работами». Это подразумевало не столько работы по месту службы, сколько обязательные работы неквалифицированного физического труда, которые преследовали цель воспитания и исправления осужденного в ходе трудового процесса. В последующие годы были и другие преобразования, а с 1958 года как раз и появился термин «исправительные работы». Сегодня сотрудники УИИ исполняют 4 вида наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы, а также меры уголовно-правового характера. Помимо этого, инспекции осуществляют контроль за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
– Штатная численность вашей службы удовлетворяет ее «кадровый голод» или выходите из положения за счет повышенных нагрузок? Кстати, какие они?
– В структуру Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Отдела Федеральной службы исполнения наказаний» входит отдел исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, три межмуниципальных филиала – в Зеленчукском, Усть-Джегутинском и Прикубанском районах и филиал по Малокарачаевскому району.
На сегодняшний день у нас в штате 32 аттестованных сотрудника и 3 гражданских служащих. За 2017-й год по учетам УИИ прошел 3081 осужденный без изоляции от общества, поэтому нагрузка на одного инспектора составила 74 осужденных. Это больше, чем в предыдущие годы.
– Меняется ли статистика по видам наказаний?
– Да, конечно. К примеру, прослеживается увеличение осужденных к ЗЗД и обязательным работам в связи с введением в уголовный кодекс РФ ст. 264.1 (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию). Так, впрошлом году это количество составило 346 человек, тогда как в 2015 их было всего 68. Число осужденных к обязательным работам увеличилось к 2017 году почти в три с половиной раза. Но есть и положительная динамика. Уменьшилось число осужденных несовершеннолетних и тех, кто попал под домашний арест.
– Бывают ли трудности с трудоустройством осужденных к исправительным и обязательным работам?
– В случае с трудоустройством осужденных к обязательным работам проблем не возникает, так как оплата труда в данном случае не производится и организации с большей охотой берут наших подопечных. А вот с исправительными работами бывают сложности. Сотрудниками инспекции проводятся рабочие встречи с руководством предприятий, имеющихся на территории муниципальных образований, с целью поиска рабочих мест. Путем согласования пополняются перечни предприятий, в которые могут направляться осужденные. Работа по трудоустройству осложняется еще и тем, что у многих осужденных отсутствуют необходимые для этого документы: паспорта, трудовые книжки, СНИЛС, ИНН. Тогда инспекторы оказывают им помощь в получении, либо в восстановлении документов, а в последующем уже занимаются их трудоустройством.
– Как проходит сама процедура устройства на работу и чем грозит осужденным уклонение от исполнения наказания?
– Наказание в виде исправительных работ исполняется по основному месту работы осужденного. Если такового нет, мы согласовываем предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ по месту жительства осужденного. Похожая схема и в случае обязательных работ. На каждого осужденного заводят специальную учетную карточку, а его поведение по месту работы регулярно контролируется инспекцией. В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания без уважительных причин встает вопрос замены исправительных или обязательных работ более строгим видом наказания.
– Бывают ли случаи незаконного «передоза» наказания при замене условного срока на заключение, например, для «хороших» показателей работы инспекции?
– Рассмотрение вопроса о продлении испытательного срока, возложении дополнительных обязанностей, дополнении ранее установленных ограничений либо отмене (замене) наказания без изоляции от общества на лишение свободы всегда строго основано на действующем законодательстве и является исключительной мерой. Направление осужденных в места лишения свободы никоим образом не является самоцелью, а необходимо исключительно для обеспечения общественной безопасности, а также во благо самим осужденным. Как бы странно это ни звучало, но бывает и так.
– Какие социальные группы населения относятся к «зоне риска» и существуют ли профилактические меры против рецидива преступлений?
– Как правило, причинами и условиями, способствующими совершению повторных преступлений, служат субъективные факторы. В основном, повторные преступления совершают осужденные, ранее неоднократно судимые, страдающие алкоголизмом и наркоманией, имеющие низкий материальный достаток, а также неработающие. А профилактика, конечно, существует, она основана на анализе по осужденным, совершившим повторные преступления. Мы стимулируем деятельность организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации; привлекаем общественные объединения для оказания содействия таким лицам. Сюда же можно отнести социальную реабилитацию и адаптацию, ресоциализацию, а также правовое просвещение, в том числе – путем предоставления консультаций по юридическим вопросам.
– Работа, которая ведется УИИ со взрослым контингентом, сильно отличается от работы с несовершеннолетними осужденными?
– Здесь есть отличия и свои особенности. Во-первых, это ещё большая профилактическая работа совместно с другими подразделениями, учреждениями и организациями. Это общеобразовательные учреждения, правовые органы, духовенство, общественники. На постоянной основе проводятся совместные выезды по месту жительства для контроля за проживанием и поведением несовершеннолетних осужденных. Также ежегодно планируем работу по организации досуга несовершеннолетних осужденных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, привлекаем их для участия в различных мероприятиях.
– Как вы считаете, деятельность уголовно-исполнительной инспекции и взаимодействие с другими структурами смогут радикально изменить к лучшему ситуацию с преступностью в республике?
– По крайней мере, мы многое для этого делаем, а не сидим сложа руки. Например, в рамках взаимодействия служб филиалов ФКУ УИИ с сотрудниками ОВД в 2017 году проводились совместные оперативно-профилактические мероприятия «Условник», «Розыск», в ходе которых проверялись осужденные, состоящие на учетах филиалов по месту жительства, работы, учебы. Отдельное внимание уделялось осужденным, включенным в список лиц, склонных к совершению повторных преступлений. На районном уровне сотрудники ОУУП территориальных органов МВД Росси и филиалов ФКУ УИИ ОФСИН России по КЧР ежеквартально посещают условно осужденных по месту жительства. Надеюсь, что наша общая работа станет той самой рукой помощи, которая поможет нарушителям закона выбраться из преступной колеи и вернуться к нормальной жизни.

Беседу вела Лариса НИКОЛАЕВА.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях