«Я научился грамотно жить!»

1 июня в 11:16
4 просмотра

На днях 70-летний юбилей отметил заслуженный работник культуры РФ, заслуженный артист КЧР Анатолий Алексеевич Згонников
Людям культуры в нашей республике это имя говорит о многом. Музыкант, аранжировщик, педагог, дирижер, основатель известных в нашей республике и за ее пределами музыкальных коллективов – можно долго перечислять заслуги и звания этого талантливого, энергичного, безраздельно преданного музыке человека.
Родился Анатолий Згонников в г. Черкесске. Еще с детства знал, что станет музыкантом, и особенно его привлекал баян. Поэтому закономерно, что после школы он сразу поступил в Черкесское музучилище по классу баяна и с этим муз. инструментом не расстается по нынешний день.

На днях 70-летний юбилей отметил заслуженный работник культуры РФ, заслуженный артист КЧР Анатолий Алексеевич Згонников
Людям культуры в нашей республике это имя говорит о многом. Музыкант, аранжировщик, педагог, дирижер, основатель известных в нашей республике и за ее пределами музыкальных коллективов – можно долго перечислять заслуги и звания этого талантливого, энергичного, безраздельно преданного музыке человека.
Родился Анатолий Згонников в г. Черкесске. Еще с детства знал, что станет музыкантом, и особенно его привлекал баян. Поэтому закономерно, что после школы он сразу поступил в Черкесское музыкальное училище по классу баяна и с этим музыкальным инструментом не расстается по нынешний день.
– У баяна очень много выразительных и звуковых возможностей, певучий тон и великое разнообразие оттенков, – говорит Анатолий Алексеевич. – Баян своенравный инструмент, он не терпит невнимания и заставляет скучать по себе.
Наверное, так и есть, иначе зачем приехавший в отпуск во время службы в армии Згонников взял с собой из дома любимый баян, на котором играл не только в армейской самодеятельности, но и каждую свободную минутку? Анатолий Алексеевич твердо знал, что будет продолжать учиться, поэтому постоянно играл сложные партии, причем обработку популярных мелодий выполнял сам.
После армии он сразу поступил в Краснодарский институт культуры на отделение «Дирижер оркестра народных инструментов». Хотя, забегая вперед, скажу: на тот момент о дирижировании оркестром он не думал.
По окончании института его сразу приняли на работу в Черкесское музучилище. Вскоре Згонников стал художественным руководителем и дирижером оркестра народных инструментов училища. Под руководством талантливого музыканта оркестр не только стал лауреатом конкурсов оркестров народных инструментов среди музыкальных училищ Юга России, но и впервые за время существования училища завоевал Гран-при фестиваля оркестров народных инструментов России. А позже – Гран-при Международного фестиваля-конкурса сценического искусства «Эдельвейс». А сам Згонников в 1973 году за заслуги в развитии культуры в Карачаево-Черкесии был награжден медалью «За трудовое отличие».
В 1975 году Анатолий Алексеевич по совместительству устроился на работу в ДК «Химик», где создал ансамбль народных инструментов «Родники». В этом ансамбле он проработал 17 лет. Кроме того, в эти же годы он параллельно работал концертмейстером, а затем и руководителем мужского хора «Автомобилисты» автоколонны «1203» в Черкесске. С этим популярным в свое время хором Згонников проработал целых 15 лет.
А в 1993 году Згонникова пригласили на работу в детскую школу искусств в мкр. «Московский» г. Усть-Джегуты. И вот там-то он через год из музыкантов, работников Дома культуры и просто любителей оркестровой музыки создает при этой школе ставший теперь знаменитым оркестр народных инструментов «Сувенир», а через десять лет, в 2004 году, – ансамбль народных инструментов «Акварель» при музыкальной школе города Усть-Джегута. Причем часто на больших концертах эти два коллектива по сей день выступают объединенным составом под руководством Анатолия Алексеевича.
Более того, в состав оркестра Анатолий Алексеевич ввел такие нетипичные инструменты, как флейта, доул, трещотки, – уж раз его коллективы исполняют музыку народов мира, то музыку народов КЧР сам Бог велел. И тут без этих инструментов никак не обойтись.
С оркестром «Сувенир» в разное время пели известные в республике исполнители: Хусин Готов, Лидия Луценко, Науар Боташев, Владимир Гавриленко, Лейла Гагуа.
Ученики Згонникова тоже достигли больших высот: заслуженный артист КЧР Заур Алиев сейчас поет на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, а голосистая Людмила Гребеножко поступила в Челябинский институт культуры.
Сам маэстро гордится своими учениками и радуется их достижениям, показывает мне фотографии своих коллег и учеников. Мы беседуем в его классе, где стены увешаны балалайками и домрами разных размеров. Сам Згонников играет практически на всех инструментах – на клавишных, на струнных, на щипковых. А иначе – как писать аранжировки для этих инструментов?
Как я уже сказала, все инструментовки и аранжировки аккомпанементов и многие сольные произведения для народного оркестра Згонников делает сам: в оригинальном виде произведение часто не подходит для исполнения оркестром народных инструментов.
Но как один человек в состоянии выполнять такой невероятный объем работы?
– Бывало, я неделями спал по три-четыре часа в сутки, – признается Анатолий Алексеевич. – Да и потом, я ведь занимался любимой работой. И заниматься этой работой я буду до конца своих дней!
Згонников совершенно не похож на человека, который когда-то недосыпал, уставал, много работал. Он улыбчив, энергичен, подтянут, по-юношески строен. Ощущение, что семьдесят лет – это не про него. «Наверное, – говорю я, – музыка помогает вам находиться в такой прекрасной творческой и физической форме?»
– И музыка тоже. Но вообще-то я почти полвека занимаюсь бегом. Каждый день – в мороз, зной, снегопад, дождь. Час бега, четверть часа физических упражнений. Я много читал о пользе бега и с каждым днем все больше в ней убеждаюсь. Чувствую себя здоровым, бодрым и энергичным. Я всегда готов работать, чтобы многое успеть. Я просто не мыслю своей жизни без музыки и оркестра.
Живет Згонников сейчас в Ставрополе: переехал поближе к детям. Но каждую неделю он приезжает в родную республику, чтобы провести очередную репетицию, при этом часто удивляя опытных оркестрантов самыми смелыми творческими экспериментами и новаторскими решениями.
Всю жизнь учивший других творческой смелости и полету, в свой 70-летний юбилей Анатолий Згонников вывел главную формулу своей жизни:
– Я научился грамотно жить!

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях