Первые успехи гроссмейстера

5 июня в 10:38
 просмотров

Сегодня мы хотим поговорить о творчестве, особенностях мышления и анализа юного Михаила Ботвинника, в будущем – выдающегося советского шахматиста, 6-го в истории шахмат и 1-го советского чемпиона мира по шахматам.
В одной из своих книг Михаил Ботвинник писал: «Еще в 12-летнем возрасте я пытался серьезно изучать шахматы. Читал всё, что удавалось прочесть, и старался перенимать опыт у других, а также анализировал собственный».
Представляя одну из партий юного М. Ботвинника, сыгранную им в первенстве 157-й ленинградской школы в далеком 1924 году, мы обратим внимание на отношение будущего чемпиона мира к собственному творчеству, которое ясно проявляется в его собственных комментариях к данной партии. Анализ собственных партий и работа над ошибками являются непременным (обязательным) условием для развития и прогресса в любой сфере человеческой деятельности.

Сегодня мы хотим поговорить о творчестве, особенностях мышления и анализа юного Михаила Ботвинника, в будущем – выдающегося советского шахматиста, 6-го в истории шахмат и 1-го советского чемпиона мира по шахматам.
В одной из своих книг Михаил Ботвинник писал: «Еще в 12-летнем возрасте я пытался серьезно изучать шахматы. Читал всё, что удавалось прочесть, и старался перенимать опыт у других, а также анализировал собственный».
Представляя одну из партий юного М. Ботвинника, сыгранную им в первенстве 157-й ленинградской школы в далеком 1924 году, мы обратим внимание на отношение будущего чемпиона мира к собственному творчеству, которое ясно проявляется в его собственных комментариях к данной партии. Анализ собственных партий и работа над ошибками являются непременным (обязательным) условием для развития и прогресса в любой сфере человеческой деятельности.
Итак:
Первенство 157-й школы Ленинграда, март, 1924.
Г.Абрамович (белые) – М. Ботвинник (черные)
Староиндийская защита (комментарии М. Ботвинника)
1.d4 Kf6 2.c4 g6 3.Kc3 Cg7 4.Kf3 d6 5.Cf4 Kh5
Благоразумнее было отступить слоном, но это означало бы, что белые «трусят»…
6.Фd2 Kf4 7.Фf4 Kd7 8.Kg5…
(Замысел белых прост: либо черные просмотрят мат на f7, либо после 8…f6 9. Ke6 потеряют ферзя)
8. ..0-0 9.e3 h6 10.Kf3 e5 11. de de 12.Фe4 Kb6
(Здесь мне пришлось подумать; до хода 12… с6 я еще не дорос. Однако твердо знал, что фигуры надо развивать, и поэтому решил открыть диагональ слону с8)
13.Kb5 a6 14.Лаd1 Фе7 15.Kc3 c6 (Защищая как пункт d5, так и пешку b7. Теперь черный слон с8 с большой силой входит в игру)
16.Сe2 Cf5 17.Фh4 Фb4 (Отсутствие белого ферзя на ферзевом фланге начинает сказываться)
18.Лd2 g5 (Завоевывая поле d8 для ладьи и еще более стесняя ферзя белых)
19.Фg3 e4 20.Kd4 Лd8 (Этот ход с психологической стороны решил партию)
21.a3 Фа5 22.Kf5… (Нужно было 22.0-0 с последующим Лfd1 22…Лd2)
23. Ke7+ Kph7 24.Kpd2 Cc3+ (Этот размен решает; лишняя фигура белых не имеет большого значения)
25.Крс1 Сb2+(!) 26.Kpb2 Фd2+ 27.Kpb3 Фe2 28.f4 Фс4+ 29.Крb2 Ka4+ 30.Kpb1 Фd3+ 31.Kpc1 Фс3+ 32.Крd1 Лd8
Белые сдались!
Таков был стиль игры будущего чемпиона мира в его школьный период.

М. ЖАРОВ.
НА СНИМКЕ: Михаил БОТВИННИК в 1927 году.

М. ЖАРОВ
Поделиться
в соцсетях