«Родной мой аул Джингирик…»

14 июня в 07:54
154 просмотра

В переводе с карачаево-балкарского «джингирик» означает локоток, излучину реки. И действительно, у слияния речушки, носящей одноименное название, с Тебердой, где последняя делает крутой вираж, рельеф напоминает форму согнутого локтя. А название, скорее всего, объясняется тем, что в XIX веке невесть каким ветром занесло в эти края балкарских князей Урусбиевых, которые держали пасеку и крупный рогатый скот. А вообще-то, до революции здесь был небольшой хуторок, принадлежавший греку-священнику Сентинского храма. Старожилы также упоминают семейные коши Ильяса Очакова и Василия Хетагурова. Местечко это носило название «Америка» – тогдашние острословы намекали на освоение данной территории представителями разных народов и вероисповеданий.

В переводе с карачаево-балкарского «джингирик» означает локоток, излучину реки. И действительно, у слияния речушки, носящей одноименное название, с Тебердой, где последняя делает крутой вираж, рельеф напоминает форму согнутого локтя. А название, скорее всего, объясняется тем, что в XIX веке невесть каким ветром занесло в эти края балкарских князей Урусбиевых, которые держали пасеку и крупный рогатый скот. А вообще-то, до революции здесь был небольшой хуторок, принадлежавший греку-священнику Сентинского храма. Старожилы также упоминают семейные коши Ильяса Очакова и Василия Хетагурова. Местечко это носило название «Америка» – тогдашние острословы намекали на освоение данной территории представителями разных народов и вероисповеданий. Хотя глава администрации Джингирикского сельского поселения Эльбрус Чомаев склонен к другой версии, в которую вмешалась речка Джингирик – тихая и невнятная, что твой безобидный ручей. Но стоит ей разбушеваться во время паводков и сильных дождей, как, сметая все на своем пути (в 2002 году большая вода унесла три добротных дома!), в том числе мосты и переправы, она отрезает путь жителей этого квартала (ныне – улица Заречная) от остального мира, пока местные власти занимаются последствиями стихийного бедствия.
В 1928 году в ауле Джингирик обосновались осетины из села Георгиевско-Осетинского и организовали колхоз. Это и дало начало полнокровному аулу, и на момент депортации карачаевского народа здесь насчитывалось около 30 семей карачаевцев, осетин и греков. И если отсчет брать с 1928 года, то аулу нынче исполняется 90 лет. В 1957 году здесь был образован сельсовет. В поселение входил и соседний Бирлик. В 60-е годы прошлого века Бирлик стал пригородом Карачаевска, а Джингирик передан в ведение Нижнетебердинского сельсовета. И лишь в октябре 1990 года решением президиума Карачаевского городского совета народных депутатов был вновь образован Джингирикский сельский совет. В Джингирике, который входил в отделение совхоза «Кумышский», были построены школа – восьмилетка (в 1989 году она получила статус средней общеобразовательной), клуб, детский сад, баня, ковровый и прядильные цеха, торгово-закупочная база.
Ныне аул может гордиться своими прославленными земляками. Здесь жил известный карачаевский поэт Азрет Семенов, сын Исмаила-джырчы. Ему принадлежат строки: «Крутые дороги, высокие горы, как боли застывший крик. Здесь в тесной долине познал радость и горе родной мой аул Джингирик. Здесь мягкие зимы, прохладное лето, обилен всегда урожай. Богат мой аул и встречает с заботой, кому по душе – приезжай!». Воспевал родной аул и детский писатель Насу Абайханов, перу которого принадлежат удивительно лиричные и задушевные стихи. И он, как никто другой, весомо и емко заполнял нишу детской литературы Карачаево-Черкесии… Боевыми подвигами во время Великой Отечественной войны прославились славные джингирикцы: Маджит Болатов, Аубекир Салпагаров, Болдай Бостанов, Исса Казиев, Чермен Нартиков, Магомед Семенов и другие. Увы, их давно нет… Последний ветеран Великой Отечественнойвойны, славный сын осетинского народа Гаврил Харитонович Чехов ушел из жизни в 2012 году.
…Сейчас, когда столичный бомонд стремится жить за городом, он бы позавидовал джингирикцам: и газ природный пришел сюда еще в 2009 году, и места курортные. Чем не жизнь, если приложить руки, традиционную крестьянскую смекалку желание обустроиться с комфортом… Так мы рассуждали с главой администрации Джингирикского сельского поселения Эльбрусом Чомаевым, проезжая по аулу на его автомашине. На улице Молодежной Чомаев вышел поздороваться с несколькими парнями, которые о чем-то оживленно беседовали у ворот дома одного из них. Мою мысль о том, что эти ребята явно не знают, куда себя деть в разгар рабочего дня, перебила реплика главы аула: «Работящие парни, кстати, завидные женихи. Они все заняты в животноводстве – кто-то фермерствует, а кто считает себя индивидуальным предпринимателем».
Молодой хозяин фермерского подворья, выпускник естественно-географического факультета КЧГУ, получивший специальность эколога, Аслан Гандаев любезно пригласил нас к себе, чтобы показать месячных козлотуров. Кстати, разведение этих парнокопытных в последнее время в тренде у сельской молодежи Карачаевского района.
Маленькие, трогательные метисы бежевого окраса, рожденные в домашних условиях, такие же дички, как их лесные родичи. И Аслану с его другом Канаматом Мамхяговым, также занимающимся животноводством, стоило большого труда поймать их в сарае. «Зато мясо у козлотуров диетическое, почти без холестерина, поэтому пользуется спросом. Сегодня ведь и селяне следят за своей диетой», – говорит начинающий фермер, в хозяйстве которого есть и дойные коровы, и лошади карачаевской породы.
– В нашем ауле почти в каждом подворье заняты сельским хозяйством. Во многом, разумеется, подталкивают к этому различные программы, направленные на развитие сельского хозяйства, – рассказывает Эльбрус Чомаев. – Сегодня у нас жители держат на своих подворьях свыше 700 голов КРС, около 400 овец… И многие учатся хозяйствовать у таких опытных фермеров, как Мурадин и Гилястан Салпагаровы, Али Узденов, Айгуф Семенов. До недавнего времени у нас была проблема – джингирикцы, живущие на окраине аула, нуждались в переправе через реку Теберду на федеральную дорогу, за которой испокон века были наши пастбища. И теперь благодаря главе администрации Карачаевского района Спартаку Кущетерову построен добротный мост, за что джингирикцы ему благодарны.
В качестве этого моста, о котором я уже была наслышана, убедилась сама, пройдя по новой переправе. Да, это уже не старая, качающаяся из стороны в сторону кладка, а новый, даже несколько щеголеватый арочный мост длиной около 40 метров и шириной в полтора. Есть и перила, обтянутые металлической сеткой, высотой почти в человеческий рост. Словом, пешеход здесь чувствует себя защищенным, да и бурёнки теперь не шарахаются, направляясь на пастбище.
…Мы продолжаем путь по аулу и подъезжаем к цеху по розливу питьевой воды. Предприятие ООО «Компас» (и.о. исполнительного директора Магомет Хубиев) стабильно работает уже свыше десяти лет. Здесь организовано свыше 20 рабочих мест.
Побывали мы в этот день и в МКДОУ «Ручеёк», рассчитанном на 25 мест. Этот садик был открыт в 2009 году. Прежде детсад в ауле имелся, но после расформирования, прекратил своё существование, а здание выкупил частник. Администрации района удалось перекупить это бесхозное по большому счёту здание, но сколько потом трудов и хождений стоило оформить эту процедуру, подкрепив кучей документов! Вот уж правда, как сказал один сатирик: бюрократия – это рыбная ловля там, где рыба не ловится! В обустройстве садика с самого начала помог депутат Народного Собрания КЧР Ильяс Текеев, выделивший средства на приобретение стиральной машины, весов, библиотечки методической литературы и т. д. Как сказала заведующая садиком Мадина Темирбулатова, учреждение требует расширения, потому как 25 мест для аула с населением свыше 1100 человек – это мизер. Поэтому необходима пристройка к садику, что снимет напряженность с детскими местами. Тем более что площадь дворовой территории позволяет построить помещения для 2-3 групп.
– Вообще-то проблему с дефицитом площадей испытывает не только садик, – говорит Эльбрус Топчукович. – Нам необходимо построить новый ФАП, Дом культуры, спортивный зал для сельской молодежи. Эти же вопросы были озвучены населением аула во время выездной встречи главы администрации Карачаевского района Спартака Кущетерова, который взял их на карандаш. И джингирикцы надеются, что очередь на обновление инфраструктуры, наконец, дойдет и до нас. Народ-то видит, как много сделано в районе за последние годы выросли современные детские сады, оборудуются спортзалы, построен большой спорткомплекс в Новом Карачае, Дом культуры в Хурзуке, ФАП в Верхнем Каменномосте. Лично я верю в потенциал руководителя района, у которого впереди немало новых полезных начинаний и значимых дел….
С Эльбрусом Чомаевым была солидарна и заведующая Джингирикским ФАПом Дугум Гандаева, которая работает здесь с 1991 года. И все это время – в маленькой комнате площадью 20 кв.м. Здесь и процедурная, и кабинет приема посетителей. ФАП находится в здании сельской администрации, и вся работа медика у муниципалитета на виду. Добросовестная и преданная своему призванию, Дугум Хусеевна всегда на своем посту. В круг ее обязанностей входят и прививки в школе, садике, и патронаж, и профилактическая работа с населением. На таких, как она, в основном и держится сельская медицина.
В нашей беседе о дне сегодняшнем Эльбрус Чомаев не преминул отметить:
– Большую воспитательную работу с молодёжью и взрослым населением проводит наш уважаемый Доммай-хаджи Салпагаров. Если в 2009 году у нас в ауле была возведена мечеть, это во многом благодаря недюжинным организаторским способностям нашего имама. Мечеть построена на народные средства, помогали и предприниматели, и выходцы из аула. Благоустроено сельское кладбище, которое обнесено новым забором. Здесь же перекрыли крышу ритуального домика. Это во многом заслуга предпринимателей Алия Чомаева и Тохтара Богатырёва, заместителя мэра Карачаевска Кемала Урусова. Не заменим Доммай-хаджи и на внеклассных мероприятиях в школе – его веское и мудрое слово, направленное на нравственное воспитание молодёжи, всегда находит живой отклик, особенно когда речь идёт о борьбе с терроризмом и ценностях истинного ислама. И пока на селе живут такие праведники, не оскудеют родники духовности.

НА СНИМКАХ: Молодые животноводы Аслан ГАНДАЕВ и Канамат МАМХЯГОВ с

новорожденными козлотурами; Глава администрации Джингирикского селького

поселения Эльбрус ЧОМАЕВ (справа) и имам мечети Доммай-хаджи многие вопросы

решают вместе; Заведующая ФАПом Дугум ГАНДАЕВА; В цехе по розливу воды.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях