«Кто избирает врачебную профессию…»

19 июня в 11:42
16 просмотров

После окончания с пятёрочным аттестатом школы в родном посёлке Новый Карачай Джульета Лайпанова поначалу решила поступать непременно в один из столичных медицинских вузов. Причём без связей, знакомств и прочих «охранных грамот», гарантирующих результат. Вращаясь потом в среде абитуриентов, где было немало одержимых попасть в Первый или Второй медицинский, а некоторые делали безуспешные попытки поступить по третьему, а то и пятому разу, девушка решила попытать счастье в Ивановской медакадемии. И рванула в «город невест». Оказалось, не напрасно.
«В моей alma mater так же работали настоящие светила медицины с большим научным потенциалом, авторы многих современных разработок лечебного дела, – рассказывает зав. отделением реанимации и интенсивной терапии Карачаевской ЦГРБ Д. Лайпанова.

После окончания с пятёрочным аттестатом школы в родном посёлке Новый Карачай Джульета Лайпанова поначалу решила поступать непременно в один из столичных медицинских вузов. Причём без связей, знакомств и прочих «охранных грамот», гарантирующих результат. Вращаясь потом в среде абитуриентов, где было немало одержимых попасть в Первый или Второй медицинский, а некоторые делали безуспешные попытки поступить по третьему, а то и пятому разу, девушка решила попытать счастье в Ивановской медакадемии. И рванула в «город невест». Оказалось, не напрасно.
«В моей alma mater так же работали настоящие светила медицины с большим научным потенциалом, авторы многих современных разработок лечебного дела, – рассказывает заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии Карачаевской ЦГРБ Д. Лайпанова. – Главное требование к студентам было, безусловно, доскональное и подробнейшее знание анатомии и организма человека, умение не просто читать, а чувствовать кардиограмму пациента. Дни и ночи в «анатомичке», практика в клинической больнице, ординатура куют профессионализм будущего врача – это неоспоримый факт. Но любой выпускник медицинского всё равно робеет, переступив порог больницы в качестве дипломированного терапевта, хирурга, гинеколога или педиатра. А причина тому – мера и бремя ответственности за здоровье и жизнь пациента, которые не дают покоя и вне работы»…
Её послужной список в больнице в Карачаевске начался с должности терапевта в одноимённом отделении. Но уже через немного времени о враче Д. Лайпановой с уважением говорили в городе и районе: знающий, высококвалифицированный специалист, а главное – отзывчивый, чуткий, не заносчивый человек. Что ж, компетентность врача выявляется сразу, и самым безошибочным «камертоном» являются больные, особенно преклонных лет. И в этих случаях вердикт какой-нибудь бабушки из Учкулана или шахтёрского посёлка точнее всех служебных характеристик. Помню по своей престарелой соседке. Как-то вызвали ей «Скорую». Фельдшер, приехавший к ней, измерив давление и покачав головой, спросил: «А сколько вам лет?» Когда мы ответили, что нашей соседке далеко за восемьдесят, эскулап ничтоже сумняшеся развёл руками: «А что же вы хотели?»
Об этом эпизоде, который никак не выветрится из памяти, я вспомнила, когда с разрешения заведующей отделением реанимации и интенсивной терапии Джульеты Лайпановой (на этой должности она десятый год) оказалась в одной из палат. Здесь лежали две старушки совсем уже преклонных лет. Как объяснила старшая медсестра отделения, милая, улыбчивая Залина Колиева, обе пациентки попали с инсультом, но сейчас уже идут на поправку… К разговору с реанимационной кровати подключилась 92-летняя пациентка (о ней персонал реанимации отзывался с некоторой долей гордости – выходили – таки!): «Спасибо огромное этим душевным людям в белых халатах, особенно – врачу Джульете. Помогли мне выжить, спасибо, девчата…»
В глазах этой старой женщины я увидела живой блеск и неудержимое желание жить. Вот она, неуёмная жажда жизни, без скидок на возраст, изношенное состояние организма, различные стрессы и проблемы! Кстати, по последним данным, здоровье человека только на 30% зависит от медицины, остальное – от качества жизни, экологии, приверженности к вредным привычкам.
Да, в палатах реанимации и интенсивной терапии – особые больные, часто – балансирующие между жизнью и небытием, и не только одни старики. Инсульты и инфаркты в наш нелёгкий век значительно помолодели, и здесь, в палатах на девять койко-мест, я увидела мужчин лет сорока. Но здесь «всем смертям назло» ежедневно и ежечасно спасают чью-то жизнь, и на всю отпущен тот «золотой час», чтобы купировать приступ удушья сердечной астмы или вывести из комы, подключить аппарат насыщения кислородом и провести экстренные реанимационные мероприятия.
– Коллектив среднего и младшего звена у нас подобрался сплочённый, мобильный, отзывчивый. Ведь выхаживать больных после инсульта или инфаркта приходится нашим медсёстрам. Сегодня уже нет такого термина «няня», а есть младшая медсестра – рассказывает Джульета Ладифовна. – И старшие, и младшие – настоящие сёстры милосердия, работающие здесь по призванию: Залина Колиева, Венера Каргинова, Ляля Сурхаева, Марина Бурняшова, Муклимат Кубекова, Валентина Кириленко, Ольга Курджиева, Александра Магомедова и другие.
– Великий Пирогов изрёк истину: «Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто избирает врачебную профессию»…
– Это чувство особенно знакомо реаниматологу, когда кожей ощущаешь состояние родственников больного, дежурящих на лестничной площадке и под окнами больницы, а ты в это время, призвав в союзники хладнокровие, навыки, интуицию, спасаешь дорогого им человека. И это незабываемое мгновение, когда ощущение счастья сливается с чувством радости родных пациента, которого мы вернули к жизни.
– Джульета Ладифовна, День медицинского работника в стране отмечают по традиции в то время, когда без пяти минут выпускники школ стоят перед выбором. Что вы пожелаете подающим документы в медицинские вузы?
– Прежде всего, быть готовыми к упорной и кропотливой учёбе, особенно в первые три года, когда закладывается фундамент теоретических знаний. Не зря сказал классик: «Теория, друг мой, суха, но зеленеет древо жизни…»

НА СНИМКЕ: Заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии

Карачаевской ЦГРБ Джульета ЛАЙПАНОВА (в центре) со старшей медсестрой

Залиной КОЛИЕВОЙ (справа) и палатной медсестрой Венерой КАРГИНОВОЙ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях