«Фронтовики, наденьте ордена…»

22 июня в 12:08
3 просмотра

Истинных воинов, снискавших славу на фронтах Великой Отечественной, в живых осталось совсем немного. Потому так важно для нас, ныне живущих, каждое их слово о своей солдатской судьбе. Рассказ о тех нелегких для страны днях и годах моего героя из станицы Зеленчукской, удостоенного за свой ратный труд ордена Отечественной войны II степени, медалей «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», Георгия Жукова, 93-летнего Василия Ивановича Зинченко никого не оставит равнодушным.
Мы наведались к нему домой с председателем районного совета ветеранов Валерием Овечкиным. Сегодня в Зеленчуках осталось 19 участников войны, а ведь ещё совсем недавно, когда к 70-летию Великой Победы собирали сведения о живых ветеранах для республиканской Книги памяти, их было вдвое больше…
Василий Иванович, добродушный, ещё крепкий для своего возраста ветеран, встретил нас во дворе своей усадьбы. В глаза бросился ухоженный, аккуратный огород с грядками овощей и пышными пионами с их непередаваемым ароматом. «Неужели сам справляется с посадками?» – мелькнула мысль, потому что знала: супруги Веры Петровны уже давно нет.

Истинных воинов, снискавших славу на фронтах Великой Отечественной, в живых осталось совсем немного. Потому так важно для нас, ныне живущих, каждое их слово о своей солдатской судьбе. Рассказ о тех нелегких для страны днях и годах моего героя из станицы Зеленчукской, удостоенного за свой ратный труд ордена Отечественной войны II степени, медалей «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», Георгия Жукова, 93-летнего Василия Ивановича Зинченко никого не оставит равнодушным.
Мы наведались к нему домой с председателем районного совета ветеранов Валерием Овечкиным. Сегодня в Зеленчуках осталось 19 участников войны, а ведь ещё совсем недавно, когда к 70-летию Великой Победы собирали сведения о живых ветеранах для республиканской Книги памяти, их было вдвое больше…
Василий Иванович, добродушный, ещё крепкий для своего возраста ветеран, встретил нас во дворе своей усадьбы. В глаза бросился ухоженный, аккуратный огород с грядками овощей и пышными пионами с их непередаваемым ароматом. «Неужели сам справляется с посадками?» – мелькнула мысль, потому что знала: супруги Веры Петровны уже давно нет. «Да это всё дочь Тамара – она тут рядом живёт, огородом занимается, чтобы всё как при матери было заведено, – поясняет Василий Иванович. – Прибежит, обед мне сварит, постирушку устроит, перегладит, в доме приберётся… А другая дочь, Галина, – в Санкт-Петербурге. Раньше, бывало, с супругой каждый год к ней наведывались, и город на Неве стал для нас родным. Теперь уже не наездишься…»
Чтобы отвлечь старика от тяжёлых мыслей, ветеранский вожак В. Овечкин полушутливо отдаёт приказ: «А ну-ка, как там в песне поётся: «Фронтовики, наденьте ордена!» Сегодня ты, Василий Иванович, от имени ветеранов войны Зеленчукского района удостоен чести выступить в республиканской газете».
Василий Иванович заходит в дом, чтобы сменить рабочий пиджак на парадный с боевыми наградами, а мы во дворе, под навесом, затрагиваем тему, одинаково нас волнующую, – о силе солдатского слова о Великой Отечественной войне, особенно среди молодёжи, о встречах с немногочисленными теперь ветеранами, которыми нужно дорожить, о том, что если бы фронтовики почаще появлялись в обществе при всех своих регалиях, это укрепляло бы в нас патриотические чувства, гордость за поколение, отстоявшее мир… Кстати, ветеран войны В. Зинченко постоянно встречается с учащимися школ станицы, а во время мероприятий в Зеленчукском краеведческом музее им. С. Варченко просто незаменим у экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне. Благодаря таким живым встречам пополняются и материалы для последующих экскурсий и экспозиций музея.
А вот и Василий Иванович во всей красе с «иконостасом» наград на груди, и мы невольно встаём с места. Среди его наград и медаль «70 лет вызвалення Республики Беларусь», которая ему очень дорога. Как и сама эта страна с ее легендарным партизанским прошлым, где полегло немало хлопцев с Кавказа.
Фронтовой путь В. Зинченко достоин уважения и преклонения. Командир отделения автоматчиков 131-го стрелкового полка, 71-й ударно-прорывной дивизии, он всегда был на переднем крае. Но и до ухода на фронт в 1943 году ему довелось изрядно потрудиться во благо грядущей Победы.
…Почему-то принято считать, что, мол, в 43-м, 44-м годах на войне для наших солдат уже стало легче. Но стоит побеседовать с фронтовиками призыва этих лет, и приходишь к убеждению, что это далеко не так. Ведь сражений нисколько не убавилось, а война – дело всегда страшное, кровавое, тяжёлое. И, как написал Богомолов в книге «В августе 44-го», на фронте был «катастрофический недокомплект».
– Я не знаю, как в других частях, а у нас приходилось воевать за десятерых, – признаётся старый солдат. – Единственная радость – упасть где-нибудь в окопе да, прикрывшись шинелькой, прикорнуть на часок.
– Василий Иванович, начнём с самого начала. В 1941 году вам было неполных 16 лет. Каким вам запомнилось 22 июня?
– Я уже работал в колхозе имени Кирова здесь же, в Зеленчукской. Пахал, сеял хлеб, смотрел за лошадьми, но у меня была мечта непременно стать лётчиком, как мой двоюродный брат Михаил, майор авиации, он как раз находился в отпуске, отдыхал у нас. Кстати, в то лето в станице было немало офицеров-отпускников. И, естественно, когда объявили о нападении гитлеровских войск на нашу страну, они все кинулись в свои воинские части, гарнизоны, училища, а станичная молодёжь – в военкомат, чтобы ее отправили на фронт. Мне 16 лет должно было исполниться лишь в августе, и, конечно же, я им завидовал. Но пришлось с головой окунуться в тяжёлый крестьянский труд. У таких пацанов, как я, оставалось ощущение, что всё важное, значительное происходит без нас там, на передовой… А потом в августе 42-го пришли немцы. Закрылись школы, колхозный скот выгнали в лес, в горы, чтобы не достался оккупантам. Начали действовать партизанские отряды, на Марухском перевале шли ожесточённые сражения.
– После изгнания немцев с Кавказа в 1943 году вас призвали в армию. Но перед новобранцами сразу поставили первую боевую задачу – найти и собрать скот и доставить в колхоз…
– Да уж, пришлось изрядно полазить по горам и долам. И было очень нелегко собрать в табун одичавших лошадей, превратившихся в настоящих мустангов. В феврале 1944 года нас, зеленчукских новобранцев, отправили в Новочеркасскую полковую школу. В сентябре этого же года я возглавил отделение автоматчиков.
…Будучи авангардом в наступлении, дивизия, где воевал В. Зинченко, несла большие потери. На нее же была возложена важнейшая миссия в выявлении и уничтожении бандеровцев, воевавших на стороне фашистов. И изо дня в день 18-летний сержант сталкивался со смертью, потерями, лишениями, ненавистью врага. Первое ранение сержант Зинченко получил в декабре 1944 года под Варшавой, когда вытаскивал из окопа тяжелораненого товарища. Осколок от разорвавшегося поблизости снаряда попал в голову, оставив на всю жизнь отметину. После тяжёлых операций в госпитале Брест-Литовска и выздоровления Василий Зинченко был откомандирован в горно-спасательный отряд Кашпирского рудника под Сызранью.
Домой сержант Зинченко попал только через год после Победы. Вернувшись в родной колхоз, работал учётчиком, бригадиром комсомольско-молодёжной бригады по заготовке кормов. В 1947 году окончил курсы буровых мастеров. За разведку урана в казахстанских степях в 1960 году получил Государственную премию. Пытливый ум и широкий жизненный кругозор требовали дальнейшего образования, и в возрасте 35 лет Василий Зинченко с отличием оканчивает Зеленчукскую вечернюю школу и поступает в Полтавский дорожно-строительный техникум. Дальнейший трудовой путь продолжался на родине: работал начальником автозвена, директором автотранспортной конторы в райпо. Вместе с ним все радости и невзгоды делила его верная спутница жизни Вера Петровна, памяти которой он будет верен до конца жизни.
О многом переговорили мы в этот день с ветераном войны. И сегодня, когда идеологические враги России пытаются извратить ход исторических событий, особенно в Великой Отечественной войне, по сей день главным остаётся вопрос, на который ищут однозначного ответа потомки: «Что помогло выстоять в той страшной войне ХХ века?»
– Фронтовое братство и наша правда! – отвечает ветеран В.Зинченко – Недаром на дорогах войны нас сопровождал призыв: «Наше дело правое – враг будет разбит! Победа будет за нами!» На этом фундаменте праведности стоит и будет стоять земля российская.

Людмила ОСАДЧАЯ.
НА СНИМКЕ: Ветеран Великой Отечественной войны Василий Иванович ЗИНЧЕНКО.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях