Чем чреват бесконтрольный выпас скота

4 июля в 11:55
9 просмотров

Эта история в свое время потрясла всех жителей Верхней Теберды. В ауле шла свадьба, и одна из девушек решила съездить домой после многих приготовлений на кухне и переодеться. Отвезти ее вызвались двоюродные братья, девушка была единственным ребенком в семье. А буквально через десять минут ребята разбились… Дело было вечером, и в темноте навстречу машине выбежала лошадь…
Люди не сразу осмыслили весь ужас произошедшего даже на второй день, когда собрались на похороны детей. Собравшиеся группами – по признаку родства или местожительства – женщины не уставали клясть людей, выпускающих своих лошадей в так называемое «ночное» куда глаза глядят…

Эта история в свое время потрясла всех жителей Верхней Теберды. В ауле шла свадьба, и одна из девушек решила съездить домой после многих приготовлений на кухне и переодеться. Отвезти ее вызвались двоюродные братья, девушка была единственным ребенком в семье. А буквально через десять минут ребята разбились… Дело было вечером, и в темноте навстречу машине выбежала лошадь…
Люди не сразу осмыслили весь ужас произошедшего даже на второй день, когда собрались на похороны детей. Собравшиеся группами – по признаку родства или местожительства – женщины не уставали клясть людей, выпускающих своих лошадей в так называемое «ночное» куда глаза глядят…
– Когда лошадей в селе или ауле становилось много, их, сколько я себя помню, собирали в табун, за которым, как и положено, смотрел табунщик, – говорит житель г. Карачаевска Алий Болуров. – Пасли табунщики лошадей и в летнее время от захода до восхода солнца. Эту пастьбу и прозвали в народе «ночное». Вот только она давно канула в Лету. Нынче дашь лошади поесть – ест, не дашь – не просит, сама себе пропитание найдет, растечется небольшой табунок по городу либо по обочине дороги и щиплет траву на газонах, на лужайках, благо, травы нынче после обильных дождей роскошные… Помнится, в вашей газете была напечатана прошлым летом не только статья о бесхозных лошадях, облюбовавших скверы и парк Карачаевска, но и довольно тревожные снимки, на которых было отчетливо видно, как рысью лошади пересекают центральные улицы города – Ленина и Мира, создавая аварийные ситуации. Кстати, буквально через день-другой после выхода статьи лошади так же внезапно исчезли, как и появились…
– Раньше лошадей больше для души держали, для того, чтобы облегчить домашний труд. Они всегда были на подхвате. Большую пользу приносили на конных волокушах, когда надо было подвезти к стогам сено или спустить его с горы, при вспашке огородов, нынче же лошадей держат больше для прибыли, – поддержал наш разговор житель микрорайона Бирлик Арасул Курджиев. – Мало того, что конина идет на колбасу по цене мяса, так и содержание ее обходится малой кровью для владельца, потому как лошади могут пастись без какого-либо присмотра круглосуточно, вплоть до больших снегов…
Особенно много лошадей в окрестностях Верхней Теберды. Люди осведомленные, подъезжая к аулу ночью, тут же сбрасывают скорость до минимума, потому что знают: в любой момент перед лобовым стеклом машины может возникнуть, точно привидение, лошадь. И хорошо, если она испуганно шарахнется в сторону, а не протаранит, как это зачастую бывает, машину с находящимися в ней людьми… Определенная официальная статистика происшествий гласит в Интернете: «Бесконтрольный выпас скота привел к 20 дорожно-транспортным происшествиям на дорогах Карачаево-Черкесии в мае 2018 года». Вот только нет веры этим статистическим данным, так как зачастую люди после столкновения автомобиля с лошадьми в правоохранительные органы не обращаются, потому что это пустая трата времени. Установить владельца лошади практически невозможно, если только какой-нибудь совестливый сам не сознается. Но это мои фантазии, особенно если лошадь спровоцировала дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом…
Буквально стонут от нашествия лошадей жители г.Теберды, в особенности Тебердинского заповедника. О том, как лошади попадают на охраняемую государством территорию, можно написать занимательный рассказ. Одни переправляют на заповедный берег Теберды лошадей конкретно через реку, будучи хорошо осведомлены о том, в каких местах скотина может перейти вброд р.Теберда, другие находят лазы в ограде со стороны трассы или куда выше и т.д. и т.п. Главное, запустить лошадь внутрь вожделенной территории, а она свое дело знает…
– Хотите, верьте, хотите, нет, – говорят люди, проживающие на территории заповедника и держащие здесь же подсобное хозяйство, – наша скотина возвращается к вечеру полуголодной. Ей нечего делать в лесу, на полянах, словом, там, где прошлись лошади.
Люба Савченко по образованию – зооветеринар, и она со знанием дела утверждает: «Если корова как бы собирает языком отаву, которая дает скоту отличное пропитание, то корень после травы остается всегда. А лошади, которые также очень любят траву, отрастающую на сенокосах, пастбищах, лугах после первого укоса, едят ее по-особому, а именно, выдергивают с землей, с корнями, и даже с землей съедают, что отрицательно сказывается на силе пастбищ в последующие годы.
– Истоптали лошади и земли Джамагатского ущелья, – сетуют и жители микрорайона Каин-Эль г.Теберды, вот только они грешат на жителей как Верхней Теберды, так и Каменномоста и Учкуланского ущелья.
– В Учкуланском ущелье лошадям нечем особо разжиться на каменистых скалах, вот особо находчивые и перегоняют своих лошадей через горы в Джамагатскую, буйно зеленеющую весной и летом долину, – утверждают они, – а в Верхней Теберде, как случится какое-либо ЧП на дороге, связанное с лошадьми, так люди и гонят от греха подальше своих лошадей сюда же, оттого в иные дни каждый клочок земли зрительного пространства Джамагатской долины занят лошадьми…
Бороться с этим бедствием – другого слова и не подберу – очень непросто, – говорит глава администрации г. Теберды Аслан Канаматов, – но я считаю, что особым сочувствием следует помянуть не тех, кто держит крупный рогатый скот, страдающий от нашествия лошадей, а жителей центра города, туристов, людей, отдыхающих в санаториях, которые бы желали отдохнуть в нашем городе с максимальным комфортом, а вместо этого вынуждены то и дело лицезреть неприятные картины – скопище коров близ помоек, то, как они гадят при ходьбе на улицах, газонах, вытаптывают клумбы… В иных присутственных местах, к примеру, на автобусных остановках, в тени которых так любят в знойный полдень прохлаждаться коровы и телята, запашок, как в коровнике… Конечно же, мы ведем постоянную, но без особого успеха, борьбу с праздно шатающимися по городу коровами и лошадьми. Почему без особого успеха? Потому что по-хорошему загонять бы всю эту неуправляемую живность каждый раз в какой-либо загон, а хозяев нещадно штрафовать. Но нет управы на это на законодательном уровне, как и нет таких мощных сил, ресурсов в администрации для того, чтобы вплотную заняться этим вопросом. Для того чтобы построить или огородить загон для бесхозной скотины, нужна земля; если не объявится хозяин, – и такое может статься, то как издеваться над скотиной, моря ее голодом? Точное знание, кому принадлежит та или иная корова или лошадь, моментально разрешило бы все вопросы и привело к единому целому все разрозненные проблемы, но чипирование скота администрации обойдется в копеечку…
– Но разве…
– Население города не то, что чипировать свою скотину, – предвосхищает мой вопрос Аслан, – на обыкновенную бирку жалеет денег. Есть люди, которые пытаются сэкономить следующим образом, лишь бы не платить пастухам, которых, скажем прямо, с большим трудом уговаривает на эту нелегкую работу та же администрация: к примеру, в хозяйстве имярека шесть голов крупного рогатого скота, а он выгоняет в стадо лишь три коровы, оставшиеся три особи немного позже выпускает на вольные хлеба, то бишь в город. И пастуху платить не надо вдвое больше, и коровы придут сытыми. Такие люди просто в голову не берут того, что город, особенно курортный, делают городом чистые улицы, не обляпанные навозом тротуары, не распотрошенные рогами и копытами мусорные контейнеры, не обглоданные молодые деревца, высаженные месяц – другой тому назад, и так далее. Но бездействовать мы не собираемся. Постараемся навести хоть какой- то порядок в этом плане в тесном сотрудничестве с сотрудниками полиции города, которые, кстати, проявляют активность и доброжелательную поддержку администрации во всех мероприятиях организационного и воспитательного характера, способных наведению образцового общественного порядка.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях