О дружбе народов
В мае 1957 года, когда первый эшелон с карачаевцами вернулся из Средней Азии, на станции Ураковской в ногайском селе Эркин-Юрт местное население организовало тёплую встречу переселенцам. Люди остановили поезд, вышли с пирогами, устроили праздник с танцами, музыкой и песнями. Сюда съехались представители разных народов Карачаево-Черкесии. В дальнейшем всем миром они помогали вернувшимся из ссылки, чем могли, и примеров этому достаточно много.
В мае 1957 года, когда первый эшелон с карачаевцами вернулся из Средней Азии, на станции Ураковской в ногайском селе Эркин-Юрт местное население организовало тёплую встречу переселенцам. Люди остановили поезд, вышли с пирогами, устроили праздник с танцами, музыкой и песнями. Сюда съехались представители разных народов Карачаево-Черкесии. В дальнейшем всем миром они помогали вернувшимся из ссылки, чем могли, и примеров этому достаточно много.
Черкес Солтан Бесленеев, в то время управляющий Хумаринским отделением местного совхоза, оказывал большое внимание и действенную помощь строительными материалами, сельхозинвентарём, тягловыми средствами, кормами для животных и многим другим жителям близлежащих карачаевских аулов Новый Карачай и Сары-Тюз. Старожилы до сих пор вспоминают его с огромной теплотой и благодарностью.
Другой представитель черкесского народа, председатель колхоза «Путь Ильича» Абубекир Дадимович Аргунов, которого в народе ласково называли Пата, организовал торжественную встречу возвратившимся из ссылки карачаевцам. Он пригласил несколько семей поселиться на территории его колхоза до тех пор, пока не будет устроен быт в карачаевских селениях. Пата всегда строил отношения с карачаевцами, пострадавшими от сталинских репрессий, на дружеской основе и помогал, чем мог. Его до сих пор помнят в Карачае.
Белорус Сергей Степанович Скоробогатый, начальник автобазы № 10, днём и ночью находился на железнодорожном вокзале города Черкесска, встречая прибывающих из ссылки карачаевцев и помогая им добираться до мест расселения. Его машины без устали развозили людей, домашнюю утварь и животных. Его добрые дела остались в благодарной памяти карачаевцев.
Иссали Лайпанов подружился с Андреем Стороженко, жителем казачьей станицы Преградной, на строительстве начальной школы в посёлке Кызыл-Уруп. Когда домочадцы Иссали вернулись на родину из Средней Азии, они обнаружили, что от их дома остались одни стены. Жена Иссали разыскала старого друга своего мужа и попросила о помощи. Андрей Стороженко сразу откликнулся на просьбу и принялся за работу. В течение нескольких месяцев он в одиночку соорудил крышу, заменил сгнившие от дождей полы, поставил двери, окна, ступеньки – всё бесплатно. После возвращения из депортации внуки Иссали и Даум учились в школе, которую построили их дед и его русский друг.
Рассказывают, что после возвращения народа из Средней Азии молодые ребята как-то раз отправились на сенокос. Недалеко от их стана располагались пожилые косари-абазины. Однажды они позвали ребят и спросили, чьи они будут. Те посчитали это за стариковскую блажь и даже перекинулись между собой парой шуток на родном языке. Каково же было их удивление, когда абазины заговорили с ними на чистом карачаевском языке и проявили потрясающую осведомленность в вопросах, касавшихся карачаевских родов и фамилий. «Вы привезли из Азии много чужих слов, – добавили абазинские аксакалы, – ваша речь не так чиста, как прежде, до выселения». С тех пор ребята стали регулярно навещать своих соседей, оказывая им знаки внимания из почтения к их возрасту и мудрости, как это предписывают адаты горцев.
Карачаевцы, вернувшиеся в село Хасаут-Греческое, в котором они проживали до ссылки, были приятно удивлены не только радушным приёмом местного населения, но и тем, что представители старшего поколения греков говорили с ними на карачаевском языке, который они не забыли. Селяне разобрали переселенцев по своим домам до завершения строительства и ремонта жилья. Особенную поддержку прибывшим из далёкой Средней Азии оказали братья Кузнецовы – Василий, работавший бригадиром в колхозе «Знамя коммунизма», и председатель сельского совета – Игнат.
Старожилы рассказывают, что за всю историю совместного проживания между греками и карачаевцами не было ни одного конфликта.
Традиции взаимного уважения сохраняются и поныне в селе Хасаут-Греческом. Греки и карачаевцы совместно проводят все праздники и мероприятия, навещают друг друга в дни печали и радости.
В память о проявлении дружбы и добрососедства в генеральном плане развития и благоустройства Замка дружбы народов предусмотрен парк, в устройстве которого примут участие представители всех народов, проживающих в республике.
Доброе отношение народов Карачаево-Черкесии к вернувшимся из ссылки карачаевцам было для них огромной моральной поддержкой.
Б. АЙДАБОЛОВ, Ш. УЗДЕНОВ.
Фото Б. МОЛОТКОВА. 1957 г.
{{commentsCount}}
Комментариев нет