«Когда один отряд ушел в поход…»
Средняя общеобразовательная школа аула Кумыш носит имя уроженца аула – выдающегося поэта, писателя и драматурга Муссы Батчаева. Он так воспел в своем творчестве родной аул, что в это селение влюбляешься заочно. Как и в людей, его населяющих. «Я всегда хотел быть похожим на них, на всех вместе и каждого в отдельности», – говорил при каждом удобном случае сам писатель.
Мусса Батчаев – нечто большее, чем имя знаменит. земляка. Это имя – символ аула, и потому поток воспоминаний о нем в школе, носящей его имя, не иссякает даже в летнее время.
Средняя общеобразовательная школа аула Кумыш носит имя уроженца аула – выдающегося поэта, писателя и драматурга Муссы Батчаева. Он так воспел в своем творчестве родной аул, что в это селение влюбляешься заочно. Как и в людей, его населяющих. «Я всегда хотел быть похожим на них, на всех вместе и каждого в отдельности», – говорил при каждом удобном случае сам писатель.
Мусса Батчаев – нечто большее, чем имя знаменитого земляка. Это имя – символ аула, и потому поток воспоминаний о нем в школе, носящей его имя, не иссякает даже в летнее время.
Одна из излюбленных тем, которую подымают на литературных встречах в пришкольном детском лагере «Солнышко» Кумышской СОШ – жизнь и творчество Муссы Батчаева, хотя, как признается начальник лагеря Ася Гербекова: «Наверное, в нашей школе нет ни одного ребенка, который бы не прочитал посмертную книгу Муссы Батчаева – своего рода его завещание землякам – «Быть человеком». Повышенному интересу к жизни и творчеству Батчаева способствуют и свидетельства современников, которые частые гости в лагере, своими воспоминаниями о нем делятся ветераны – учителя школы. Кстати, и сам Мусса в одно время преподавал в школе…
Есть в лагере «Солнышко» и музыкальный кабинет, где во время песенных и музыкальных пауз даже тот, кому медведь на ухо наступил, не останется равнодушным к облагораживающим импульсам классической и народной музыки.
В лагере этим летом отдохнули две группы по 25 детей. Почему пишу в прошедшем времени «отдохнули»? Дело в том, что на момент моего визита в лагерь ребята «догуливали» последние денечки, но никакой расслабленности, лености в их поведении не наблюдалось. Энергичная утренняя зарядка, легкий, но сытный завтрак, потому как детям предстоял пеший поход – экскурсия на Хумаринское городище. Собственно, они поднимались на плато в первые дни отдыха, побывали на городище, на горе Тамара, вплотную примыкающей к нему и названной в честь легендарной грузинской царицы. В тот день пошел дождь, и увидеть могильники некрополя «Тамара» детям не удалось, вот они и изъявили желание сходить на городище еще раз… Как рассказали ребята, они посетили за время отдыха многие достопримечательные места Карачаевского района. Это и мемориальный комплекс защитникам перевалов Кавказа, который в этом году отмечает свой полувековой юбилей, и Шоанинский, и Сентинский храмы, и гора Токмак-Кая со знаменитой сторожевой башней…
– С помощью подобных экскурсий можно многого добиться, – считает Ася Гербекова, – поскольку в таких местах, как храмы, музеи, мемориальные комплексы, школярство, повторение чужих слов только помеха, нужна самостоятельная работа мысли… И в этом ребятам охотно помогают воспитатели и вожатые – Елена Ортобаева, Люаза Эбеккуева, Эльмира Карабашева, Алина Бердиева, Идрис Кипкеев, Лаура Руфинова, которые в любом деле, в любом начинании не терпят приблизительности, расплывчатости и лукавства…
– Удивить современных детей очень трудно, скорее, они тебя и удивят, и озадачат. И потому иной раз и не знаешь, как быть, какое лучше мероприятие провести, чтобы оно заставляло думать детей, мыслить неординарно и творчески, помогало стать им добрее, любознательнее, любопытнее, умнее, – говорит Елена Ортобаева, – естественно, выручают кружки, проводимые конкурсы, походы, спортивные игры, соревнования. Все мероприятия проводятся на школьном дворе, в помещение детей не загонишь, даже если на улице дождь…
Школьный двор – особая статья, и мне он знаком не понаслышке, потому как я эту школу окончила всего несколько лет тому назад. Во-первых, он огромный и ухоженный, во-вторых, в нем есть все условия для занятий спортом – баскетбольная, волейбольная площадки, футбольное поле, беговые дорожки, турники… Плюс к этому роскошный спортзал.
Когда один отряд ушел в поход, а ласковое тепло стало жарой и раскаленный воздух сгустился и застыл посреди школьного двора, опустели вратарские ворота, линия штрафной площадки, спрятались в тени деревьев – берез и елей – юные художники, рисующие мелом на асфальте… Одна группка детей из пяти ребят заслушалась рассказом Люазы Эбеккуевой о заповедных деревьях и растениях, другая устроила импровизированный конкурс чтецов под руководством Лауры Руфиновой на ту же тему: «Широкий дуб наряд не отдает, кидается в прохожих желудями, здесь воздух ароматен, словно мед, и чист, как влага, пей его горстями», третья гадает: какое облачко из внезапно набежавших на небо похоже на зайчика, а какое на щенка? Словом, обо всем многообразии детской деятельности так просто и не расскажешь, жизнь в лагере наполнена бурной активностью.
А между тем с тревогой стали поглядывать на темнеющее небо воспитатели, важнейшее условие содержания работы которых не только обеспечить психологический комфорт каждому ребенку, беречь и развивать у него чувство собственного достоинства, но и проявлять повышенное внимание к его здоровью. Беспокойство педагогов было ненапрасным. Буквально через пять минут хлынул ливень, но дети к тому времени уже шумно рассаживались в столовой, где для них, как дома родители, расстарались повара. На первое – борщ, на второе – котлеты по-киевски, к компоту – сдоба…
Л. ТОКОВА,
студентка отделения журналистики КЧГУ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет