Царская жертва
17 июля – день памяти расстрелянной в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома царской семьи. Ровно сто лет назад, в ночь на 4/17 июля 1918 года, в Екатеринбурге большевики убили Николая II, его жену, царицу Александру Федоровну, их детей – княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию, царевича Алексея, а также сопровождавших их лиц – лейб-медика Евгения Боткина, камердинера Алексея Труппа, комнатную девушку Анну Демидову и повара Ивана Харитонова.
Церковь канонизировала Николая II и его семью, и 17 июля отмечается день памяти святых Царственных страстотерпцев. По всей стране прошли мероприятия, посвященные этой печальной дате.
17 июля – день памяти расстрелянной в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома царской семьи. Ровно сто лет назад, в ночь на 4/17 июля 1918 года, в Екатеринбурге большевики убили Николая II, его жену, царицу Александру Федоровну, их детей – княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию, царевича Алексея, а также сопровождавших их лиц – лейб-медика Евгения Боткина, камердинера Алексея Труппа, комнатную девушку Анну Демидову и повара Ивана Харитонова.
Церковь канонизировала Николая II и его семью, и 17 июля отмечается день памяти святых Царственных страстотерпцев. По всей стране прошли мероприятия, посвященные этой печальной дате. В Карачаево-Черкесии, в стенах Архиерейского подворья Святителя Николая Чудотворца, в этот день также прошел научно-практический семинар «100 лет со дня расстрела Государя Николая II и его семьи: последствия, выводы и образ будущего России», который был организован региональным отделением Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл». В семинаре приняли участие представители научного сообщества республики, депутаты Народного Собрания и духовенство.
Наша редакция тоже не могла пройти мимо этой даты. Мы попросили высказать свое мнение экспертов.
Секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых, клирик Никольского собора г. Черкесска иерей Александр ГУРИН:
– Император Николай II, как и ветхозаветный праведник Иов Многострадальный, в день памяти которого он родился, приняв свой крест, перенёс все испытания твёрдо, кротко, без ропота. Именно образец долготерпения с особенной ясностью открывается в последних днях жизни Императора и членов его семьи.
Несмотря на то, что все члены царской семьи оказались в заточении, они искренне стремились воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. И большинство свидетелей последнего периода жизни царственных страстотерпцев это подтверждают. Они говорят о них, как о людях страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших благочестивую жизнь. Императорская семья проводила много времени в душеполезном чтении, прежде всего Священного Писания, и в регулярном посещении богослужений.
В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа.
Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили царские дети. Протоиерей Афанасий Беляев, исповедовавший царских детей, писал: «Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи – страстной и греховной, меня привели в изумление, и я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в известных для них грехах».
За многими страданиями, перенесенными царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, которые победили зло светом Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.
Русская Православная Церковь, канонизировавшая царскую семью, не руководствовалась политическими или идеологическими соображениями, но свидетельствовала перед уже чтущим царскую семью народом Божиим, что её члены действительно угодили Богу и предстательствует за нас пред Престолом Божиим.
Все члены царской семьи, принимая с христианским смирением безвинную смерть, были канонизированы как страстотерпцы, подобно таким князьям – страстотерпцам, как Борис и Глеб, Михаил Черниговский, Михаил Тверской, царевич Димитрий.
Первый секретарь Комитета Карачаево-Черкесского регионального отделения КПРФ Кемал БЫТДАЕВ:
– Прежде всего: факт самого расстрела не является абсолютно доказанным. Останки расстрелянных до сих пор под сомнением криминалистов.
Но если это случилось, то всё это противоречит политике большевиков и Ленина. Большевикам незачем было расстреливать царя, а тем более – его семью. Любому политику ясно, в результате этого акта большевики приобретали гораздо больше проблем, чем выгоды. Ленин не давал указания расстрелять царя, в планах его был справедливый суд, несмотря на то, что отец Николая II, Александр III, отдал приказ казнить старшего брата Ленина Александра. Мертвый царь, скорее, был выгоден Колчаку, который сам себя уже видел императором и назначил три расследования по факту расстрела царской семьи, поскольку первые два расследования давали отрицательный результат, т. е. расстрела не было.
Без всякого сомнения, лично Николай II заслужил всенародного суда. Свое прозвище «кровавый» он получил от народа, когда в день его коронации на Ходынском поле Москвы в давке погибло 1379 участников праздника, более 1000 были ранены, из них 900 остались покалеченными. Даже после такой трагедии он продолжил праздновать свое восхождение на престол.
9 января 1905 года вошло в историю как «кровавое воскресенье». Николаю II не хватило мужества, чтобы предстать перед своим народом, который вышел к нему неся хоругви, кресты, иконы и портреты самого императора. Он просто отдал приказ на кровавую расправу с рабочими и крестьянами, бастующими, восстававшими против самой зверской эксплуатации и ограбления помещиками и капиталистами.
Войска стреляли в безоружных рабочих боевыми пулями, которые пробивали иконы и лики святых прежде чем входили в тело. Раненых добивали шашками и штыками. Погибших было более 1,5 тысячи человек, раненых – более 4 тысяч.
Ненависть народа к царю была огромная. Когда офицеры царской армии арестовали и заставили отречься царя от престола 2 марта 1917 года, общественность атаковала Временное Правительство с требованием «пустить царя в расход». От Императора сразу отказались и церковь, и его родственники, и монархи зарубежных стран.
Возможно, эти настроения и ненависть к Николаю II витали в умах членов Президиума Уральского областного совета рабочих, который и принимал, по официальной версии, решение о расстреле царской семьи.
Координатор Карачаево-Чересского регионального отделения ЛДПР Олег ЖЕДЯЕВ:
– Моё отношение и личное, и как представителя политической партии к произошедшему абсолютно негативное. С точки зрения морали – это неприемлемое событие – никто не даёт нам право убивать. Многие могут сказать, что так было необходимо. Николай II и его семья олицетворяли прошлую власть – то, с чем нужно было покончить для построения нового государства. Но я абсолютно с этим не согласен! Мы видим примеры европейских стран, где сохранился монархический строй. При этом власть монарха не абсолютна, а основная роль в управлении государством находится в руках, например, парламента.
При Николае II Российская империя испытывала экономический подъем. Если бы император сохранил своё право на престол, на сегодняшний день мы бы получили сильную Россию с элитой дворянского общества, с теми традиционными устоями, православной верой, которые сохранялись именно благодаря монархии.
К сожалению, после расстрела царской семьи и их приближенных мы получили репрессии, убийства, разрушения храмов, изменение традиционного уклада жизни… Наша страна погрузилась в тёмные времена, когда уничтожалась элита общества, интеллигенция. С потерей монархии мы потеряли большой пласт нашей культуры.
Наш народ пожил при другом строе, что-то было хорошо, что-то плохо… Но он сохранился всего на 70 лет, и страна снова пережила смутные времена.
Любое насильственное свержение власти, тем более убийство, влечет за собой последствия, от которых страдают последующие поколения. Они являются жертвами решений, которые принимает определенная кучка людей, не учитывая мнение большинства. Я думаю, нам не стоит повторять таких ошибок.
Ведущий научный сотрудник КЧИГИ, кандидат исторических наук Ася КАРДАНОВА:
– Я считаю, что расстрел царской семьи – одна из трагических страниц в истории Российского государства. Как женщине и матери, мне жалко семью, безвинно погибших детей. Но давайте будем объективными. Вспомним бездарно проигранную русско-японскую войну, события 9 января 1905 года – «кровавое воскресенье», Ленский расстрел… Очень много печальных страниц для российского народа связано с именем Николая II. Когда вспоминаю эти страницы истории и пытаюсь найти какое-то оправдание действиям императорского двора, то я, как историк, не могу найти его. Долгие годы в расстреле царской семьи очень много вины переносили на Ленина. Я с этим категорически не могу согласиться. Это было решение Уральского совета солдатских и рабочих депутатов. Напомню, что их же решением был расстрелян и родной племянник Ленина. Нужно также принять во внимание исторический контекст – только что подписан Брестский мирный договор, стране нужно было прекратить эту никому не нужную Первую мировую войну. Ленин не планировал расстрел Николая II, двоюродного брата короля Георга V, так как нужно было поддерживать политические отношения с Англией.
Задаюсь вопросом: «Почему император не покинул страну?» Ему отказала Англия, но можно было найти другое решение… Всем было бы легче, если бы он ушёл за границу вместе с семьёй.
Начальник отдела сопровождения научных исследований Карачаево-Черкесского государственного университета имени У. Д. Алиева, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Марина КУБАНОВА:
– Цареубийства в мировой истории – тема неоднозначная и всегда вызывающая много вопросов и споров, она делит общество на различные лагеря, имеющие противоположные мнения – мнения-антагонисты. С точки зрения человеческой морали и религиозной этики, любое убийство человека – это грех. Убиенные, таким образом, превращаются в мучеников, а убийцы – в преступников и безбожников. Но с точки зрения идеологической системы, складывающейся, особенно, в годы революций, причем любых, в разных странах, убийство первых лиц государства – неизбежное и важное средство «очищения» общества от старых болячек, возмездие за накопившиеся проблемы и саму революцию. В годы революции, как и в годы войны, пощады и жалости не существует, особенно по отношению к тем, чьи действия так или иначе спровоцировали данные события. Низы видят в них причины всех несчастий и бед. В то же время новые власти или те, кто к ней стремится, инициируя и участвуя в убийстве через показательные или тайные казни монарших особ, не просто очищают таким образом дорогу к преобразованиям, а уничтожают саму возможность возвращения к старым порядкам. Такие своего рода «зачистки» имели место и в годы Английской буржуазной революции XVII в., и в годы Великой Французской буржуазной революции XVIII в., когда были уничтожены, казнены посредством виселицы и гильотины правящие монархи Карл I Стюарт и Людовик XVI Бурбон. В последнем случае, – с семьей. Эти революции, несмотря на достаточную удаленность от Октябрьской революции в России и отличный от нее характер, по сути, преследовали похожие цели: преобразование общества, в котором теперь не могло быть места ничему старому и, прежде всего, тем, кто был его знаменем, его олицетворением и кто, будучи живым, мог создавать угрозу реставрации прежних режимов. Поэтому гибель царской семьи в России было логическим и ожидаемым продолжением революционных событий. Вопрос об этической стороне в данном случае не рассматривался.
Материал подготовила Светлана ОСЕЦКАЯ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет