Трагедия военных лет в плакатах
«Какими бы ни были высокие наши устремления, – писал о Великой Отечественной войне Константин Симонов, – война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня». И с этими словами невозможно не согласиться.
Эта трагедия нашла свое отражение в повестях, рассказах, стихах, фильмах о войне, а также в плакатах военного времени и фотохронике ТАСС. В фондах Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника хранится большая коллекция плакатов и фотографий времен Великой Отечественной. Некоторые из них представлены на выставке «Годы, опаленные войной» в выставочных залах музея.
«Какими бы ни были высокие наши устремления, – писал о Великой Отечественной войне Константин Симонов, – война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня». И с этими словами невозможно не согласиться.
Эта трагедия нашла свое отражение в повестях, рассказах, стихах, фильмах о войне, а также в плакатах военного времени и фотохронике ТАСС. В фондах Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника хранится большая коллекция плакатов и фотографий времен Великой Отечественной. Некоторые из них представлены на выставке «Годы, опаленные войной» в выставочных залах музея.
Героические плакаты времен войны – это уникальное явление, сыгравшее огромную роль в тяжелые военные годы. Буквально в первые дни войны на улицах городов и сел появился знаменитый плакат Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовет!» (1941 г.), призывавший каждого человека задуматься о случившемся и встать в ряды защитников Отечества. Своей композицией и образным решением он перекликается с плакатом Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» (1920 г.) периода Гражданской войны.
Также в коллекции представлены плакаты, отражающие начальный, самый тяжелый, период войны, когда фашисты наступали, занимая один за другим населенные пункты нашей страны, и огромная часть территории оказалась оккупированной. Поэтому плакаты этого периода пропитаны трагизмом, и основными героями на них являются либо взывающие к помощи люди, либо сражающийся советский воин, как, например, на плакате Алексея Кокорейкина «За Родину!» (1942 г.).
С наступлением перелома в войне в пользу Советского Союза трагические сюжеты постепенно сменялись образами, вселяющими уверенность в победе, а также можно увидеть плакаты, призывающие помочь фронту ударным трудом в тылу, так как воюющая страна нуждалась в мощной материальной базе. Наряду с героическими плакатами появляются и сатирические. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Их произведения «Беспощадно разгромим врага», «Потеряла я колечко, а в колечке 22 дивизии» (1943 г.) и многие другие, в карикатурной манере изображавшие фашистов и Гитлера, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.
И наконец, завершающий этап войны, долгожданная Победа, за которую была заплачена огромная цена. Плакаты этого периода отличаются торжественностью, нескончаемой радостью и гордостью за нашу Родину, за наш народ. Призывают к восстановлению хозяйства, прославляют города-герои.
Плакаты периода 1941-1945 гг., без сомнения, являются одним из ярких и значительных явлений в истории отечественного искусства XX века.
По информации сектора современной истории Карачаево-Черкесского
историко-культурного и природного музея-заповедника.
{{commentsCount}}
Комментариев нет