«Характер барда – в его стихах»…

9 августа в 09:35
9 просмотров

27-30 июля в туркомплексе «Старый Домбай» проходил ХХIХ Всероссийский фестиваль авторской песни «Горные вершины» под эгидой министерств культуры России и КЧР, ГГБУ «Карачаево-Черкесский республиканский центр народной культуры», вылившийся в праздник, который по достоинству оценили многочисленные туристы и гости курорта. В этом году фестиваль посвящался 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого, чье имя и нравственные заповеди всегда созвучны эпохе, и интерес к его творчеству подхватывают новые поколения.
Я обожаю этот фестиваль, с которым как бы сроднилась за годы своей работы в журналистике. Фестиваль «Горные вершины» в Домбае уже давно стал трендом в России, и хотя он по масштабам, конечно, уступает знаменитому Грушинскому, давно имеющему филиалы в регионах, наш, доморощенный, который впервые был проведен в далеком 1988 году в Теберде, безусловно, входит в реестр престижных и знаковых.

27-30 июля в туркомплексе «Старый Домбай» проходил ХХIХ Всероссийский фестиваль авторской песни «Горные вершины» под эгидой министерств культуры России и КЧР, ГГБУ «Карачаево-Черкесский республиканский центр народной культуры», вылившийся в праздник, который по достоинству оценили многочисленные туристы и гости курорта. В этом году фестиваль посвящался 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого, чье имя и нравственные заповеди всегда созвучны эпохе, и интерес к его творчеству подхватывают новые поколения.
Я обожаю этот фестиваль, с которым как бы сроднилась за годы своей работы в журналистике. Фестиваль «Горные вершины» в Домбае уже давно стал трендом в России, и хотя он по масштабам, конечно, уступает знаменитому Грушинскому, давно имеющему филиалы в регионах, наш, доморощенный, который впервые был проведен в далеком 1988 году в Теберде, безусловно, входит в реестр престижных и знаковых. Здесь, кстати, начинал свою концертную деятельность бывший врач Зеленчукской райбольницы Тимур Шаов – ныне бард с мировым именем, гастролирующий со своими талантливыми, искрящимися мудрым юмором, авторскими песнями в Израиле, Италии, Франции, Германии, США. Там на его концерты рвутся ностальгирующие русскоязычные эмигранты, особенно – первой волны, уехавшие из СССР еще в 80-х. Это о них группа Макаревича «Машина времени» распевала в те годы: «Сколько нас уже пристало к берегу, и летят без боли, налегке, письма из Израиля в Америку на великом русском языке»…
Обо всем этом мы вспоминали в холле гостиницы «Старый Домбай» с заместителем директора РЦНК Ларисой Бессарабовой и методистом Еленой Нестеренко, которые занимались размещением и регистрацией прибывающих участников фестиваля с зачехленными гитарами за спиной… Для меня эта самая «предтеча» конкурсных концертов бардов всегда почти сакральна, ведь именно в это время есть возможность поближе познакомиться с поэтами-песенниками. Потом уже в круговерти фестиваля вряд ли их найдешь в одном месте…
Вот – Саша Ирбе из Москвы, талантливая поэтесса, выпускница Литературного института, автор нескольких книг, многочисленный призер и победитель международного литературного конкурса «Вся королевская рать». Своими манерами, некой отстраненностью и стилем одежды (все дни пребывания на фестивале она появлялась в черном вечернем платье с оголенными плечами, и – никаких кроссовок и тем паче рваных джинсов!) Саша смутно напоминала поэтесс Серебряного века. На фестиваль она приехала с песней «Что без тебя Москва, что – Петербург».
Тут же, расчехлив гитару, она трогает струны: «Что без тебя Москва, что – Петербург, объединенье чуждых сердцу рук, обледененье пропасти листа, и – мира, где зияет пустота»… Но все становится на свои места, когда Саша Ирбе объясняет суть песни. Оказывается, когда встал вопрос – на какой фестиваль вместе ехать – «Петербургские мосты» или «Горные вершины», ее супруг, поэт Сева Гуревич, настаивал на первом. Но Саша, влюбленная в Домбай, не уступила и в одиночестве прилетела к нам. Их размолвка закончилась примирением по телефону, когда она послала из Домбая мужу sms с текстом данной песни, которую она сочинила по дороге и посвятила ему, любимому.
Мы с Алтынай Атуовой, редактором газеты «Ногай давысы», которая так же была здесь в командировке, посоветовали Саше перед выступлением на концерте поведать эту трогательную историю в виде преамбулы, отчего ее песня только наберет очки. И надо было видеть, как потом восторженно встретили эту песню и жюри, и зрители!
А барды все прибывали в Домбай. Со многими уже давно знакома, и глядя, к примеру, на неунывающего, всегда готового к улыбке Игоря Тихненко из Благодарного Ставропольского края, не замечаешь его инвалидную коляску. Он преподносит мне свежий сборник своих стихов, песен, рассказов «Окошко». В свое время Игорь Федорович был страстным скалолазом, и в Домбае ему знаком любой маршрут. К сожалению, однажды во время альпинистских сборов в Кисловодске он сорвался с высоты и стал инвалидом. Отчаяние этому мужественному человеку незнакомо – не дает унывать верная подруга гитара да стихи, переложенные на музыку: «Я в Домбай не приезжаю, я в Домбай не возвращаюсь, потому что я с Домбаем не прощаюсь, не прощаюсь. Если я беру гитару, подпевать просить не надо. Он поет со мной на пару баритоном камнепада»…
Безусловно, открытием нынешнего фестиваля стала 11-летняя Маша Козлова из Владикавказа, победительница международных фестивалей авторской песни, которая представила на суд жюри свою песню «Моя Осетия». Кстати, Маша исполнит ее еще и в Москве, куда приглашена на День города.
На фестивале «Горные вершины» нашу республику достойно представили известные барды Луиза Байалиева и Сергей Зацепилин (г. Черкесск), чье творчество с каждым годом набирает обороты, – здесь прослеживается сочетание гражданственности и тонкой лирики, жизненная сила и любовь к родной земле. Луизу Байалиеву, пресс-секретаря АО «Карачаево-Черкесскэнерго», можно назвать ветераном «Горных вершин» – она здесь в 10-й раз! На нынешний фестиваль они приехала с сыном Михаилом, который перешел в 8-й класс и вместе с мамой составляет дуэт гитаристов (на снимке). А песню «Тропинка», прозвучавшую на концерте авторской песни, Луиза посвятила своему восхождению на одну из вершин сказочного по своей первозданности Аманаузского ущелья: «Ни к чему мне, ни к чему Елисейские поля, королевств чужих милее мне российская земля. Моя милая тропинка убегает в синеву – там обычную синицу я жар-птицей назову».
…Незаметно подкравшийся вечер принес с собой зажигательные ритмы кавказских хитов и российской эстрады – в Летнем театре ТЦ «Старый Домбай» начался большой концерт творческих коллективов Карачаево-Черкесии. И отрадно отметить, что наши прославленные исполнители: заслуженные артисты КЧР Шамиль Хубиев и Александр Меликаев, народный артист КЧР Казбек Джамбаев, очаровательная ведущая и вокалистка Фатима Китаева, мастер шансона Виктор Печков, фольклорный ансамбль «Алибек» и другие показали высокий класс мастерства и настоящего драйва, благодаря чему на площадке перед сценой возникла импровизированная массовая дискотека. А когда зазвучал известный хит «Гуляй, Россия!», массовые танцы обрели новое дыхание, где тон задавали студенты Мордовского государственного университета, ежегодно отдыхающие в Домбае в дни фестиваля. Как сказала со сцены в своем приветственном слове студентка МорГУ Елена Назарова: «Фестиваль «Горные вершины» привлекает своим демократизмом, кавказским размахом, щедростью сердец местного населения. И этих впечатлений потом хватает до следующего года».
…Второй день фестиваля был крайне насыщен: с утра барды отправились на экскурсии с проводником, после обеда приступили к конкурсу на лучшее исполнение песен Высоцкого. И вслушиваясь в звучавшие со сцены нетленные эти песни, невольно приходила мысль: усилия приблизиться и понять живого Высоцкого – не напрасны. Он пел на нервах, на пределе чувств, да он и был обнаженным нервом ушедшей эпохи и ее совестью. И, пожалуй, главная заповедь, которую он оставил тем, кто идет по его стопам: «Характер барда – в его стихах: я не люблю себя, когда я трушу, я не люблю, когда невинных бьют».
Песни Владимира Высоцкого на фестивальном конкурсе, безусловно, звучали разнопланово, но, слава Богу, никто из исполнителей и не пытался ему подражать. Просто каждый хотел выразить собственное проникновение в смысл и текст песен, поэтому почти все они звучали свежо и искренне. Как, например, «Купола» в исполнении Михаила Дудкина, «Так случилось – мужчины ушли» – Надежды Семеновой, «Неужели мы загнаны в замкнутый круг» – Анатолия Молотиевского (г. Майкоп). Кстати, делегация бардов из Адыгеи была самой представительной, и объясняется это тем, что у них довольно сильный и сплоченный клуб «Костер», члены которого коллективно ездят на фестивали.
Драматично прозвучали песни Высоцкого «Ты идешь по кромке ледника» (Василий Глушко, г. Санкт-Петербург), «Беда» (Ирина Белоконь, г. Ставрополь), задорно – «Что случилось в Африке» (трио семьи Сулимовых, г. Тула), напористо, с необходимой долей драйва и адреналина – «Здесь вам не равнина» (Василиса Устинова, г. Санкт-Петербург).
Сразу же после этого последовал конкурс на лучшую авторскую песню, и если подвести итоги, можно обозначить главное – многие тексты стихов здесь передавали непосредственность восприятия окружающего, стремление понять людей, себя, мир, и в них присутствуют мечта, грусть, любовь. И рядом с хорошим профессиональным вокалом соседствовал под простенькие аккорды безыскусный голос, умеющий, однако, говорить о сложном и важном, главном и второстепенном. Но самое главное – цель состязания бардов, приехавших из разных уголков России, была достигнута – «остановиться, оглянуться», чтобы вместе вглядеться в этот прекрасный мир и слиться с ним, чтобы черпать вдохновение, жизненную силу, веру в лучшее… И потом уже, когда бродила по Домбаю, меня мысленно сопровождали строки из песни Елены Бабаевой из Краснодара: «Я смотрю в бесконечную высь, наблюдая за жизнью небесной. Облака так похожи на нас – все летят, а куда, неизвестно»…
Поздним вечером второго дня фестиваля на большом экране Летнего театра состоялся показ художественного фильма романтиков всех времен «Вертикаль» с Высоцким в главной роли. И для зрителей вновь вместе с песней «Если друг оказался вдруг» открылась истина, произнесенная героем Высоцкого: «У человека в горах появляется новое качество. Он как бы живет в другом измерении – по вертикали, и в нем заложена страсть преодолевать». А логическим завершением этого насыщенного дня 29 июля стал костер дружбы и последовавший грандиозный фейерверк, чьи россыпи взлетали выше всех домбайских вершин.
Следующий день также подарил участникам фестиваля «Горные вершины» массу впечатлений: это и обзорная экскурсия на маятниковой канатной дороге на гору Мусса-Ачитара, творческая лаборатория и посиделки бардов, мастер-классы, гала-концерт и, наконец, награждение отличившихся на конкурсах. В итоге жюри отметило Почетными грамотами Министерства культуры КЧР и РЦНК и ценными призами участников в следующей последовательности: 1-е место в конкурсе на лучшее исполнение песен В. Высоцкого занял Анатолий Персиянов (г. Армавир), 2-е место – Сергей Саков (г. Ставрополь), 3-е место – Наталья и Сергей Степановы (г. Тула). За лучшую авторскую песню 1-е место было присуждено Сергею Зацепилину (г. Черкесск), 2-е место – Олегу Шельдяеву, 3-е место Игорю Тихненко (Ставропольский край). Приз жюри получила Маша Козлова (г. Владикавказ), приз РЦНК – семья Должниковых (г. Ставрополь).
До встречи, «Горные вершины»!

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях