Я буду долго гнать велосипед…

15 августа в 11:47
1 просмотр

Давайте поговорим о таком малоактуальном предмете нашей жизни, как велосипед, который до сих пор никак не зарекомендовал себя у нас как полноправный транспорт, пользоваться которым приятно и престижно. Велосипедисты во всем мире пользуются уважением на дороге: в головы всех и каждого вбит очень четкий мессенж: велосипед – это равноправный участник движения, удобный, экологичный и полезный транспорт, для которого существуют свои дорожки с разметкой, свои светофоры и к которому дорожная полиция относится так же серьезно, как к любому другому транспорту.
На Западе под велосипедистов подогнана вся инфраструктура, власти постоянно выделяют деньги на установку охраняемых велостоянок, почти все виды общественного транспорта оборудованы для бесплатной перевозки велосипедов, а местные политики на выборах обещают не манну небесную, а строительство новых велодорожек, пунктов проката и парковок.

Давайте поговорим о таком малоактуальном предмете нашей жизни, как велосипед, который до сих пор никак не зарекомендовал себя у нас как полноправный транспорт, пользоваться которым приятно и престижно. Велосипедисты во всем мире пользуются уважением на дороге: в головы всех и каждого вбит очень четкий мессенж: велосипед – это равноправный участник движения, удобный, экологичный и полезный транспорт, для которого существуют свои дорожки с разметкой, свои светофоры и к которому дорожная полиция относится так же серьезно, как к любому другому транспорту.
На Западе под велосипедистов подогнана вся инфраструктура, власти постоянно выделяют деньги на установку охраняемых велостоянок, почти все виды общественного транспорта оборудованы для бесплатной перевозки велосипедов, а местные политики на выборах обещают не манну небесную, а строительство новых велодорожек, пунктов проката и парковок. В шведском городе Гётеборге, где я жила, треть жителей ездила на велосипеде и на работу, и в гости, и в театр, и на прогулку за город. А в другом шведском городе Мальмё каждая из велосипедных дорожек имела свое имя. Это чтобы было легче найти их по ГПС…
Копенгаген так был забит велосипедистами, что за их плотным строем не было видно автомобильного движения. В Мехико-Сити еженедельно проходила акция «День без автомобиля», а в последнее воскресенье каждого месяца – массовый велопробег по периметру мегаполиса, в котором, среди десятков тысяч велосипедистов, неизменно была и я.
У нас же, увы, велосипед все еще считается не средством передвижения, а просто развлечения, ну, или чуточку спорта. На наших улицах велосипедистов встретишь нечасто – к велосипеду как к транспорту отношение у нас несерьезное. Во всем мире велосипедом пользуются как транспортом, у нас – катаются. Чувствуете разницу?
Аргументов в пользу развития велодвижения в нашей республике много, ибо велосипед обладает рядом выгодных активов: он экологичен, полезен, безопасен, не требует водительских прав плюс дает возможность прокачивать разные навыки. Велосипед – одно из средств стать лучшей версией себя хотя бы потому, что сдерживает физическое саморазрушение каждого из нас. К тому же у велосипеда как вида транспорта нет конкурентов.
Я мечтаю о том, когда велосипед у нас станет официальным видом городского транспорта и для велосипедистов будут созданы элементарные условия: хотя бы отдельные велосипедные дорожки вдоль улиц, что будет принята соответствующая программа, предусматривающая строительство инфраструктуры (дорожки, парковки, пункты проката и ремонта и т. д.) и различные поощрения для людей, передвигающихся на велосипедах, что еженедельно будут проводиться большие загородные велопробеги.
Кому-то эта идея может казаться утопичной. Но она не более нереальна, чем электрификация всея России сто лет тому назад.
В пользу этой легкоуправляемой машины можно привести множество аргументов, и все они будут со знаком плюс. Главный довод, который и обсуждать не стоит из-за его очевидности, – это радость жизни, здоровой и вкусной. В это понятие я вкладываю насыщенную удовольствиями и дозволенными в рамках общественных правил жизнь.
Велосипедистка я страстная, и единственное, что меня удерживает от желания приобрести велосипед – это невозможность хранить его. В помещение не втащишь, на улице, сами понимаете, на ночь не оставишь, как это делается во всем мире. Соратников и просто сочувствующих у меня достаточно. Но одни не умеют ездить, другие боятся осуждающих взглядов и закостенелой морали – «ребенок ты, что ли?»
Я никогда не понимала, что руководит такими вот осуждающими с их примитивным мышлением, находящим самовыражение в каких-то формах контроля над чьей-то личной жизнью. Страх остаться на обочине жизни с ее изменившимися правилами? Для меня такая воинствующая мораль – это апофеоз скудоумия и косности, утвердившаяся в подкорке резонерствующей домохозяйки, агрессивно распространяющей свои правила жизни и накидывающей цепь обременительных предрассудков на других.
Но мы и так живем без удовольствия, с опаской, что нас кто-то осудит – сколько можно издеваться над собой? Нам ли бояться быть непонятыми и выпавшими из общей игры «за нарушение правил». Это не правила, а махровое ханжество, которое никак не может покинуть веками облюбованный ареал. И вот уж точно не стоит обращать внимание на резонера, который будет с осуждением смотреть вслед прекрасным скользящим велосипедистам. Мы точно живем с ними в одно время?
Массовое велосипедное движение – это здорово. Это полезно, экологично, эффективно, не приводит к ДТП, заряжает бодростью и хорошим настроением. Что тут не так, не понимаю.
Я бы хотела, чтобы мы были внимательны к своему здоровью и состоянию окружающей среды, а потому с удовольствием пересаживались на велосипеды, не видя в этом ничего зазорного. Как не видят ничего постыдного в этом голливудские звезды, топ-менеджеры ведущих их мировых компаний или министры европейских стран.
Главное правило, которое я усвоила в течение своей жизни, – это умение радоваться каждому дню, даже в этом дне – минимум материальных благ. Главное, есть бесценное здоровье, солнце, возможность двигаться и желание жить! Остальное – мимо кассы.
Я всегда активно транслирую свое желание видеть сограждан на велосипеде. Вернее, сначала себя, а потом уже всех, кто желает присоединиться к этой акции «Велосипедное движение в Карачаево-Черкесии». И приглашаю всех стать участниками приключения, в котором ты и дорога станут главными составляющими формулы счастья и здоровья – наших неизменных пожеланий друг другу, которые легко осуществить самому.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях