След ушедшего времени
В нынешнем году исполняется девяносто лет со дня выхода первого номера журнала «Революция и горец», сыгравшего огромную роль в становлении национально-государственных автономий на Северном Кавказе. Мы предлагаем вам рассказ об этом замечательном издании, подготовленный на основе материалов, предоставленных редакции историком-этнографом Ибрагимом Шамановым – бескорыстным, неустанным просветителем, искренне желающим передать свои знания читателям нашей газеты.
В послереволюц. время, в 1920-1930 годы, когда молодая советская республика проходила испытание на прочность, центром культуры Северного Кавказа был город Ростов-на-Дону.
В нынешнем году исполняется девяносто лет со дня выхода первого номера журнала «Революция и горец», сыгравшего огромную роль в становлении национально-государственных автономий на Северном Кавказе. Мы предлагаем вам рассказ об этом замечательном издании, подготовленный на основе материалов, предоставленных редакции историком-этнографом Ибрагимом Шамановым – бескорыстным, неустанным просветителем, искренне желающим передать свои знания читателям нашей газеты.
В послереволюционное время, в 1920-1930 годы, когда молодая советская республика проходила испытание на прочность, центром культуры Северного Кавказа был город Ростов-на-Дону. Именно здесь появился целый «букет» из более тридцати специализированных журналов. Подобно цветам, они «распускались», эмоционально обогащая народ, а затем, по разным причинам, «увядали». Среди них – «Жизнь национальностей» (1920 – 1924 годы), «Коммунист» – (1920 – 1926 годы), «На подъеме» (1925 – 1929 годы), «Лава» (1926 – 1929), «Советский Северный Кавказ», а также «Революция и горец», издававшийся в 1928 – 1934 годах.
Вся периодика того времени, так или иначе, затрагивала проблемы нашего региона – Карачаево-Черкесской автономной области, образованной в 1922 году, и ее наследниц – Карачаевской и Черкесской автономных областей, появившихся 26 апреля 1926 года.
Журнал «Революция и горец» отличался, по признанию современников, от многих печатных собратьев глубокой информативностью, жанровым разнообразием и растущим профессионализмом. Расшифровка его предназначения была длинной и исчерпывающей: «политико-экономический, литературно-публицистический и историко-краеведческий ежемесячник, орган Северо-Кавказского краевого национального совета, Северо-Кавказского краевого комитета нового алфавита и Северо-Кавказского краевого горского научно-исследовательского института».
Авторский коллектив состоял из уважаемых в регионе лиц – представителей культурной интеллигенции, чье мнение порой раскатывалось эхом по обеим областям. В редакционный совет вошли представители разных народов региона – Умар Алиев, Абдулхалим Саламов, Даут Цей, Абдуллах Тлюняев, Ислам Тамбиев, Мурат Кундухов, Николай Буркин, Хамид Ошаев и другие. Неизменным ответственным секретарем оставался Ислам Хубиев (кстати, он работал в 1924 году редактором газеты «Горская жизнь», так называлась тогда нынешняя газета «День республики»). Время было буйное, подчас с непонятными социальными «зигзами», вопросы, один острее другого, накатывались на журналистов волнами, заставляя подчас менять методы подачи материалов, но не приоритеты. Как бы то ни было, даже сейчас чувствуется сила журнала, «заряжавшая» читателей своей внутренней энергией. В нем печатались главы из романа Александра Фадеева «Разгром», произведения Михаила Шолохова и Дмитрия Фурманова… Публиковались статьи историков Георгия Кокиева и Аскерхана Авторханова, археолога Бориса Крупнова, лингвиста Николая Яковлева, летописца Кубани, одного из создателей Общества любителей изучения Кубанской области Александра Дьячкова-Тарасова, историка-статиста Бориса Городецкого. И это далеко не полный список выпущенных журналом работ именитых людей России.
Благодаря публикациям и фотографиям Григория Раева, о котором наша газета уже писала, мы имеем не просто представление, а настоящую картину широкомасштабного празднования первого десятилетия Октябрьской революции и рождения нового города Микоян-Шахара (ныне город Карачаевск).
Не сказать, чтобы на страницах журнала была «тишь-гладь, да Божья благодать». Страсти, бушевавшие в стране, обнаруживаются и здесь. Партийный публицист Федор Макаров в статье «К вопросу о революционной законности в Карачае» поднимал проблемы, связанные с подготовительной работой по организации колхозов, которая подменялась грубым администрированием и угрозами, запугиванием. Пренебрежение к населению – излюбленное средство агитации за вступление в колхоз, возмущался он. В административном пылу местные активисты подвергали раскулачиванию даже бедняков.
Обсуждался и вопрос о раскрепощении горянок. Борец за их права Бурина в статье «На путях к экономическому раскрепощению горянки» пошагово объясняла членам бытовых комиссий, как привлечь горянок к хозяйственному строительству в семье и в обществе.
В журнале последовательно высвечивались основные пункты беспрецедентного новшества – первого пятилетнего плана 1928-1933 годов, освещались пути всемерного развития индустриализации и т. д.
На страницах журнала дебатировались вопросы национально-государственного строительства, развития культуры, перевода письменности народов Кавказа с арабской графики на латинскую. Много писалось о преобразовании устоев горцев – новые тенденции определялись емким лозунгом «Революция быта».
Поразительно, но большая часть тематики журнала актуальна и сегодня. Так, Ахмат Бегеулов рассматривает развитие периодической печати и связанного с ней рабселькоровского движения. Публикуются статьи научно-познавательного характера лингвиста Николая Яковлева, юриста Александра Ладыженского, общественно-политического деятеля и замечательного ученого Умара Алиева.
В журнале много рассказывается о работе по ликвидации безграмотности, деятельности «летучего» глазного отряда профессора-офтальмолога Очаповского и хирургического отряда профессора Александра Струнникова, первого главного врача областной больницы в городе Микоян-Шахаре. К врачам-подвижникам дни и ночи отовсюду тянулись арбы с больными. Горянки, желая выздороветь, напрочь игнорировали адат, запрещающий им показывать свое тело постороннему мужчине.
Из журнала мы узнаем об открытии новых школ и больниц, выпуске газет на ногайском и абазинском языках.
Статьи Мокиенко «Землеустройство национальных областей Северного Кавказа», «Мелиорация в горских областях Северного Кавказа» незаменимы для нас в качестве справочника о межевании и наделении крестьян землями. Статья Коренева, сотрудника Орджоникидзевского Горского сельскохозяйственного института, расширяет эту тему до северокавказского межрегионального уровня – землеустройства между национальными областями.
В журнале немало статей по бальнеологии, принадлежавших перу известного исследователя Кавказских минеральных источников Эдуарда Карстенса.
Благодаря журналу мы имеем возможность по достоинству оценить достижения в области образования за прошедшие девяносто лет. Учитывая, что охват педагогическими кадрами на рубеже двадцатых-тридатых годов у карачаевцев составлял 30 %, а у черкесов – 25, эти достижения выглядят колоссальными. Все познается в сравнении! Листая страницы журнала, можно ознакомиться с этапами развития письменности, приобщения народов к мировой науке и искусству, внедрения новой терминологии, связанной с обустройством Черкесской и Карачаевской автономных образований.
В последнем, 63-м, номере журнала читателям сообщается, что подготовлены учебники – «Научная грамматика абазинского языка», «Грамматика карачаево-балкарского языка», сборник «Языки Северного Кавказа и Дагестана», ученые записки «К вопросу о происхождении ногайского языка» и «Музыкально-песенное творчество горцев Северного Кавказа».
Сегодня, журнал «Революция и горец» воспринимается как наглядное свидетельство иной эпохи, страны, которой уже нет. Но живы мы – потомки его читателей. Листая пожелтевшие страницы, мы видим, как похожи мы друг на друга в своих мечтах, стремлениях, в проявлениях радости и горя. Читая журнал, мы знакомимся с историей становления нашего государства, и, по сути, нашей с вами, дорогие читатели, биографии.
{{commentsCount}}
Комментариев нет