Почему мы тупеем? или Инверсия эффекта Флинна

29 августа в 11:41
16 просмотров

Норвежские учёные недавно заявили, что человечество стремительно глупеет. Специалисты из Центра экономических исследований Ragnar Frisch оценили результаты тестирования IQ норвежцев, поступавших на военную службу в 1970-2009 годах. Всего использовали результаты 730 000 тестов. Согласно этим результатам, те, кто родились в 1962-1975 годах, в среднем добавляли к IQ по 0,3 балла каждый год. Начиная с 1975-го показатели начали снижаться. За одно поколение уровень интеллекта падал в среднем на семь пунктов.
К аналогичным выводам ранее пришла и другая группа учёных. Тогда исследователи сравнивали уровень образованности современных людей и жителей викторианской эпохи с 1837 по 1901 год. Результаты показали, что тогда человек был более развит и изобретателен.

Норвежские учёные недавно заявили, что человечество стремительно глупеет. Специалисты из Центра экономических исследований Ragnar Frisch оценили результаты тестирования IQ норвежцев, поступавших на военную службу в 1970-2009 годах. Всего использовали результаты 730 000 тестов. Согласно этим результатам, те, кто родились в 1962-1975 годах, в среднем добавляли к IQ по 0,3 балла каждый год. Начиная с 1975-го показатели начали снижаться. За одно поколение уровень интеллекта падал в среднем на семь пунктов.
К аналогичным выводам ранее пришла и другая группа учёных. Тогда исследователи сравнивали уровень образованности современных людей и жителей викторианской эпохи с 1837 по 1901 год. Результаты показали, что тогда человек был более развит и изобретателен. Некоторые даже полагают, что современный человек проигрывает по ряду умственных показателей кроманьонцам, связывая это с тем, что людям XXI века уже не приходится бороться за выживание, и, по мнению экспертов, при такой динамике человек может со временем опуститься до уровня обезьяны и лишиться титула sapiens.
Все эти результаты свидетельствуют о так называемом обратном эффекте Джеймса Флинна, былом росте уровня интеллекта в развитых странах в течение прошлого века.
Но почему мы глупеем? Учёные пытались связать эту тенденцию со снижением качества образования и плохим питанием, но корреляций здесь не прослеживается. Антропологи списывают глобальное отупение на общий ход развития цивилизации, отмечая устойчивую тенденцию уменьшения объёма мозга homo sapiens.

Тенденция или иллюзия?
Кто-то говорит, что учёные не имеют достоверных данных про уровень IQ на протяжении столетий, а все оценки весьма приблизительны. И вполне возможно, что не человеческий интеллект деградирует, а просто в связи с постоянной доступностью информации в Интернете нашему мозгу сейчас нужно гораздо меньше запоминать. Это не «отупение», а просто новые требования к человеку от современного мира.
Однако наши, российские, учителя тоже утверждают, что дети сегодня не хотят учиться, им не интересно. Это видно и по абитуриентам вузов, и по выпускникам университетов. Каждый год планка снижается и снижается. И даже возникла теория, что на данном этапе человечество и должно остановиться в развитии, ибо всё, что необходимо, уже открыто и создано. Но теория теорией, а деградация налицо.

Источники и причины снижения интеллекта
Сегодня у каждого из нас в кармане устройство, дающее доступ ко всем знаниям человечества, но человечество смотрит в нём фотки котят и ставит лайки певичкам. Но задумаемся: почему феноменальный скачок в компьютерных технологиях и свободный доступ к «абсолютному знанию» не привёл к росту интеллектуальных способностей человека?
Возможно потому, с каждым десятилетием мозг человека получал все больший объем информации в единицу времени, и сегодня мы подошли к пределу, когда оперативная память переполняется в минуты. Обилие источников информации заставляет внимание переключаться по несколько раз в минуту, а человеческий мозг просто не предназначен для работы в таком режиме. Мозг отказывается работать.
Когда доступ к информации был ограничен, единственной возможностью сохранить её была память. Но когда под рукой Google, в котором «найдётся всё», исчезает сама потребность что-либо запоминать. Память теперь тоже не нужна.
А орган, которым не пользуются, атрофируется. И все идёт к тому, что очень скоро наши головы будут девственно чисты просто по той причине, что мы перестанем ими пользоваться. Ведь неслучайно с каждым днём все больше людей жалуются на невозможность сконцентрировать внимание, собраться с мыслями, на сложности с запоминанием информации, на физическую невозможность читать большие тексты, не говоря уже про книги. Да, книги стало неинтересно читать, потому что мозг привык к обилию картинок и гиперссылок и воспринимает книгу как кирзовые сапоги после мягких тапочек.
Не будем лгать себе. Ускоренная утрата наших мозгов началась в тот день, когда мы решили быть «на связи». И нет никакой разницы – вынудила ли нас к этому служебная необходимость, безделье или боязнь прослыть белой вороной. Ещё в 2008 году стало известно, что среднестатистический пользователь Интернета прочитывает не более 20% текста на странице и избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек в сети не читает, а сканирует текст, как робот: выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, а информацию оценивает исключительно с позиции «поделиться», а не понять и обсудить. Выяснилось, что страницы в Интернете бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую F. Пользователь считывает несколько первых строк текста страницы, перескакивает на середину, где считывает ещё несколько строк, а затем быстро спускается к самому низу страницы – посмотреть, «чем дело кончилось». И если по мере спуска вниз плотность информации не убывает или, хуже того, увеличивается, на таких страницах задерживаются лишь единицы. И ведь каждый слышал популярное сетевое высказывание: «слишком много букв – не осилил», которое обычно пишут в ответ на предложение прочитать что-то длиннее десятка строк.
Получается замкнутый круг: писать много нет смысла, поскольку это никто не будет читать, а сокращение объёма передаваемой мысли приводит к ещё большему скудоумию. В результате имеем то, что имеем – массовое отупение.

География проблемы
На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей, от университетских профессоров до сервисных работников по ремонту стиральных машин. Подобные жалобы особенно часто можно услышать в академической среде, профессура говорит, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у студентов год от года падает все ниже и ниже.
Даже люди с хорошими навыками чтения говорят, что после целого дня метания по Интернету физически не могут начать даже очень интересную книгу, поскольку чтение оборачивается пыткой, потому что не получается заставить себя перестать сканировать текст, отыскивая в нем ключевые слова, совершенно не усваивается сложный синтаксис, свойственный большинству содержательных или наукоёмких произведений.
Есть мнение, что способность читать сложную литературу вскоре станет элитарной привилегией, доступной только особой касте людей, а все остальные будут в состоянии читать лишь вывески да Интернет. Но это ещё не все. Из-за постоянной «подключённости» к Интернету резко ухудшилась способность возвращаться к уже некогда осмысленной информации, анализировать прочитанное. Еще хуже, что 80% людей в Интернете ищут сомнительные развлечения, либо информацию, имеющую не то что нулевую, а и отрицательную культурную ценность. При этом большинство привязаны к своим гаджетам настолько, что при угрозе оказаться отключёнными от сети хотя бы на один день испытывают психическую подавленность, граничащую с паникой, и даже реальную ломку, напоминающую наркотическую.
Да, Интернет – наркотик. А что такое наркотик? Вещь, без которой любой может жить до тех пор, пока не попробует. А когда попробует, возникает зависимость. Гаджеты делают нас глупцами с вялым, апатичным и еле соображающим мозгом, но, как наркоманы, мы убеждены в обратном: что они делают жизнь нереально яркой, насыщенной, удобной, а нас самих «сильно продвинутыми».
Итак, сегодня в наш мозг непрерывным потоком круглосуточно поступает всевозможный мусор, и мы уже не в состоянии ни связно говорить, ни писать, ни читать. Мы с трудом подбираем нужные слова, а слушая кого-то, быстро теряем нить разговора. Писать не можем, а как использовать знаки пунктуации – знаем лишь приблизительно. Зато круто делаем сэлфи и пишем бла-бла-бла кому-нибудь по WhatsApp.

Пора лечиться
Да, пора умнеть, заново учиться читать книги. Не разглядывать часами подслеповатыми глазами гаджет, а читать классику. Будет тяжело, но попробуйте. Насиловать себя не нужно – в первый день прочитайте полстраницы, на следующий – целую страницу, на третий день осильте полторы. Учтите, что организм будет всячески противиться – будет и тошнить, и ломать, и тянуть заняться чем угодно, лишь бы мозг не напрягался. Сопротивляйтесь. Интернет-наркоманию действительно можно преодолеть. И сделать это можно только личным волевым усилием. Двигайтесь вперёд, не отступайте, и через несколько десятилетий мы, возможно, снова подтвердим эффект Флинна: начнём потихоньку умнеть…

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях