Сэлим Аргун: «С каждым восходом солнца рождается новый мир»

20 сентября в 07:44
 просмотров

В работе международной конференции, посвященной 20-летию Координационного центра мусульман Северного Кавказа, принял участие первый заместитель руководителя Управления по делам религии (дияната) Турецкой Республики Сэлим Аргун, который любезно согласился ответить на несколько вопросов нашей редакции.

– Между Турецкой Республикой и северокавказской уммой давно налажены хорошие отношения. Диянат оказывал большую помощь в обучении имамов, строительстве и обустройстве мечетей. Было бы интересно узнать ваше мнение по поводу интеграционных процессов, которые происходили в последние годы в нашей мусульманской умме, важной частью которых стало создание Координационного центра мусульман Северного Кавказа. 

– В Турецкой Республике работает такая структура, как Управление по делам религии, которое контролирует работу 80 тысяч мечетей, где работает более 140 тысяч религиозных деятелей. 

В работе международной конференции, посвященной 20-летию Координационного центра мусульман Северного Кавказа, принял участие первый заместитель руководителя Управления по делам религии (дияната) Турецкой Республики Сэлим Аргун, который любезно согласился ответить на несколько вопросов нашей редакции.

– Между Турецкой Республикой и северокавказской уммой давно налажены хорошие отношения. Диянат оказывал большую помощь в обучении имамов, строительстве и обустройстве мечетей. Было бы интересно узнать ваше мнение по поводу интеграционных процессов, которые происходили в последние годы в нашей мусульманской умме, важной частью которых стало создание Координационного центра мусульман Северного Кавказа. 

– В Турецкой Республике работает такая структура, как Управление по делам религии, которое контролирует работу 80 тысяч мечетей, где работает более 140 тысяч религиозных деятелей. Конституция и законы Турецкой Республики возлагают на диянат задачу обеспечить правильное религиозное образование и создать условия для удовлетворения религиозных нужд турецких граждан. Большое значение имеет проведение во всех мечетях единых проповедей (хутб). Централизованные религиозные организации имеют большое значение, так как вокруг них объединяются мусульмане, это предотвращает раскол в обществе и помогает изучению ислама. Если бы не было такой структуры, то у нас было бы 80 тысяч разных групп. 

Важно отметить такой момент. Чтобы успешно выполнить свои функции, централизованная религиозная организация должна хорошо изучить потребности мусульман, знать их нужды. Если религиозный деятель будет представлять только интересы государства, а его назначение на должность будет определяться политическими мотивами, то в глазах простых мусульман легитимность такого имама будет сомнительна. История ислама показывает, что мусульманские деятели стремились быть независимыми от какого-либо экономического и политического влияния, действовать в соответствии с требованиями религии, а не в угоду политической конъюнктуре или интересам каких-либо бизнес-групп. При этом всегда политические деятели хотели, чтобы духовенство было под их контролем. Поэтому поддержка религиозных организаций, духовных лидеров со стороны государства помогает просвещению, распространению правильного ислама. При этом религиозные деятели не должны выполнять функции государства и представлять его интересы.

Мы хотим, чтобы и мусульмане, и христиане жили в мире и согласии. Централизованные религиозные организации служат своего рода страховкой от экстремистских взглядов. Есть такое правило: природа не терпит пустоты. Если вы не будете заполнять эту пустоту, это сделают другие. Религиозные авторитеты должны поддерживаться экономически, нужно поддерживать престиж их статуса в глазах народа. Еще раз хочу подчеркнуть, что правильное религиозное образование является залогом социальной стабильности и безопасности. Отсутствие же религиозного образования неизбежно приведет к хаосу и расколу в обществе. 

Опыт Турции уникален тем, что здесь исламские традиции успешно сочетаются с модернизмом и современными вызовами. От других мусульманских стран Турция отличается хорошим знакомством с западной культурой. Столетиями мы жили вместе с представителями западной цивилизации. Мне кажется, что такой опыт Турции за-служивает особого внимания со стороны Северного Кавказа, потому что его можно с успехом использовать в этом регионе. После инцидента со сбитым российским самолетом Россия и Турция пережили тяжелые дни. Но с каждым восходом солнца рождается новый мир. Сейчас политические отношения между нашими странами развиваются в хорошем русле, культурные и религиозные связи также развиваются в правильном направлении.

– Как вы оцениваете сегодняшний уровень отношений с кавказской мусульманской уммой и в каких направлениях, на ваш взгляд, они будут развиваться в ближайшей перспективе?

– Представители многих кавказских народов живут и в Турции, поэтому сегодня наша страна во многом повторяет этническую мозаику Северного Кавказа. Видение ислама в Турции существенно отличается от понимания ислама в арабском мире, поскольку много было взято именно из северокавказского региона. Ислам пришел в Турцию, точнее в Анатолию, из Средней Азии и Кавказа. Поэтому наш ислам отличается от арабского прежде всего тем, что здесь отсутствует практика навязывания своего видения, мы не претендуем на обладание истиной в последней инстанции. Нашему менталитету чуждо насилие, мы готовы обсуждать проблемы, предлагать методы их решения, но не заставляем принимать нашу точку зрения. Турция заинтересована в восстановлении этих традиций в северокавказском регионе. Диянат имеет глубокую историю. Он существует более шестисот лет и располагает богатым наследием. Если северокавказские муфтияты изъявят желание, мы готовы поделиться с ними своим опытом. Нас огорчает информация о каких-либо проявлениях экстремизма на Северном Кавказе. Это противоречит и религиозным заповедям, и просто человеческим представлениям. У нас, конечно, не безграничные возможности, но по мере наших сил мы будем поддерживать наших братьев, проживающих в этом регионе. Существуют хорошие исторические прецеденты позитивного влияния Турции. Один православный священник рассказал мне, что православные, живущие в Палестине, чувствовали себя значительно лучше, когда Иерусалим входил в состав Османской империи, чем после ее распада. Этот факт зафиксирован в письмах, направлявшихся из Палестины в Россию. 

И в Турции, и в России существует культура мирного сосуществования. На Западе, в Европе и Америке, формирование такого опыта только начинается, они только начинают учиться жить в согласии с другими народами. 

Поделиться
в соцсетях