Человек, которому не все равно

27 сентября в 07:40
10 просмотров

С некоторых пор я делю людей на две категории: созидающих и потребляющих. Первые во всех своих проявлениях меняют мир в лучшую сторону, вторые лишь пользуются результатами чужих трудов и открытий, не оставляя после себя даже посаженного кустика. И хотя раскритиковать можно любое начинание, нет нужды напоминать, что все созидаемое ради общего блага идет в зачет человеку и на этом, и на том свете. 

Как ты наверняка догадался, дорогой читатель, мне близок первый тип людей – хотя бы из чувства благодарности за создаваемый ими духовный комфорт.

С некоторых пор я делю людей на две категории: созидающих и потребляющих. Первые во всех своих проявлениях меняют мир в лучшую сторону, вторые лишь пользуются результатами чужих трудов и открытий, не оставляя после себя даже посаженного кустика. И хотя раскритиковать можно любое начинание, нет нужды напоминать, что все созидаемое ради общего блага идет в зачет человеку и на этом, и на том свете. 

Как ты наверняка догадался, дорогой читатель, мне близок первый тип людей – хотя бы из чувства благодарности за создаваемый ими духовный комфорт. А главное, за то, что, преобразуя своими действиями социальное пространство и совершенствуя жизнь, такие люди прежде всего создают новые позитивные установки, которые так или иначе оседают в подкорке общественного сознания. Постулату «все в этом мире – для меня» такие люди противопоставляют формулу «все – во имя людей». 

Раньше в моей голове никак не складывался пазл: кипучая энергия бьет в каждом из нас до поры до времени, дураками вроде тоже не считаемся, но почему мало кто может выплеснуть эту энергию во что-то вразумительное и полезное не только людям, но и флоре-фауне. И что стоит за этим – незнание, неуверенность, нежелание рисковать или отсутствие стратегии? 

Теперь я понимаю. Это – отсутствие масштабности, широты сознания, панорамного мышления, целеустремленности. Любое начинание сходит на нет, когда у человека пропадает движущая сила – целеустремленность. 

Эти качества вряд ли были заложены в герое моего очерка как «опция по умолчанию». Скорее всего, многое он совершенствовал и развивал в себе сам. 

Итак, знакомьтесь. Мусса Боташев, руководитель туркомплекса «Медовые водопады». Человек, общаясь с которым, понимаешь – понятия ответственности, порядочности, трудолюбия, целеустремленности, дальновидности не стали анахронизмами. 

Когда Союз развалился и люди тащили отовсюду все, что не приколочено, Мусса Боташев начал с нуля создавать комплекс «Медовые водопады». Я не буду углубляться в трудные этапы его становления, скажу одно, на сегодня это один из самых популярных туристических маршрутов России. В апреле нынешнего года Ассоциация туроператоров России (АТОР) включила Медовые водопады в Топ-10 самых впечатляющих водопадов России. Но давайте говорить откровенно – что значил бы этот ранее малоизвестный географический объект без усилий Муссы Боташева?

Нужность и важность этого туробъекта для республики понимают на самых высоких уровнях – недаром строительство автомобильной дороги на Медовые водопады протяженностью 7,53 км было частью федеральной программы. И теперь туристам не проходится по полчаса трястись по гравию в тучах пыли. Указом Главы КЧР Рашида Темрезова Муссе Боташеву было присвоено почетное звание «Заслуженный работник индустрии туризма Карачаево-Черкесской Республики».

Как любой дальновидный и вдумчивый человек, Мусса Бекмурзаевич прекрасно понимает, что нельзя принимать за данность только то, что есть сегодня. Именно поэтому он занимается различными проектами, не связанными, казалось бы, напрямую с туриндустрией, однако чрезвычайно важными для сохранения и популяризации уникальной самобытной культуры наших народов, формирования позитивного имиджа Карачаево-Черкесской Республики. С этой целью здесь проводятся шахматные турниры, фестиваль авторской песни, фестиваль фотографов и видеографов Северного Кавказа «Два крыла», фольклорно-этнографический фестиваль «Праздник айрана», который уже имеет статус международного. Руководство Карачаево-Черкесии оказывает всевозможную помощь и поддержку в проведении этих фестивалей, привлекающих гостей не только со всей России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. 

Сегодня Мусса Боташев работает над целой серией уникальных проектов. Под его патронатом работает Клуб любителей карачаевской лошади и проходит «День карачаевской лошади». Прекрасно понимая, что туризм активно влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую и прочие сферы жизни, Мусса Боташев начал издавать информационно-познавательный журнал о туризме и отдыхе «Кавказское гостеприимство».

Одним из самых интересных и амбициозных начинаний Муссы Боташева является создание этнографического музея «Карачаевское подворье». На участке в три гектара не только будут реконструированы старинные жилища карачаевцев, но и построены ремесленные мастерские по кузнечному, шорно-седельному делу, изготовлению войлока и т.д., где каждый желающий сможет выточить себе нож или сделать войлочный коврик. Своего рода машина времени, которая позволит человеку немного пожить в прошлом народа.

Я сама посещала похожие мастерские в Швеции, в Гётеборге. Поверьте, собственноручно изготовленная шоколадка была для меня самой сладкой, а получившаяся на выходе из стеклодувной трубки кривая капля показалась шедевром искусства. Это было незабываемо! 

На территории подворья предполагается строительство манежа на полторы тысячи зрителей, собственно этнографического музея, конного двора и придорожной мечети! Размах впечатляет!

– Карачаевцам, как любому, особенно небольшому, народу, необходимо сохранять культуру и традиции предков, сохранять свою историю, – убежден Мусса Боташев. – Кто-то должен делать это, так почему не я? Ведь я – это часть моего народа. И моему народу есть что показать миру.

Я слушаю это, меня наполняют противоположные чувства – от восторга до недоумения: как, в каких заповедниках души возникает такая ответственность перед прошлым и будущим, перед ушедшими и грядущими поколениями?

А если отбросить личное – такая этнодеревня, конечно же, будет служить укреплению культурных и, я бы сказала, родственных связей между народами. Ведь стал же мне родным потерявшийся в джунглях Коста-Рики двор, где я самозабвенно рубила кокосы ржавым мачете… 

Я давно заметила, что дружба и взаимопонимание между людьми укрепляются не лозунгами и законотворческими пассами, а взаимоуважением, вниманием к гостю, приветливостью, искренностью и желанием поделиться личным, дорогим, сокровенным. У всех народов есть понятие достойного человека, и Мусса Боташев полностью соответствует этому понятию. Именно про таких людей пишет московская поэтесса Надежда Божукова:

Лишь тот 

достойный человек,

Кто, выбравшись 

наверх, не смог утратить 

совесть.

Кто в конце жизни 

сможет подытожить,

Как жил и что сумел 

свершить.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях