Творческий генератор

2 ноября в 08:01
7 просмотров

В этом году исполняется 105 лет со дня рождения Шахарбия Эбзеева, талантливого драматурга, актёра, живописца, композитора, танцора, хореографа.
Дата не юбилейная, не круглая, но разве необходимо конкретное совпадение чисел для того, чтобы лишний раз напомнить о многогранном человеческом таланте?
Родился Шахарбий Эбзеев 24 октября 1913 года в ауле Старая Джегута. Вскоре их семья переехала в город Кисловодск. Еще со школьной скамьи Шахарбий принимал самое активное участие в творческой жизни школы – писал стихи, участвовал в самодеятельных драматических кружках. Окончив 9 классов в 1929 году, он начал работать заведующим клубом в родном городе. Юноше тогда было всего 16 лет, но его личные качества, большие организаторские способности, а главное – несомненный талант не давали никому усомниться в правильности такого назначения.
И не прошло и года, как юный Шахарбий Эбзеев написал свою знаменитую пьесу «Огурлу», ставшую визитной карточкой актеров карачаевской труппы, на которой выросло три поколения актеров. Подчеркиваю: эту пьесу Шахарбий Эбзеев написал в 17 лет за 2 месяца!

В этом году исполняется 105 лет со дня рождения Шахарбия Эбзеева, талантливого драматурга, актёра, живописца, композитора, танцора, хореографа.
Дата не юбилейная, не круглая, но разве необходимо конкретное совпадение чисел для того, чтобы лишний раз напомнить о многогранном человеческом таланте?
Родился Шахарбий Эбзеев 24 октября 1913 года в ауле Старая Джегута. Вскоре их семья переехала в город Кисловодск. Еще со школьной скамьи Шахарбий принимал самое активное участие в творческой жизни школы – писал стихи, участвовал в самодеятельных драматических кружках. Окончив 9 классов в 1929 году, он начал работать заведующим клубом в родном городе. Юноше тогда было всего 16 лет, но его личные качества, большие организаторские способности, а главное – несомненный талант не давали никому усомниться в правильности такого назначения.
И не прошло и года, как юный Шахарбий Эбзеев написал свою знаменитую пьесу «Огурлу», ставшую визитной карточкой актеров карачаевской труппы, на которой выросло три поколения актеров. Подчеркиваю: эту пьесу Шахарбий Эбзеев написал в 17 лет за 2 месяца!
Премьера «Огурлу» состоялась в 1931 году в городе Микоян-Шахаре (ныне Карачаевск), а 7 декабря того же года спектакль был поставлен на сцене Дома культуры кожевенной фабрики в Ростове-на-Дону, где проходила первая олимпиада искусств народов Северного Кавказа. Спектакль имел огромный успех. На этой олимпиаде карачаевской драматической труппе был вручён диплом первой степени, а вся карачаевская делегация была награждена красным знаменем.
Вскоре на страницах журнала «Революция и горец» вышла статья об этой постановке: «Первым номером шла пьеса «Огурлу», принадлежащая перу тов. Эбзеева Шахарбия. Автор пьесы фигурировал и как режиссер, и как артист, исполнитель главной роли Огурлу – батрака, героя комедии. Тов. Эбзеев без слов, одной мимикой в продолжение 20 минут держал во внимании весь зал, набитый битком».
Прототипом Огурлу для Шахарбия Кеккезовича послужил соседский батрак, человек наивный и одновременно плутоватый. Образ, созданный юным автором, получился настолько характерный, что зрители называли Огурлу «карачаевским Фигаро».
Удивительно, как 17-летнему юноше, не имеющему никакого представления о правилах и законах драматургии, удалось создать такое выдержанное по всем канонам жанра произведение – с легкими ненадуманными монологами, с широким уместным использованием фольклора, с абсолютно правдиво выписанными персонажами – то есть создать абсолютно классическую пьесу.
Еще одна пьеса Эбзеева, «Директор бани» («Хамамны директору»), неоднократно исполнялась национальным театром, и это была самая кассовая постановка. А за свою жизнь Шахарбий Эбзеев написал около десяти пьес и, возможно, создал бы больше, если бы не война и насильственное изгнание народа. Но, несмотря ни на что, талант Шахарбия Эбзеева проявлялся во всех аспектах искусства: и в живописи, и в музыке, и в танце.
В 1931 году по его инициативе был организован первый профессиональный ансамбль карачаевской песни и пляски на территории нынешней Карачаево-Черкесии, который с успехом выступал во многих городах и селах Северного Кавказа.
Когда в 1934 году в городе Микоян-Шахаре проходил пятый съезд Советов Карачаевской области, для делегатов и гостей был дан концерт художественной самодеятельности области, где с большим успехом выступил ансамбль, руководимый Эбзеевым. Но особенно тепло делегаты принимали зажигательные горские танцы в исполнении самого Эбзеева.
Танцы, исполняемые Эбзеевым, помнит по сей день каждый, кто хоть раз видел их.
– Шахарбий Кеккезович отлично танцевал и кавказские танцы, и вальсы, – вспоминает Билял Аппаев, член Союзов писателей и журналистов СССР, народный писатель КЧР, заслуженный работник культуры РФ, который в молодости около 15 лет работал в одном кабинете с Шахарбием Эбзеевым в областном радиокомитете. – Это был очень интересный, смелый и физически сильный человек, который, несмотря на свой возраст и тонкий стан, мог легко справиться с двумя 25-летними юношами. Он был невероятно смелым человеком, человеком особой творческой дерзости.
К слову, именно Билял Аппаев стал составителем первого и единственного сборника избранных сочинений Шахарбия Эбзеева. Книга вышла в свет после смерти маэстро в 1990 году с обширным предисловием Биляла Аппаева.
Но память человеческая хранит гораздо больше, чем может вместить книга, – она бесконечна. Билял Аппаев рассказал историю, которую в свое время услышал от Шахарбия Эбзеева.
В далеком 1934 году тот с ансамблем выступал в Пятигорске. Среди зрителей находился и Серго Орджоникидзе, который с большим вниманием следил за выступлением ансамбля и особенно за уникальным сольным номером Шахарбия. Номер этот был невероятно красив и опасен – Эбзеев танцевал с приставленными к груди кинжалами, а потом падал на острие кинжалов. Только фантастическое владение своим телом не позволяло ему быть пронизанным насквозь.
Так вот, после концерта Серго Орджоникидзе подошел к Шахарбию Эбзееву, похвалил его за невиданный ранее танец и попросил больше никогда его не повторять: среди курортников было много людей с болезнями сердца, а такой номер и не всякое здоровое сердце выдержит. Шахарбий Кеккезович пообещал – и с тех пор нигде и никем не исполнялся этот танец.
Заслуженная артистка РФ Любовь Гочияева как-то вспоминала, как одна кабардинка в преклонном возрасте, узнав, что Любовь карачаевка по национальности, сказала: «Я помню, до войны танец с кинжалами исполнял руководитель ансамбля Шахарбий Эбзеев. Я думаю, что никто в мире не сможет станцевать этот танец…»
Особое место в творчестве Шахарбия Эбзеева занимала музыка. Им написано более 100 песен – «Косари», «Долина Домбая», «Посвящение Осману Касаеву», «Время», «Теплоход «Карачаево-Черкесия», причем он являлся автором и слов, и музыки многих из них. Немало песен он написал на стихи поэтов Карачаево-Черкесии: Суюна Капаева, Алибека Байрамкулова, Пасарбия Цекова, Биляла Аппаева, Халимат Байрамуковой, Айдемира Мырзабекова и многих других. Более того, Шахарбий Кеккезович сделал многое для открытия других дарований – певцов, композиторов.
Отмечу, что, поскольку Шахарбий Эбзеев много лет проработал в радиокомитете Карачаево-Черкесии и был одним из основателей музыкального фонда радио, то благодаря ему сохранились многие национальные песни.
Нельзя не упомянуть о том, что это был очень взыскательный режиссер – художник сцены, перфекционист, требовавший от труппы максимум самоотдачи и импровизации. Он был утонченным человеком с отменным чувством юмора, с высоким интеллектом и широким кругозором.
По сей день трудно оценить тот вклад, который Шахарбий Эбзеев внес в развитие культуры, литературы и драматургии, музыки и живописи не только карачаевского народа, но и всей Карачаево-Черкесии. Я думаю, этот вклад станет темой не одной научной диссертации.
Говорят, творческий генератор – это бесконечный источник энергии, доступный только в творческом режиме. Таким он был – Шахарбий Кеккезович Эбзеев.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях