Новая жизнь горянок

13 ноября в 12:44
9 просмотров

К столетию ВЛКСМ газета «День республики» уже писала о том, как развивался комсомол в Карачаево-Черкесии, какой огромный вклад внесли комсомольцы в социально-экономическое, культурное развитие нашего региона в 20 веке, как мужественно они защищали Родину в годы войны, какие подлинные чудеса трудового героизма проявляли в мирное время. Членами коммунистического союза молодежи сделано так много, что какую бы сторону жизни мы ни взяли, всюду виден добрый след комсомола.
Сегодня я бы хотел остановиться на той роли, которую сыграл комсомол в двадцатые годы прошлого столетия в жизни женского населения нашего горного края. Участь представительниц «слабого пола» в начале XX века была более чем незавидной.

К столетию ВЛКСМ газета «День республики» уже писала о том, как развивался комсомол в Карачаево-Черкесии, какой огромный вклад внесли комсомольцы в социально-экономическое, культурное развитие нашего региона в 20 веке, как мужественно они защищали Родину в годы войны, какие подлинные чудеса трудового героизма проявляли в мирное время. Членами коммунистического союза молодежи сделано так много, что какую бы сторону жизни мы ни взяли, всюду виден добрый след комсомола.
Сегодня я бы хотел остановиться на той роли, которую сыграл комсомол в двадцатые годы прошлого столетия в жизни женского населения нашего горного края. Участь представительниц «слабого пола» в начале XX века была более чем незавидной. Так, например, газета «Горская жизнь» 15 марта 1923 года писала: «Беспрерывные вопли женской души разливаются по всей территории Карачая и Черкесии, из самых глухих и отдаленных аулов… требуя школ, культуры и равноправия в жизни». В некоторых аулах наблюдалось многоженство…
К началу апреля 1922 года в комсомольской организации Карачаево-Черкесии состояло около 515 человек. И одной из первоочередных задач организации было вовлечение девушек-горянок в комсомол, в общественную жизнь. Трудностей в этом плане было очень много, но кропотливая работа активистов комсомольских организаций давала свои результаты.    
Одними из первых горянок в комсомол вступили: в Карачае – Джаурия Эркенова из аула Учкулан, в Черкесии – Джалдуз Тхохова из села Псаучье-Дахе. К слову, именно Джалдуз поехала в 1924 году как делегат от комсомола своего аула на первую окружную конференцию работниц, казачек, крестьянок и горянок в г. Кисловодске, на которую была приглашена Клара Цеткин, проходившая в городе-курорте курс лечения. И, выступив на конференции, наша землячка преподнесла выдающейся немецкой революционерке в подарок как символ раскрепощения горянок красный платок.
Комсомолками также стали: в ауле Кубина – Ф. Харатокова, в ауле Инжич-Чукун – А. Айсанова, Ф. Хунова, Ш. Цекова, в ауле Хабез – С. Сидакова. Вступая в комсомол, каждая из них рисковала своей жизнью. «Нередко бывало, – вспоминала первая джегутинская комсомолка Шама Эркенова, – что идешь домой после какого-то мероприятия, а в тебя летят камни, палки, и вслед – неприятная ругань, оскорбления, угрозы».
Но ничто не могло остановить горянок в стремлении к свободе и равенству. Так, в 1923 году в местные Советы были избраны 11 женщин, в том числе: Марьям Семенова из села Учкекен, Кули Дугужева из аула Хумара, Хыста Гогуева из аула Хасаут, Фатима Халилова из Верхней Теберды. Росло число горянок и в рядах комсомола. Например, в комсомольской ячейке села Георгиево-Осетиновского из 80 комсомольцев было 30 девушек-горянок. А в январе 1924 года газета «Горская жизнь» писала: «В ауле Хахандуковском (ныне Али-Бердуковский) усилиями ячейки РЛКСМ была организована первая в области (Черкесии) женская ячейка РЛКСМ».
Комсомольские организации Карачая и Черкесии старались всячески вовлекать горянок в строительство новой жизни. И уже сами горянки, наиболее активные и грамотные, стали выступать инициаторами многих начинаний, вовлекая подруг в общественную жизнь области. Одной из таких девушек, как пишет в книге «Очерки истории областной комсомольской организации Карачаево-Черкесии» И. Добагов, была Абидат Боташева, которая еще в 1918 году организовала у себя дома в ауле Карт-Джурт класс горянок. Вскоре, в 1924 году, в г. Теберде она окончила курсы учителей и создала первый кружок художественной самодеятельности. Абидат сочиняла стихи, написала свою первую пьесу «Грамотная и неграмотная девушка» и поставила ее на сцене клуба школы крестьянской молодежи. Однажды на вечер к ним приехал секретарь Северо-Кавказского крайкома партии Серго Орджоникидзе (он был в то время на курорте Теберда). Абидат на вечере прочла свои стихи на карачаевском языке (содержание было переведено Серго Орджоникидзе). И гость дал стихам высокую оценку и подарил автору томик избранных произведений М. Ю. Лермонтова, а самодеятельным артистам – гармонь…
Активная жизненная позиция, которая невозможна без веры в себя, свои силы, самоуважения, понимания значимости своего вклада в общее дело, – вот что прививалось горянкам в комсомольских организациях. И все больше представительниц «слабого пола» вступало в ряды ВЛКСМ…
Не пройдет и двух десятилетий, как станет очевидным, насколько самостоятельными, самодостаточными личностями стали горские женщины. В 1941 году, когда грянула Великая Отечественная война, по г. Микоян-Шахару в военкомат было подано более 200 заявлений с просьбой об отправке добровольцами на фронт. Из них 100 заявлений – от девушек, в том числе 50 – от девушек-горянок. Это данные из книги «Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», вышедшей в г. Ставрополе в 1962 году. А секретарь Черкесского обкома ВЛКСМ В. Стасенко в тот период делилась: «Буквально обком комсомола осаждался молодежью, требовавшей отправки их на фронт. Ежедневно поступало более ста заявлений». Так, например, 1 июля 1941 года только девушками-комсомолками было подано более 160 заявлений о желании сражаться за Родину.
«Мы, Медведева, Рощенко, Стасенко, Шебзухова, Сидакова, Айсанова, – писали в своем заявлении студентки Черкесского медицинского техникума, – вместе жили и учились, убедительно просим послать нас вместе на фронт». А комсомолка из аула Хабез Зурьят Тлисова, обратившись в Хабезский райвоенкомат с просьбой отправить ее на фронт и получив отказ (в то время ей было всего 17 лет), написала в газету «Орджоникидзевская правда»: «Хочу сражаться против немецких фашистов, чтобы раздавить эту гадину».
Это уже было новое поколение девушек, воспитанных комсомолом. Они наравне с мужчинами рвались в бой, чтобы защитить родную землю от захватчиков. И защищали, нередко ценой своей жизни, и ударно трудились в тылу под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Но это уже тема другой публикации…

Ю. ТЛИСОВ,
кандидат исторических наук, доцент.

Поделиться
в соцсетях