Служим закону, не меняем принципов…

15 ноября в 12:39
8 просмотров

Контрольно-ревизионным органам России 95 лет!
В числе праздников нынешнего октября есть одна немаловажная дата – 95-летие контрольно-ревизионной службы Российской Федерации. Окинув даже не очень искушенным взглядом финансовый курс развития экономики России на всем его протяжении, можно увидеть, насколько богат исторический опыт страны в финансовой сфере. Да и может ли быть иначе, когда пройден путь в более чем три с половиной века? Есть своя история и у ревизоров КЧР…
А начиналось все с казнокрадства
Организация системы контроля за оборотом финансов в России, как и в любой другой стране мира, всегда определялась уровнем экономического развития, особенностями политического режима и системой общества, а также обычаями самой страны.

Контрольно-ревизионным органам России 95 лет!
В числе праздников нынешнего октября есть одна немаловажная дата – 95-летие контрольно-ревизионной службы Российской Федерации. Окинув даже не очень искушенным взглядом финансовый курс развития экономики России на всем его протяжении, можно увидеть, насколько богат исторический опыт страны в финансовой сфере. Да и может ли быть иначе, когда пройден путь в более чем три с половиной века? Есть своя история и у ревизоров Карачаево-Черкесии…

А начиналось все с казнокрадства
Организация системы контроля за оборотом финансов в России, как и в любой другой стране мира, всегда определялась уровнем экономического развития, особенностями политического режима и системой общества, а также обычаями самой страны.
Первые исторические сведения об учреждениях финансового контроля относятся ко второй половине XVII века, когда в царской армии процветало казнокрадство, которое, в свою очередь, стимулировало бунты солдат и офицеров, не получавших свои «кровные». Тогда в 1654 г. и учредили Счетный Приказ для проверки раздачи полкового жалования в военное время. Затем были Ближняя Канцелярия, учрежденная Петром I в 1699 г.; за ней – Обер-Комиссар сенатской Канцелярии в 1712 г. В 1802 г. в стране установилась министерская система и появилось первое в России Министерство финансов, осуществляющее контроль за образованием, движением и расходованием всех денежных средств.
В 1810 году Госсоветом были учреждены сразу три независимые структуры: Министр финансов, ведающий доходами, Государственный казначей, контролирующий расходы, и Государственный контролер, проводящий ревизию счетов и проверку министерств, в первую очередь – самого Минфина и казначейства. А полгода спустя по Манифесту 28 января 1811 г. в подчинении у Государственного контролера было учреждено особое независимое самостоятельное ведомство. Отсюда и начинается история госконтроля как отдельного учреждения в системе других органов государственного управления.
Новые бюджетные правила, узаконенные в мае 1862 г., основывались на трех главных положениях, словно на трех «китах»: государственная роспись представляет исчисления всех доходов и расходов государства; все доходы государства сосредотачиваются в кассах Минфина, которые, в свою очередь, покрывают расходы остальных министерств и главных управлений; проверка всех доходов и расходов производится по подлинным документам независимым органом госконтроля. И такая система государственного контроля сохранялась до начала XX века, претерпев лишь незначительные изменения.
После Октябрьской революции в России наряду с существованием органов рабочего контроля был создан (решением СНК от 5 декабря 1917 г.) Народный Комиссариат государственного контроля для проведения предварительной и фактической ревизии хозяйственной и финансовой деятельности всех ведомств.
Главное внимание в своей контрольной работе органы рабоче-крестьянской инспекции стали уделять ревизионно-инспекционным обследованиям по планам, утверждаемым Правительством. И 23 октября 1923 года было сформировано Финансово-контрольное управление для проведения ревизий непосредственно на предприятиях и в учреждениях в составе Наркомфина, с численностью аппарата более трех тысяч человек. От этой даты и ведется летоисчисление деятельности контрольно-ревизионной службы нашего государства.

Хранители государственной казны
С момента установления Советской власти в образовавшейся в январе 1922 года Карачаево-Черкесской автономной области также стали создаваться органы власти и управления, не исключая и финансовые. К сожалению, из-за неполного архива (вследствие войны и территориального переустройства) не вся история образования, становления и деятельности финансово-ревизионных служб в республике дошла до наших дней. Но, в любом случае, в разные исторические периоды в числе контролеров-ревизоров было немало людей, исполняющих свой служебный долг на высоком профессиональном уровне.
В 1998 году аппараты главных контролеров-ревизоров КРУ Минфина в субъектах были преобразованы в КРУ Минфина в субъектах, в том числе по КЧР, а спустя еще 6 лет была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) на базе КРУ Минфина России, Департамента государственного финансового контроля Министерства финансов РФ и Департамента валютного контроля Министерства финансов РФ.
Так, в ходе истории периодически менялись названия самой службы и руководящей должности, а суть государственного финансового контроля оставалась прежней – обеспечение законности, охрана собственности, содействие правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающее вскрыть нарушения финансовой дисциплины.
Возглавляли контрольно-ревизионную службу республики в разное время тоже разные люди, но всегда это были грамотные, ответственные и умелые руководители, которые внесли весомый вклад в ее дальнейшее формирование и развитие. С 1943 года поочередно сменяли друг друга на этом посту Н. И. Поландов, В. В. Голей, К. А. Шаов, Х. С. Абазалиев, В. А. Демидов, М. Х.-И. Борануков и М. Я. Карданов. Все они безупречно выполнили свой служебный долг, а их имена навсегда вошли в служебную летопись.

Перемены делу не помеха…
В 2016 году в целях совершенствования условий осуществления финансового контроля функции Росфиннадзора впредь были переданы Федеральному казначейству и его территориальным органам на местах. С этого времени государственный контроль получил новое наполнение и содержание, соединяя в себе еще более эффективную функцию управления и инструмент реализации экономической роли государства. И хотя отрезок времени, прошедший с момента передачи контрольных функций Федеральному казначейству, – небольшая веха в 95-летней деятельности финансово-ревизионных служб, это тоже часть истории, которая знаменуется своими успехами и достижениями.
Коснулось нововведение, соответственно, и Карачаево-Черкесской Республики, где слияние структур не расхолодило, а мобилизовало; стало не конечной точкой, а новым вектором развития, удачным симбиозом полезных практик Росфиннадзора по КЧР с возможностями и технологиями регионального казначейства. Управление Федерального казначейства по КЧР под руководством Исмаила Султановича Катчиева приняло на себя новые полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и успешно их реализует.
Многие из сотрудников прошли путь становления от рядового ревизора до профессионала высокого уровня, воспитав при этом достойную смену, и в очередной раз доказали свою эффективность, подпитанную многолетней практикой всей системы бюджетного контроля на территории республики. Ревизор сегодня – это аналитический ум, прозорливость и креативность. Ревизор во все времена – это честность, порядочность, неподкупность и высочайшая ответственность. Именно эти качества – главное оружие контролеров, ведь еще великий Гёте говорил, что честный человек часто видит насквозь все плутни тончайших дельцов.
В числе лучших сотрудников контрольно-ревизионного блока управления сегодня можно назвать Б.М. Эрикенова, Р.А. Шакова, С.С. Дышекову, Л.И. Кабардиеву, Р.А. Тоцкую, З.Х. Бытдаеву, Н.А. Карамурзина, А.А. Курджиева, Е.А. Тупикову, Е.Ю. Бурняшову, Ф.А.-А. Абрекову, В.А. Берсанова.
Богатый опыт и знания старших коллег уверенно перенимает молодежь, удачно сочетая прогрессивное мышление и жизненную активность с мудростью своих учителей. Это, в свою очередь, помогает решать поставленные задачи с максимальной эффективностью. Среди них – А.А. Каракетова, А.А. Мижева, А.З. Гуков, А.К. Гочияева, З.А. Байрамукова, А.А.Чеккуева.
Все они – золотой фонд государственной службы ревизоров в Карачаево-Черкесии, ведущей контроль эффективности и экономности использования бюджетных средств, достоверности бюджета, адресности и целевого использования бюджетных средств. Их прямая заслуга в том, что надзор за государственными деньгами – это не только дисциплина и порядок, но и профилактика нарушений в финансово-экономической сфере КЧР.
Ревизоры КЧР и сегодня не намерены останавливаться на достигнутом и прикладывают все усилия для достижения лучших результатов в работе. Только за 9 месяцев 2018 года Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике проведено 69 контрольных мероприятий. При этом объем проверенных средств составил 9 871 521,16688 тыс. рублей. В ходе проверок выявлено нарушений на сумму 591 287,36738 тыс. рублей. Общий объем возвращенных средств по итогам проведенных контрольных мероприятий и исполненных предписаний в финансово-бюджетной сфере за тот же период составил 82 465,77098 тыс. рублей. В 2018 году в бюджет поступило 240 830,40760 тыс. рублей. В Федеральное казначейство направлено 12 проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, из них 12 проектов уведомлений согласованы и направлены в Министерство финансов Российской Федерации.
Цифры ярко свидетельствуют о том, что нынешние ревизоры по-прежнему, если не в большей степени, являются действенным и эффективным инструментом укрепления бюджетной и финансовой дисциплины среди получателей государственных денежных средств. Здесь нет случайных или некомпетентных сотрудников, ведь во все времена это было профессией людей думающих, умеющих принимать решения и не боящихся ответственности, поступающих не шаблонно, а с учетом обстоятельств. В их распоряжении сейчас гораздо больше технических средств и руководящих методик, богатые внутренние резервы и широкие полномочия. И умение использовать разумно, с чистыми руками и во благо всей республике эти ресурсы – одно из самых важных качеств каждого ревизора, чьи принципы деятельности всегда основаны на законности, объективности и гласности.
Сегодня у государственного финансового контроля за плечами 95 лет.
Хороший юбилей, дата, заставляющая не только с уважением отнестись к внушительному возрасту службы, критически оценив пройденное, но и посмотреть вперед, насколько это возможно, в перспективе соизмерить свой потенциал с размахом предстоящих задач.
Руководство и коллектив Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике выражают особую благодарность руководству Федерального казначейства, Главе Карачаево-Черкесской Республики, Правительству республики за поддержку и содействие во всех его начинаниях!

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях