Хурма осталась не спелой

29 ноября в 08:03
4 просмотра

Осенью 2018 года в России, по инициативе ряда институтов гражданского общества Российской Федерации – Общественной палаты РФ, Русского географического общества, Общества российской словесности, Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества, стартовал всероссийский конкурс «Великие имена России» (сайт ВеликиеИмена.рф).
К 30 ноября, путем народного голосования, в рамках проекта «Великие имена России. Время признаний!», будут определены имена наших выдающихся соотечественников, которые присвоят 47 самым крупным аэропортам России международного и федерального значения с совокупным пассажиропотоком более 170 миллионов человек.

Осенью 2018 года в России, по инициативе ряда институтов гражданского общества Российской Федерации – Общественной палаты РФ, Русского географического общества, Общества российской словесности, Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества, стартовал всероссийский конкурс «Великие имена России» (сайт ВеликиеИмена.рф).
К 30 ноября, путем народного голосования, в рамках проекта «Великие имена России. Время признаний!», будут определены имена наших выдающихся соотечественников, которые присвоят 47 самым крупным аэропортам России международного и федерального значения с совокупным пассажиропотоком более 170 миллионов человек.
Информационным партнером конкурса выступил Общероссийский народный фронт (ОНФ) в лице Фонда ОНФ «Правда и справедливость», который параллельно объявил Всероссийский конкурс журналистских работ, с целью довести до граждан нашей страны информацию о великих соотечественниках, имена которых могут и должны быть увековечены в названиях аэропортов.
Несомненно, что проект «Великие имена России. Время признаний!» – своевременен, важен и востребован. Вот только условия конкурса, по учету мнений и голосов граждан страны, голосующих за названия «своего аэропорта», показались мне не вполне справедливыми и не отражающими реалии сегодняшнего дня. Ведь в связи с глобальной информатизацией общества, повсеместным распространением интернета, эпоха «представительной демократии» уже уходит в прошлое. Пришло время прямой демократии, когда граждане страны имеют все возможности напрямую, без посредников, выразить и донести свое мнение.
Однако сложилось впечатление, что организаторы конкурса и власти на местах не вполне доверяют своим гражданам, и видимо опасаются, что граждане могут выдвинуть «не те кандидатуры», которые могут быть «не удобны» или даже вовсе «не приемлемы» по разным причинам политического, этического или иного характера. И, соответственно, проведение конкурса было отягощено многоуровневыми административными фильтрами в виде наличия четырех этапов конкурса и деятельностью посредников из числа организаторов, которые зачем-то проводили всероссийский соцопрос, социологические исследования в регионах, публичные обсуждения, по итогам которых общественные палаты субъектов РФ формировали списки имен претендентов, включающих от 3 до 10 вариантов. Был также установлен порог по количеству голосов, только преодолев который, выдвинутый гражданином кандидат мог быть внесен в предварительный лонг лист. И затем, непонятно кем и зачем уполномоченные лица, отбирали трех-четырех претендентов из утвержденных списков лонг листов, имена которых и предлагались нам для окончательно голосования по каждому аэропорту. Лишь на финальном этапе конкурса проводится «народное голосование» по выбору имен-победителей.
Однако, с моей точки зрения, подобное выражение народной воли не является истинно народным и похоже на экзамен ЕГЭ в школе, когда мы должны выбрать из нескольких предложений одно «правильное». Поэтому предложив на начальном этапе своего кандидата для названия его именем аэропорта Ставрополя, в дальнейшем не голосовал. Ибо полагаю, что должно было проводиться понятное и простое рейтинговое голосование максимум в два этапа. Что позволило бы выявить истинные предпочтения местных жителей и напомнило бы им о действительно великих именах земляков, многие из которых зачастую незаслуженно забыты.  
Полагаю и убежден, что для Ставрополья и Юга России одно из таких имен – это имя Иосифа Родионовича Апанасенко. Присвоение именно его имени аэропорту Ставрополя дало бы возможность исправить историческую несправедливость и воздать должное человеку, который является одним из тех действительно не многих людей, без которых не было бы нашей победы в Великой отечественной и второй мировой войне. Лишь недавно стало возможным говорить о его истинной роли в достижении Победы, но подобного мнения придерживается много известных отечественных и зарубежных историков. За рубежом даже функционируют специализированные исторические сайты посвященные вкладу И.Р. Апанасенко в победу антигитлеровской коалиции во второй мировой войне (к примеру, Болгарский сайт историка В.Д. Сыбкова  https://apanasenko.alle.bg/ ).
Апанасенко И.Р. участник четырех войн (первой мировой, гражданской, советско-польской, Великой отечественной), генерал армии, полный Георгиевский кавалер (4-е креста и 4-е медали), кавалер трех орденов Красного знамени, ордена Ленина и иных государственных наград, знаменитый кавалерист, один из создателей, совместно с С.М. Буденным, Первой конной армии. Именно при его 6-й кавалеристской дивизии работал военный корреспондент Искак Бабель, считающийся летописцем легендарной Первой конной. Записи Бабеля помогают понять и оценить масштаб личности И.Р. Апанасенко.
Исаак Бабель в своем «Конармейском дневнике 1920 года», несмотря на заметную неприязнь к казакам, невольно отмечает яркую фигуру Апанасенко, то, что он красным казакам свой, что он – отец-командир, атаман. Отмечает его воинский талант в управлении войсками, что «ведет себя молодцом». Но при этом явно его страшится – «Апанасенко в красном казакине, в черной бурке, гладко выбритое лицо – страшное явление, атаман… Партизан, атаман, бунтарь, казацкая вольница, дикое восстание… Вот он – новый класс… Непререкаемый авторитет, профессионал военный… Это не марксистская революция, это казацкий бунт, который хочет все выиграть и ничего не потерять… чем не времена Богдана Хмельницкого?… Это глубоко, он (Апанасенко) хочет аристократического по-своему, мужицкого, казацкого государства…».
Видимо непреодолимый страх перед этой стихией, которую сами же вызвали, заставил политическое руководство и руководство Красной армии отозвать Первую конную, по сути – казачью армию, стоящую уже в 4-х верстах от Львова, и заменить её 14-ой армией (Исаак Бабель назвал это безумием), что привело, в конечном счете, к проигрышу в советско-польской войне.
Стоит особо отметить, что профессиональный военный, закончивший первую мировую войну командиром пулеметной роты в звании прапорщика, И.Р. Апанасенко зарекомендовал себя в годы гражданской войны харизматичным лидером и талантливейшим организатором, в короткий срок собравшим вокруг себя и своих соратников на Ставрополье десятки тысяч бойцов, которые потом и стали базой для Первой конной армии. Эти навыки пригодились ему, когда 20 декабря 1921 года президиум Ставропольского Губисполкома назначил Апанасенко И.Р. на должность начальника губернской милиции. И на этой новой работе он зарекомендовал себя с лучшей стороны беспощадно искореняя преступность. Организовал курсы для милиционеров, в короткий срок обновил состав милиции более чем на 80% и сделал её работу эффективной. При этом не очерствел сердцем, борясь с врагами и не лучшими представителями человечества, даже потеряв жену и двоих дочерей, умерших от тифа осенью 1918 года во время отхода семей красноармейцев с войсками из Ставрополья на Царицын. Он лично спасал, отогревая и откармливая беспризорных детей, приводил, а то и приносил их на руках в свой дом, отдавая на попечение своей матери Василисы Федотовны, на плечах которой и так была большая семья из его сестер и братьев, считавших Иосифа Родионовича главой семьи, вместо умершего зимой 1916 года от воспаления легких отца Родиона Семеновича. Когда же число беспризорников превысило два десятка, Апанасенко организовал первый в Ставрополе детский приемник, где были спасены уже сотни детей. Этот детприемник, решением Губкома и Губисполкома, назвали именем его погибшего от рук бандитов брата – Дмитрия Родионовича Апанасенко.
В 1921-1922 годах Иосиф Родионович являлся также начальником Ставропольского гарнизона и был членом президиума Губисполкома. Когда в 1922 году И.Р. Апанасенко направляют на военно-академические курсы в Москву, денежное пособие, которое ему выдали по этому случаю, он передал в детский приют.
В качестве командира 5-й кавалерийской дивизии И.Р. Апанасенко участвовал в  компании, проведенный в августе 1925 года на территории Чечни с целью пресечения массовых убийств и грабежей мирного населения, устранения разгула бандитизма, ликвидации многочисленных бандформирований. Тогда И.Р. Апанасенко, возглавил группу войск, имеющую смехотворные по меркам «наших» недавних чеченских компаний силы и средства – 1922 штыка и 480 сабель при 39 станковых пулеметах и 6 горных орудиях, но задачу блистательно решил.
Закончив в Москве военно-академические курсы, а затем и военную академию им. В.И. Фрунзе с отличием, И.Р. Апанасенко успешно продвигается по служебной лестнице и становится в 1935-1938 годах заместителем командующего Белорусским военным округом, членом ЦК КП (б) Белоруссии, а с 1938 года командующим войсками Среднеазиатского военного округа и членом ЦК КП (б) Узбекистана, а также избирается депутатом Верховного Совета Узбекской СССР. Ему в числе первых присваивают новое для Красной армии воинское звание генерал-полковник.
В январе 1941 года, Сталин И.В., который лично убедился в воинском таланте Апанасенко И.Р. еще в гражданскую войну во время боев под Царицыном в 1918 году и по Юго-Западному фронту в 1920 году, назначил командующим Дальневосточным фронтом генерал-полковника И.Р. Апанасенко. Вскоре, проявившему себя опытным и дельным военачальником, 22 февраля 1941 года, И.Р. Апанасенко было присвоено звание генерала армии и на 18-й Всесоюзной конференции ВКП(б) он был избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б).
В этой связи стоит отметить, что первыми советскими генералами армии стали Г.К. Жуков, К.А. Мерецков и И.В. Тюленев. Затем, еще до начала ВОВ к ним добавились ещё и охраняющие важнейшие рубежи СССР – И.Р. Апанасенко, командующий Дальневосточным фронтом, и Д.Г. Павлов, командующий Западным Особым ВО.
Забегая вперед, следует отметить, что Апанасенко блестяще оправдал возложенную на него высочайшую ответственность, проявил характер, решительность, личную неустрашимость и инициативу, многократно укрепил и отстоял Дальний восток, не позволив японцам напасть, а участь Павлова была незавидной. Он не проявил твердости характера, вверенный ему особый военный округ оказался полностью не готовым к войне, а вверенные ему войска разбиты немцами.
Япония также вынашивала планы разгрома и уничтожения советских вооружённых сил СССР на Дальнем Востоке и Сибири, оккупации всей этой территории до озера Байкал. Предполагалась также полная оккупация Монголии. Осуществлялся планомерный захват территории Китая, непосредственно примыкающей к границам СССР. При этом, конфликты на КВЖД, бои в районе озера Хасан, отражение вторжения японцев в Монголию и сражение на Халхин-Голе хотя и принесли победу советским войскам, но вызвали большие потери и показали их ограниченную готовность к современной войне. Военно-политическое руководство СССР было недовольно сложившимся положением и два предыдущих командующих Дальневосточным фронтом – Маршал Советского Союза В.К. Блюхер и генерал-полковник Г.М. Штерн, были сняты с должностей и репрессированы.
Сменивший их на посту командующего Дальневосточным фронтом И.Р. Апанасенко сразу же стал действовать с решительностью и жёсткостью. В условиях угрозы войны Апанасенко в кратчайшие сроки провёл огромную работу по подготовке фронта к активному ведению боевых действий. Прежде всего в кратчайшие сроки, всего за четыре месяца с момента начала строительства, была построена дорога с твёрдым покрытием от Хабаровска до станции Куйбышевка, протяжённостью 946 километров, идущая параллельно стратегическому железнодорожному полотну, на котором находилось 52 туннеля и больших моста, делающих очень уязвимой оборону Дальнего востока. Достаточно было одного японского смертника для взрыва туннеля на Великой сибирской железнодорожной магистрали и маневрирование восками становилось не возможным. Фактически Дальний восток был похож на большую мышеловку. Но, до приезда Апанасенко, об этом никто даже не думал. Не думал никто, включая начальника Штаба РККА маршала Тухачевского, у которого судьба всего Дальнего Востока висел на тонкой нити сибирской железнодорожной магистрали, которую мог перерезать лишь один японский смертник. Но Тухачевский, занятый убийственными для армии и страны идеями гигантомании, об этом не догадывался, как и о том, что на Дальнем Востоке полки и дивизии Красной армии по тревоге практически не способны выйти из военных городков.
С приездом Иосифа Родионовича Апанасенко, ко всем воинским частям утопающим в грязи были проложены подъездные пути, ранее просто отсутствующие. Все военное хозяйство было приведено в образцовый порядок, а войска в состояние непрерывной боевой учёбы в обстановке максимально приближенной к боевой. За какой-то месяц во все военные городки вели прекрасные шоссе, а сами городки – улицы, технические парки, хозяйственные дворы, были покрыты утрамбованным гравием и даже частично заасфальтированы. Войска получили возможность выйти из военных городков после дождя, то есть получили возможность воевать. И сразу появилась возможность перебрасывать стратегические резервы туда, где они могут потребоваться, то есть появилась возможность использовать законы тактики, оперативного искусства и стратегии не только в кабинетной тиши, но и на полях возможных сражений.
С началом Великой Отечественной войны генерал армии Иосиф Родионович Апанасенко сделал все, чтобы не допустить войны на два фронта. И фактически благодаря его титаническим усилиям Япония, в труднейшее для нашего народа время – в дни тяжких боев под Москвой, не начала войну с нами. И хотя с Дальнего Востока постоянно снимались лучшие части и непрерывный поток войск шел оттуда в глубь России в огромных количествах, но Япония с её миллионной Квантунской армией, стоящей у нашей границы, так и не решилась напасть. Хотя её к этому активно   понуждала Германия, находящаяся с Японией в союзнических отношениях.
Япония не напала потому, что генерал армии Апанасенко, как фокусник, из ничего создавал новые дивизии и корпуса взамен ушедших, присваивая этим дивизиям номера  убывших на запад. Создавал он их по собственной инициативе, на свой «страх и риск». В условиях, когда государство на это дело не ассигновало ни копейки, когда органы тыла Красной Армии не выделили на новые дивизии Дальневосточного фронта ни продовольствия, ни вооружения, ни обмундирования – вообще ничего. Более того, Москва его действия официально не поддерживала и не одобряла, хотя о них знала.
Иосиф Родионович организовал на Дальнем Востоке новые военные производства, создал систему военных совхозов. Создавались заводы, которые вооружали эти дивизии, фабрики, шившие военное обмундирование, строились новые дороги, восстанавливались и улучшались коммуникации, создавался автомобильный и гужевой парк. Генерал армии Апанасенко своей властью разыскивал, выявлял и возвращал в армию офицеров из лагерей, ставших жертвами репрессий. Выпускал их в массовом количестве, и эти офицеры готовили, обучали и возглавляли созданные им дивизии, куда призывались призванные по мобилизации мужчины до 55 лет включительно и выпущенные из лагерей заключенные способные к службе в армии. И все это несмотря на нескончаемые массовые протесты начальников лагерей и многочисленные жалобы начальствующих лиц НКВД и самого Берии в адрес Верховного главнокомандующего И.Р. Сталина.
В результате генеральные штабы Германии и Японии находились в конфронтации и прониклись взаимным недоверием. Ведь, по информации Германии фактически войск на Дальнем Востоке не было. Все они воевали на советско-германском фронте и, следовательно, ничто, по мнению Германии, не препятствовало Японии начать войну с нами. А по донесениям японской разведки, все дивизии находились на месте, да к тому же численность войск постоянно увеличивалась, а оборонительные сооружения непрерывно укреплялись.
Ожиданиям руководства Японии, когда же советские войска ослабнут настолько, что Квантунская армия обретет необходимей перевес сил для наступления, не суждено было сбыться. Единого мнения относительно того, когда следует нападать на СССР, в Японии не было. План генштаба сухопутных войск предполагал, что сперва немцы должны взять Москву. Он предусматривал наступление японцев на Владивосток, Хабаровск и Сахалин с высадкой десанта в Приморье. В качестве конечных пунктов экспансии обозначались Иркутск, Красноярск и даже Омск.
Военный министр Японии Хидеки Тодзио утверждал, что нападение Японии на СССР должно произойти тогда, когда Советский Союз «уподобится спелой хурме, готовой упасть на землю». Но эта «хурма» так и не созрела.
В итоге Япония развернула агрессию против США и Англии на Тихом океане, посчитав их более слабыми противниками, чем войска Дальневосточного фронта. Хотя Япония и учитывала гигантский промышленный потенциал США, но увлечение блицкригом, по примеру своего союзника Германии, сыграло с японцами злую шутку.
На запад И.Р. Апанасенко отправлял свои самые боеспособные воинские части фактически с момента начала ВОВ, которые проявили себя с наилучшей стороны. Когда же осенью 1941 года под Москвой сложилась тяжелейшая обстановка, Апанасенко в октябре предложил Верховному главнокомандующему взять с Дальневосточного фронта еще 7 дивизий. По директиве Ставки Верховного главнокомандования от 12 октября 1941 года командующий Дальневосточным фронтом отправил по железной дороге в течение пяти дней 14-18 октября в распоряжение Верховного Главнокомандования, в направлении Москвы, пять дивизий – 92, 78, 415-ю стрелковые, а также 58 и 60-ю танковые дивизии. Темп отправки устанавливался 12 эшелонов в сутки. Дивизии были полностью обеспечены всем необходимым по штатам и табелям. Железнодорожники открыли зеленую улицу. На узловых станциях эшелоны стояли не более пяти-семи минут. Точный график, жесткий контроль. В результате две сотни эшелонов с войсками и техникой пересекли страну с востока на запад со скоростью курьерских поездов.
Эти Дальневосточные дивизии сразу же после выгрузки из эшелонов выступали на передовые позиции и участвовали в оборонительных боях под Москвой, а затем в наступлении, начавшемся 6 декабря 1941 года. Без этих свежих, хорошо подготовленных и вооружённых дивизий невозможно было бы отстоять столицу и выиграть битву под Москвой осенью и зимой 1941 года. Ибо сражались дальневосточники с врагом мужественно, умело и самоотверженно, покрыв себя неувядаемой славой. Так 78-я стрелковая дивизия А.П. Белобородова, вступившая 2 ноября 1941 года в бой с противником на Волоколамском направлении под Москвой, уже 27 ноября 1941 года была преобразована в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, в качестве знака признания страной боевых заслуг её бойцов и командиров.
С июня 1941-го до начала контрнаступления под Москвой из состава Дальневосточного фронта (ДВФ) на запад было переброшено 8 дивизий. Так, к примеру, 32-я дивизия полковника Полосухина, храбро сражались на Бородинском поле.
Только в летнюю и осеннюю кампанию 1941 года, с Дальнего Востока под Москву было отправлено 122 тыс. человек, более 2000 орудий и миномётов, свыше 2000 танков, 12 тысяч автомашин, 1500 тракторов и тягачей.
Перебрасывались дивизии с Дальнего Востока и в 1942 году под Сталинград. Поэтому И.Р. Апанасенко пришлось формировать уже и третьеочередные дивизии под номерами отправленных на фронт. Но поскольку людей катастрофически не хватало, то приходилось в некоторых местах вместо дивизий ставить бригады, одновременно непрерывно совершенствовалась и укреплялась оборона. Таким образом по всей приграничной полосе была создана глубоко эшелонированная оборона.
До конца 1942 года из состава группировки на Дальнем Востоке было изъято примерно 600 тыс. человек, свыше 5 тыс. орудий и миномётов, около 3,5 тыс. танков, почти 16,2 тыс. грузовых автомашин, много другого вооружения и военной техники. Для их перевозки Ставке пришлось задействовать более тысячи железнодорожных эшелонов.
В общей сложности с Дальневосточного фронта, благодаря усилиям генерала армии И.Р. Апанасенко, было отправлено на запад много более двух десятков дивизий. Лишь в первые два года войны из состава Дальневосточного фронта на запад было отправлено 2 корпусных управления, 17 стрелковых, 3 танковых, 2 кавалерийские дивизии, 2 воздушно-десантные и 4 стрелковые бригады, десятки авиационных бомбардировочных, истребительных полков, частей и подразделений специального назначения, которые в исторической литературе фигурируют и до сих пор известны российским гражданам как сибирские. Но на самом деле это были дальневосточные войсковые части, только прибывшие на запад по сибирским магистралям.
При этом, благодаря титаническим усилиям И.Р. Апанасенко, по принципиальным вопросам защиты Дальнего востока возражавшему при необходимости даже самому Сталину в выражениях ненормативной лексики (свидетели такого поведения впадали в ступор и опасались за свои жизни), количественный состав войск на Дальнем востоке не только не уменьшился, но даже увеличился. На 22 июня 1941 года Дальневосточный фронт имел численность 703,7 тыс. человек, к 1 июля 1942 года он увеличился более чем вдвое и составлял 1446 тыс., а в 1943 году 1115 тыс. человек. Сталин верил Апанасенко, ценил его усилия и был спокоен за безопасность Дальнего востока.
К середине 1943 года, когда стало ясно, что Япония в войну против СССР уже не вступит, а Красная Армия готовилась к решительному наступлению против фашистов, Верховный главнокомандующий И.В. Сталин удовлетворил просьбу генерала армии И.Р. Апанасенко о переводе на западный фронт непосредственно на театр активных боевых действий. 6 июня 1943 года, генерал армии Апанасенко был назначен заместителем командующего войсками Воронежского фронта генерала армии Ватутина с целью прохождения стажировки, с последующим назначением командующим фронтом. Членом военного совета Воронежского фронта в то время был Н.С. Хрущёв, который в своих мемуарах подтверждает, что генерал армии Апанасенко прибыл на фронт для стажировки. Там, куда И.В. Сталин направил И.Р. Апанасенко, готовилась грандиозная операция по осуществлению коренного перелома в войне. В историю она вошла как Курская битва или иначе – Курская дуга. Именно на ней, в период с 5 июля по 23 августа 1943 года, на территории семи областей России и Украины, в полосе 600 км по фронту и до 150 км в глубину, развернулась грандиозная битва. В беспримерной по масштабам битве с обеих сторон участвовало свыше 4 млн. человек, около 70 тыс. орудий и минометов, 15 тыс. танков и САУ, 12 тыс. боевых самолетов.
Командующий Воронежским фронтом генерал армии Н.Ф. Ватутин, учитывая огромный военный опыт И.Р. Апанасенко, направлял его на самые ответственные участки фронта для оказания помощи командующим армиями. Проявляемая при этом присущая Апанасенко храбрость, поражавшая окружающих, вызывала неприятие у Хрущева. Который не был в состоянии вести себя подобно Апанасенко ни со Сталиным, ни в боевой обстановке. Апанасенко искренне верил в то, что говорил и делал, Хрущев же занимался выживанием и приспособленчеством, в последствии, после смерти Сталина, оправдывая свое поведение тем, что «все боялись и молчали». Не все. Поэтому принять и понять таких людей как Апанасенко Хрущев не мог, даже после его трагической гибели, случившейся после того, как войска Воронежского фронта с 3 августа перешли в решительное наступление. Во время одной из рекогносцировок в ходе Курской битвы, находясь на передовых позициях под городом Белгородом, генерал Апанасенко был тяжело ранен и вечером 5 августа 1943 года скончался.
В этот вечер, 5 августа 1943 года, в Москве был впервые произведён победный артиллерийский салют в честь боевой доблести войск Степного и Воронежского фронтов, занявших Белгород, Брянского, Западного, Центрального фронтов, занявших Орел. Это был и салют в память погибшего на боевом посту генерала армии И.Р. Апанасенко, тысяч солдат и офицеров, сложивших свои головы за свободу и независимость Родины.
Последняя просьба генерала, похоронить его на родной Ставропольской земле, была выполнена Верховным главнокомандующим. Прах генерала армии Апанасенко самолётом был доставлен в Ставрополь и 16 августа он был похоронен на Комсомольской (Кафедральной) горке при огромном стечении горожан, представителей городов, районов края и воинских частей. Состоялся траурный митинг, на котором выступающие с горечью говорили о невосполнимой потере своего земляка, выдающегося деятеля вооружённых сил СССР.
Отдавая дань уважения погибшему герою, горожане в трехдневный срок завершили сооружение надгробного памятника Иосифу Родионовичу Апанасенко.

Послесловие
9 декабря, в России отмечают День Героев Отечества или иначе – День Георгиевских Кавалеров. Еще в 1769-м, благодаря стараниям Екатерины II, была учреждена награда за смелость и заслуги перед Русью, а день 9 декабря назван Днем георгиевских кавалеров, русских героев. После 1917 года чествование героев отменили, но в 2007 году в России день славных героев Отечества был вновь возрожден.
Пусть не удастся к этому дню, в год, когда весь мир отмечает 100-летие окончания первой мировой войны, назвать именем отчаянной храбрости героя, украшенного полным Георгиевским бантом из четырех крестов и четырех медалей, аэропорт города, где он успокоился навеки. Но давайте вспомним в этот день славного война, лихого рубаку, талантливого военачальника, защитника Отечества, сделавшего все возможное и невозможное, отдавшего жизнь за свободу и независимость нашей Родины России – Иосифа Родионовича Апанасенко.
Вспомним и почтим его память!

А. Гудимов, эксперт ОНФ.

НА СНИМКЕ: Памятник И.Р. Апанасенко в Ставрополе, где находится урна с его прахом.

Поделиться
в соцсетях