Быть собой!

11 января в 05:36
1 просмотр

Встречая новый, 2018, год, Юлия Капалкина, учитель математики СОШ № 1 ст. Зеленчукской, и представить не могла, каким он окажется для нее интересным и богатым на события.
Участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года», где она не только стала победителем районного и республиканского этапов, но и вошла в число 15 лауреатов на федеральном уровне! Это раз. Участие в I конкурсе учителей математики Юга России, проходившем в Майкопе, где она была удостоена диплома 3 степени. Это два. Поездка в Брянск на педагогический фестиваль «Парад звезд», где в числе лучших учителей страны Юлия Александровна дала открытые уроки и мастер-классы в четырех школах Брянска и Брянской области. Это три. Участие в педагогическом фестивале «Талант-2018» в г. Невинномысске, где она стала лауреатом в номинации «Учитель-мастер». Это четыре. Пять – это поездка на Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОрия» в Ярославле – увлекательное приключение длиной в целую неделю, которое заставило по-новому взглянуть на проблему: чему и как надо учить сегодняшних детей, чтобы завтра они смогли правильно профессионально самоопределиться и стать успешными в жизни.

Встречая новый, 2018, год, Юлия Капалкина, учитель математики СОШ № 1 ст. Зеленчукской, и представить не могла, каким он окажется для нее интересным и богатым на события.
Участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года», где она не только стала победителем районного и республиканского этапов, но и вошла в число 15 лауреатов на федеральном уровне! Это раз. Участие в I конкурсе учителей математики Юга России, проходившем в Майкопе, где она была удостоена диплома 3 степени. Это два. Поездка в Брянск на педагогический фестиваль «Парад звезд», где в числе лучших учителей страны Юлия Александровна дала открытые уроки и мастер-классы в четырех школах Брянска и Брянской области. Это три. Участие в педагогическом фестивале «Талант-2018» в г. Невинномысске, где она стала лауреатом в номинации «Учитель-мастер». Это четыре. Пять – это поездка на Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОрия» в Ярославле – увлекательное приключение длиной в целую неделю, которое заставило по-новому взглянуть на проблему: чему и как надо учить сегодняшних детей, чтобы завтра они смогли правильно профессионально самоопределиться и стать успешными в жизни. Приключение, которое запомнилось интересными дискуссиями, увлекательной проектной деятельностью, а еще встречей с Президентом РФ Владимиром Путиным.
Собственно, с Владимиром Владимировичем Юлию Александровну жизнь в этом году сводила дважды. И в первый раз – на конкурсе «Учитель года».
– Было очень приятно, что, несмотря на свою огромную занятость, Президент страны посчитал нужным найти время в своем плотном графике и встретиться с учителями, – рассказывает Юлия Капалкина. – Все, что он говорил нам при встрече, говорил не по заранее подготовленной «бумажке», а от души. Была видна его искренняя заинтересованность в решении проблем образования…
– Юлия Александровна, как известно, Президент страны встречался с лауреатами конкурса «Учитель года». А насколько трудно было добиться этого звания, ведь в спор за лидерство вступили 85 лучших учителей страны?
– Как ни странно, мне труднее всего далась победа на республиканском этапе. Дело в том, что в районном этапе я уже участвовала несколько лет назад, будучи учителем математики школы в Сторожевой-2. Тогда я заняла второе место, уступив лидерство своему коллеге из школы, где работаю теперь. Прошлый опыт мне, конечно, очень помог в этот раз. Перед федеральным этапом в августе для нас в Санкт-Петербурге проводились установочные семинары, на которых нас, конкурсантов, очень многому научили. К тому же мы все познакомились, многие из нас даже сдружились. Мы могли зайти на сайт друг друга и получше узнать сильные стороны соперников. Для проведения открытых уроков нам заранее дали контакты педагогов академической гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга, с классами которых нам предстояло работать. И мы могли заранее узнать не только то, какую тему сейчас проходят ученики, но и предпочтения детей, что им может понравиться, а что нет. К тому же, готовясь к федеральному этапу, мы пересмотрели огромный объем видеоматериала с предыдущих конкурсов. Все это помогло добиться успеха. А вот на республиканском этапе ты совершенно не знаешь, с кем вступаешь в спор за лидерство, чем эти педагоги могут удивить. Ты не знаешь, что все-таки особенно важно для жюри, какие критерии для них все-таки определяющие…
– Если честно, отправляясь на федеральный этап, мечтали о победе?
– Знаете, перед поездкой в Санкт-Петербург я поставила себе задачу: главное – быть яркой, запоминающейся. Ведь я уже представляла не просто себя, я представляла наш регион.
А победа… Конкурс есть конкурс. И здесь очень много слагающих успеха. И объективных, и субъективных. Поэтому к этому вопросу нужно подходить философски. По-моему, все, кто участвовал в финале конкурса, уже победители! Главное, я точно знаю: «Учитель года» мне очень много дал в профессиональном плане. После испытаний в Санкт-Петербурге для меня не проблема ни открытый урок провести в незнакомом классе, ни классный час, ни мастер-класс…
– Ну да, взять ту же поездку в Брянск…
– Фестиваль «Парад звезд» был организован на Брянщине по инициативе директора Брянского лицея №1 им. Пушкина Юрия Клюева, который стал в этом году одним из призеров Всероссийского конкурса «Учитель года». С Юрием Александровичем (он – учитель химии) мы дружим с 2014 года – тогда мы оба участвовали в конкурсе молодых учителей фонда «Династия» в Клязьме. К слову, о династии. У меня и мама учитель математики, и обе ее сестры, и мой дед по маме был учителем – только в начальных классах, и у папы мама работала учителем начальных классов. Так что в такой семье я просто не могла стать кем-то еще… Так вот, встретиться с Юрием Александровичем в Санкт-Петербурге мне было очень приятно. Когда же он пригласил меня поучаствовать вместе с призерами «Учителя года» в «Параде звезд», было приятно вдвойне.
Это значит, коллеги по достоинству оценили твое мастерство и уверены, что тебе есть что показать другим педагогам.
– Чем вы удивили брянских педагогов?
– Больше всего меня просили рассказать и показать, как я веду опрос учеников с помощью мобильного приложения. Это, кстати, не моя придумка, но я уже успешно ею пользуюсь, поскольку практически у каждого ребенка сегодня есть смартфон. Почему не использовать на уроке с пользой то, что зачастую ученика отвлекает от занятий? И детям это нравится, и учитель за короткое время проверяет, усвоен ли материал, у всего класса.
– Юлия Александровна, материал усваивается, как правило, тогда, когда ребенку интересен предмет. Как привить детям интерес к математике?
– Надо чтобы ребенок понимал, что математика – часть нашего мышления. Вот изучали мы вчера с классом тему «Парабола». А что такое парабола? Как летит мяч, когда вы бросаете на уроке физкультуры баскетбольный мяч в корзину? Математика нужна всюду. Не только для того, чтобы в магазине хлеб купить. Вы в дом свой не войдете, если ваш мозг не просчитает правильно траекторию вашего движения…
Мне очень важно, чтобы с каждого урока ребенок уходил в позитивном настроении. Потому что негативом можно отпугнуть ученика, вызвать нелюбовь к предмету. Поверьте, даже тройку можно поставить так, что ученик будет доволен. Главное, чтобы это была справедливая оценка. И чтобы справедливо оценивалась работа каждого ученика, без исключений. Хорошую отметку поставить проще, чем научить. Но нам-то важно именно научить! Если же педагогу это не важно, то это уже равнодушие. А равнодушие – самое страшное в нашей профессии.
– Математика – сложный предмет, и зачастую родители жалуются: мой ребенок – гуманитарий…
– Освоить школьную программу по математике по силам любому здоровому ребенку. Просто надо учиться, заниматься. И не только математикой. Я всегда говорю родителям: дети, которые не читают, и в математике будут плохо разбираться, потому что не будут приучены усваивать большой объем информации. Дети действительно очень разные. У кого-то, к примеру, нет способностей к быстрому счету, но они могут прекрасно решать задачи, и т. д. К каждому нужно иметь свой подход.
Я преклоняюсь перед учителями начальных классов и считаю высшей степенью педагогического мастерства – научить ребенка писать, читать, считать… Именно они закладывают базу, без которой не будет образования. Вот почему учиться нужно с первого класса! А мы, учителя-предметники, уже поддерживаем и развиваем тот интерес, который был заложен именно в начальной школе.
Этот интерес зачастую утрачивается, как показывает практика, в седьмых классах. Это трудный переходный возраст. Именно в этот период многие дети «скатываются» на тройки и двойки, хотя раньше учились хорошо. Я сейчас веду занятия у одиннадцати-классников и семиклассников. Так вот с семиклассниками работать, поверьте, сложнее. И сейчас своей главной задачей я считаю не «потерять» тех, кто как раз был отличником или хорошистом…
– А встречаются действительно одаренные дети?
– Детей, про которых говорят: «Боженька в лоб поцеловал», во все времена не так много. Но способных детей немало. И хорошо, когда есть кому с ними работать.
Вот, к примеру, полтора года назад в нашу школу пришел учиться Шамиль Чанкаев. Очень способный парень. В прошлом году мы ездили с ним на Кавказскую математическую олимпиаду в Майкоп, где он выступил, на мой взгляд, довольно хорошо. Шамиля пригласили в летнюю школу при Адыгейском госуниверситете. И сегодня совершенно очевидно, что Шамиль, который учится в одиннадцатом классе, вышел на новый уровень…
К слову, после этой олимпиады мы очень сдружились с Адыгейским госуниверситетом, с Кавказским математическим центром, созданным на его базе. У этого центра серьезные планы продвигать серьезную математику в регионах, он активно сотрудничает с учеными МФТИ. Сейчас создается сеть опорных школ центра. И наша школа: и руководство, и педагоги – хочет попасть в эту сеть. Поэтому недавно вместе с коллегой мы ездили в Майкоп на курсы повышения для учителей потенциальных опорных школ.
– И участие в I конкурсе учителей математики Юга России – это, я так понимаю, тоже из-за дружбы…
– Я тогда только вернулась из Санкт-Петербурга. Очень устала. И тут приглашение в Майкоп. Честно говоря, не хотела ехать. Но соблазнили тем, что в мероприятии участвует знаменитый математик Александр Блинков. Ну, как я могла отказаться от Блинкова? – смеется Капалкина.
Разговариваем с Юлией Александровной в их небольшом домике, который семья купила в ст. Зеленчукской несколько лет назад, используя «материнский капитал». И трудно поверить, что это дом математика. На стенах – прекрасные картины, вышитые крестиком. И не одна, не две, а с добрый десяток.
– Это мое хобби, – говорит Юлия Александровна, – в 2010-м за две вышивки я даже получила Гран-при в онлайн-конкурсе, который проводила фирма «Золотое руно». В награду получила огромный набор, за который, наверное, возьмусь на пенсии. Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Заметив, что я разглядываю две гитары в углу комнатки, она объясняет: «А это мы с Женей (мужем. – От авт.) играем. Нет, я музыкальную школу по классу скрипки оканчивала, а на шестиструнке уже сама училась играть»…
А еще выпускница математического факультета Кабардино-Балкарского госуниверситета, за плечами которой 12 лет работы инженером-программистом на столичном оборонном предприятии и 6 лет педагогического стажа, очень любит читать, следит за всеми литературными новинками. К примеру, только что прочитала «Пище-блок» Алексея Иванова. «Спорная, конечно, книга, – замечает Юлия Александровна, – но интересная».
Особое место среди ее любимых занятий занимает цветоводство. С ранней весны и до поздней осени маленький уютный домик Капалкиных, который они облагораживают собственными руками, утопает в цветах. Здесь же рядом растет маленькая елочка, которую вырастили и подарили дедушка и бабушка мужа, живущие в Пятигорске. Ближе к Новому году вместе с сыновьями Даниилом и Егором Юлия Александровна обязательно украсит ее маленькими игрушками. Поставят Капалкины елку, конечно, и дома. С ней пока не спешат, поскольку свои порядки может навести кот Умка. На Новый год обязательно съездят к родным – благо они живут недалеко: в Пятигорске и рядом с Пятигорском, в Кабардино-Балкарии.
Как все умудряется успевать в своей жизни эта удивительная женщина – честно говоря, не знаю. А она признается: «Обязательно нужно придумать какое-нибудь «приключение» и в новом году». Что это? Привычка быть яркой? Нет, скорее, это просто в ее натуре – гореть, не выгорая, и оставаться самой собой.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях