Учитель с большой буквы

1 февраля в 08:22
37 просмотров

18 января в ауле Кош-Хабль Хабезского района на стене гимназии им. И. А. Амирокова была установлена мемориальная доска в честь первого просветителя аула Амерби Аслан-Гериевича Боранукова. Много лет имя этого удивительного человека, настоящего Учителя, внесшего огромный вклад в развитие просвещения и ликвидацию безграмотности в Карачаево-Черкесии, оставалось в забвении. Старшее поколение, увы, не помнит, а нынешняя молодежь и вовсе не знает о том, что их знаменитый земляк А. Борануков был первым директором и первым учителем первой Кош-Хабльской школы. Но, наконец, справедливость восторжествовала.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материал об этом замечательном человеке, любезно предоставленный редакции заслуженным работником культуры РФ, членом Союзов писателей и журналистов РФ Туркбием КАНТЕМИРОВЫМ.

18 января в ауле Кош-Хабль Хабезского района на стене гимназии им. И. А. Амирокова была установлена мемориальная доска в честь первого просветителя аула Амерби Аслан-Гериевича Боранукова. Много лет имя этого удивительного человека, настоящего Учителя, внесшего огромный вклад в развитие просвещения и ликвидацию безграмотности в Карачаево-Черкесии, оставалось в забвении. Старшее поколение, увы, не помнит, а нынешняя молодежь и вовсе не знает о том, что их знаменитый земляк А. Борануков был первым директором и первым учителем первой Кош-Хабльской школы. Но, наконец, справедливость восторжествовала.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материал об этом замечательном человеке, любезно предоставленный редакции заслуженным работником культуры РФ, членом Союзов писателей и журналистов РФ Туркбием КАНТЕМИРОВЫМ.
Одним из приоритетных направлений деятельности молодой Советской власти была ликвидация безграмотности. Эта проблема была обозначена уже в 1922 году на I Всесоюзном съезде по ликвидации безграмотности. Еще через два года – в январе 1924 года состоялся XI Всероссийский съезд Советов, где было принято амбициозное решение полностью ликвидировать безграмотность в стране к Х годовщине Октября.
Это была совсем не простая задача. Противники новой советской жизни считали, что воспитание детей должно быть сугубо религиозным. Называли совершенно курьёзные причины отказа обучению грамоте: мол, все те, кто согласится учиться в школах, будут вывезены в Китай на тяжёлые работы и будут отданы в рабство, а девочки станут неверными, что ещё хуже…
Однако были и «светлые головы». Еще до революции в ауле Зеюко братья Чапаровы открыли школу, где изучали не только Коран на арабском языке, но и русский язык. Грамоте здесь учили Амерби Борануков, Умар и Хамид Аркеловы, Исуф и Худ Кантемировы, Абубекир Аргунов, Ибрагим Амироков, Магомет Бадраков, Черим Мамижев. Впоследствии именно они стали проводниками новой жизни в ауле, учителями, организаторами колхоза…
Мой родной аул Кош-Хабль был образован в 1926 году переселенцами из аула Зеюко. В соответствии с принципами социальной справедливости у местного кулака Молова был конфискован дом. Сначала аульчане хотели открыть в этом доме торговую лавку, но Амерби Борануков и его сподвижники «отвоевали» его и организовали здесь светскую трехлетнюю школу. Первым ее руководителем и учителем стал Амерби Борануков. Здесь же начал учить детей другой просветитель – Умар Батырович Аркелов. Они приложили много усилий, чтобы привлечь детей бедняков в школу. Амерби обходил каждый дом и убеждал аульчан отпустить своих детей учиться. Вначале немногие откликались на его призыв, ведь основная масса людей была безграмотной и не видела смысла в образовании. Да еще и местные мракобесы! Что только не говорили об Амерби! Недруги считали его отступником Аллаха, угрожали устроить с ним расправу. Но Амерби не отступал.
Подвижники по очереди преподавали в школе: пока Амерби учил детей, Умар обходил дома с целью привлечь больше учеников. А по окончании уроков Амерби встречался с работающими в поле людьми, рассказывал им о новой власти, о пользе коллективного ведения хозяйства, что со временем колхозы встанут на путь механизации, получат тракторы и другую технику. Постепенно земляки начали доверять учителям, стали к ним обращаться с разными вопросами.
Секретарем в сельсовете в то время работал Яхья Сакиев, который вспоминал, как радовался Амерби каждой крупице успеха. «Он никогда не забывал о главной своей цели – обучить людей грамоте. Действительно, Амерби был борцом за пробуждение самосознания аульчан, хотя это было делом не только трудным, но и опасным. Амерби был бесстрашным человеком», – говорил Яхья.
По словам родственников, вспоминавших Амерби Боранукова, он был высоким, чернобровым, с тонкими усами под крупным прямым носом. «Настоящий черкес, воплощение силы и мужества народа», – утверждали родные. Черкесскую одежду Амерби никогда не снимал, и в высокой папахе на голове он казался еще выше и сильнее. Авторитет его в ауле рос с каждым днем.
Несмотря на трудности того непростого времени, Умар и Амерби не дрогнули, настойчиво шли к намеченной цели. Из года в год росло количество учеников, тесной становилась школа. Средств на строительство новой школы не было, поэтому пришлось вначале ограничиться пристройкой. Однако в 1928 году Борануков добился того, чтобы было построено новое здание. Школа стала семилетней, а через какое-то время – восьмилетней. Напротив школы ученики Амерби Боранукова посадили богатый фруктовый сад. Много позже, в 1967 году, на средства колхоза «Путь Ильича» на месте сада была построена новая трехэтажная школа, рассчитанная на 536 учеников, которая сегодня носит имя Ибрагима Амирокова. А в здании старой школы расположился детский сад.
Амерби Борануков возглавлял педагогический коллектив со времени открытия семилетней школы в Кош-Хабле и до 1942 года. Министерство образования области признало её лучшей и наградило переходящим Красным знаменем.
Учениками А. Боранукова были: Абубекир Дадымович Аргунов – впоследствии Герой Социалистического Труда, его брат Хусин, занимавший затем ответственные должности в области, будущий ученый Муса Макаович Сакиев, который в 22 года возглавил областной научно-исследовательский институт, Хасин Муратович Амироков – руководивший потом Черкесским педтехникумом, будущий народный писатель КЧР Мухадин Худович Ахметов.
В то время, когда Амерби Аслан-Гериевич преподавал в школе Чапаровых в ауле Зеюко, был у него еще один талантливый и смышленый ученик – Аубекир Аргунов. Амерби сам отвез его в Баталпашинск и определил в школу крестьянской молодежи (ШКМ). После, Аубекир Абдулахович Аргунов работал секретарем обкома КПСС, редактором газеты «Черкес пэж» («Черкесская правда»).
Учеником Амерби являлся и секретарь Адыге-Хабльского райкома ВЛКСМ Хаджи-Бекир Аркелов, отдавший жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны. Да много еще замечательных людей считали Амерби Аслан-Гериевича своим первым учителем…
Суровые будни Великой Отечественной не обошли стороной и наш аул. Здесь появились предатели, служившие фашистам, которые «имели зуб» на коммуниста Боранукова. По их доносу однажды ночью в 1942 году в дом Амерби Аслан-Гериевича ворвались полицаи, арестовали его и увезли в тюрьму г. Черкесска.
В январе 1943 года, за несколько дней до освобождения Черкесска, Амерби был расстрелян. Тело его, как и тела других убитых и замученных коммунистов, не было передано родным. В те страшные годы много советских людей было убито, об этом свидетельствуют найденные позже массовые захоронения, в том числе на месте нынешнего драмтеатра. После войны обнаруженные останки были перенесены на старое городское кладбище, где был установлен обелиск павшим. Однако точного места захоронения Амерби Боранукова установить так и не удалось…
У Амерби Аслан-Гериевича было шестеро детей: старшая, Аминат, которая смерть отца встретила в 15 лет, Фатимат, Юрий, Зоя, Раиса и самая младшая Гошемида, которой было всего 15 дней, когда от фашистской пули погиб отец.
На сегодняшний день из шестерых детей в живых осталась только Раиса, которая проживает в ауле Хабез. А в родовом доме сейчас живет его внук – Нурали.
Немало времени прошло с тех трагических событий! В разные годы директорами школы работали Хасин и Ибрагим Амироковы, Михаил Асланов, Цуца Кохова, Али Тамов, Хизир Борануков, Муса Аргунов, Рашид Молов, Озир Шаков, Борис Мерамов, Зора Кундохова, Оли Выков. Сегодня дело Амерби Боранукова продолжает Озир Сакиев.
В отличие от других сподвижников – Ибрагима Амирокова, чьим именем была названа школа, Умара Аркелова, в честь которого названа улица, имя Амерби Боранукова незаслуженно оставалось в забвении. Теперь же, когда на стене школы установлена памятная доска, можно надеяться, что имя человека, посвятившего жизнь просвещению своего народа, не будет забыто.

Материал подготовлен к печати Светланой КИЛБОЙ.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях