Оболочка для «молочки»

27 февраля в 10:39
 просмотров

В середине февраля группа народных контролеров при участии депутатов Парламента КЧР и Думы МО г. Черкесска, экспертов и активистов «Молодой гвардии», а также республиканских СМИ проверили молочную продукцию в городских гипермаркетах «Лента», «Пятерочка» и «Магнит».
Сегодня увеличительное стекло едва ли не главный сопутствующий предмет при шопинге. Но и с ним, увы, не каждый может разглядеть минимизированные до предела информационные письмена на упаковках с продукцией. Напоказ выставляется лишь самая привлекательная глазу покупателя часть текста. Между тем, вся достоверная информация должна быть указана производителем в полном объеме на лицевой стороне и доступным для чтения шрифтом. И закон не позволяет с этим шутить.

В середине февраля группа народных контролеров при участии депутатов Парламента КЧР и Думы МО г. Черкесска, экспертов и активистов «Молодой гвардии», а также республиканских СМИ проверили молочную продукцию в городских гипермаркетах «Лента», «Пятерочка» и «Магнит».
Сегодня увеличительное стекло едва ли не главный сопутствующий предмет при шопинге. Но и с ним, увы, не каждый может разглядеть минимизированные до предела информационные письмена на упаковках с продукцией. Напоказ выставляется лишь самая привлекательная глазу покупателя часть текста. Между тем, вся достоверная информация должна быть указана производителем в полном объеме на лицевой стороне и доступным для чтения шрифтом. И закон не позволяет с этим шутить.
В начале года, 11 января, закончились те самые 180 дней, отведённые производителям молокосодержащей продукции с растительными жирами, на подготовку к изменениям в правилах её маркировки: смену упаковки, оформление новых деклараций и т. п. Обновленный технический регламент предупреждает, что «в наименование должны быть включены слова «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, а также информация о технологии их производства». К примеру, то, что раньше могло называться просто «сыр», теперь именуется как «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сыра».
Техрегламентом предусмотрены и определенные размеры надписей для продуктов с заменителем молочного жира. Так, обязательная часть наименования, содержащая фразу «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» и информацию о технологии производства продукции», должна быть нанесена шрифтом не менее 2,5 миллиметра. Также введена обязательная надпись: «Содержит растительные масла», размером не менее 3 миллиметров. При этом обе надписи должны стоять на лицевой стороне упаковки или этикетки, быть контрастными и легко читаемыми.
Кто это придумал и зачем все это нужно? Здесь нам нужно проделать небольшой экскурс в недавнее прошлое – в ноябрь 2017 года. Именно тогда Евразийской экономической комиссией, в которую входят эксперты России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, был принят закон, согласно которому производителей, использующих растительные жиры, стабилизаторы и консерванты, обязали не употреблять такие названия, как «сметанный продукт», «творожный продукт» и прочие. Побудительной причиной для таких перемен явилась необходимость усиления прав покупателя на достоверную информацию о продукте. Потребители должны без проблем определять, что перед ними – традиционный молочный товар или похожий на него продукт с растительными жирами. И осознанно принимать решение о покупке.
Принятый закон вступил в силу 15 июля прошлого года, однако в Евразийской комиссии предусмотрели и утвердили переходный период для производителей, чья продукция содержит в составе растительные жиры. На «переподготовку» предприятиям дали 180 дней, и за этот срок производители и торговые операторы должны были определиться: производить свои торговые марки только из молока и сохранить прежние, «молочные» названия, или продолжить изготавливать продукцию с добавлением растительных жиров и поменять наименования продукции и этикетки, избавившись от молочных ассоциаций и связанных с ними терминов типа «сырный», «сметанка», «маслице», «творожок» и проч.
Чтобы наглядно увидеть, как работает новый закон, и был проведен мониторинг, направленный на выявление нарушений. Во главе с региональным координатором партпроекта «Народный контроль» депутатом Парламента КЧР Алексеем Ганшиным участники рейда обошли популярные в городе гипермаркеты и проверили молочную продукцию в ассортименте, представленном на торговых стендах. Особое внимание контролеры уделили сметане, творогу и сливочному маслу.
Заместитель председателя комитета Парламента по регламенту, мандатным вопросам и СМИ, секретарь Черкесского городского отделения партии «Единая Россия» Алексей Ганшин рассказал журналистам, что подобные рейды сейчас проходят по всей стране, а в КЧР пройдут еще и в районах. И в течение двух недель народные контролеры целенаправленно проверят торговые точки.
В ходе прошедшего рейда его участниками в каждом из магазинов был выявлен ряд товаров с нарушениями. Так, например, на упаковке спреда «Крестьянское» не указан вид продукта и не прописаны слова «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», а на упаковке сметаны «Донская» отсутствует наименование товара на лицевой стороне, понимание о продукте вытекает лишь из состава продукта. Этим же «грешат» и сметана «Хозяюшка с альпийских лугов» и маргарин «Пышка». Не указан вид продукта на упаковках масел «Матренкино», «Ramа», «Хозяюшка Топленое». Сметанный продукт «Диво» не расскажет вам о заменителях на лицевой стороне, а на продукте «Alpro» и вовсе нет перевода на русский язык.
Больше всего нарушений было найдено на сливочном масле. Эксперт и член общественного совета «Народный контроль» Зульфия Байтокова из ФГБУ «Центр гигиены и эпидемиологии» так дополнила ситуацию своими комментариями:
– Зачастую производители делают и такой обманный ход – указывают название, обходя стороной наименование самого продукта. Или пишут определяющие продукт подробности мелким шрифтом в труднодоступных местах упаковки. Что тоже незаконно.
Алексей Ганшин поделился своим взглядом на ситуацию:
– Конечно, все это не злостное преступление, но согласно новому техрегламенту, должно быть ясно каждому, что именно это за продукт – масло, маргарин, спред или что-то другое. Покупатель вправе сам сделать свой выбор, а не быть обманутым за свою доверчивость и поплатиться деньгами, купив продукт, не соответствующий его запросам. То есть если написано масло, то оно и должно быть, и цена должна быть как за масло. Если же это спред, то и цена спреда должна быть…
Магазины тоже не должны принимать такую продукцию, считают участники рейда. Ведь закон, он – для всех.
Какие же последствия для производителя могут быть по итогам рейда?
– По всем выявленным нарушениям мы составили перечень и отправили его координаторам нашего проекта, а также в соответствующие контрольно-надзорные органы. Теперь уже их очередь выносить решение о том, что делать с не выполнившими закон производителями, – говорит Ганшин.
Народные контролеры и дальше будут внимательно следить за ситуацией на молочных полках магазинов и мониторить исполнение новых требований техрегламента. Потребителям также стоит обращать внимание на маркировку молочной продукции и проверять ее соответствие новым требованиям. И в случае обнаружения товаров, фальсифицированных растительными жирами, но называющимися при этом молочными, сообщать в Роспотребнадзор по КЧР. Тогда, может быть, в недалеком будущем и лупа покупателю уже не понадобится.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях