Обувных дел мастер

27 февраля в 08:51
3 просмотра

За 43 года работы в ателье по пошиву и ремонту обуви уроженец аула Псыж Абазинского района Мурадин ЕРИЖЕВ (на снимке) ни разу не пожалел, что выбрал именно эту профессию. Уж сколько благодарных клиентов было у мастера обувных дел, он и сам не помнит. Но их было много, потому что и сегодня, когда, казалось бы, в век рынков, магазинов и торговых центров нет проблем в наличии обуви разных цветов, размеров и фасонов, есть настоящие любители эксклюзивной обуви. Есть и такие клиенты, которые заказывают пошив обуви по собств. дизайну. Но нельзя исключать и тех, кто по ряду причин вынужден шить на заказ. И первый, и второй случаи – доказательство тому, что и сегодня дело мастера Ерижева востребовано.

За 43 года работы в ателье по пошиву и ремонту обуви уроженец аула Псыж Абазинского района Мурадин ЕРИЖЕВ (на снимке) ни разу не пожалел, что выбрал именно эту профессию. Уж сколько благодарных клиентов было у мастера обувных дел, он и сам не помнит. Но их было много, потому что и сегодня, когда, казалось бы, в век рынков, магазинов и торговых центров нет проблем в наличии обуви разных цветов, размеров и фасонов, есть настоящие любители эксклюзивной обуви. Есть и такие клиенты, которые заказывают пошив обуви по собственному дизайну. Но нельзя исключать и тех, кто по ряду причин вынужден шить на заказ. И первый, и второй случаи – доказательство тому, что и сегодня дело мастера Ерижева востребовано.
Мурадин Ерижев родился в крестьянской семье в 1949 году. Его родители с утра до ночи пропадали на совхозных полях и фермах. О том, что в будущем их сын Мурадин свяжет свою жизнь с обувным делом, никто и не помышлял, ведь в роду не было сапожников. Юный Мурадин, как и подобает будущему мужчине, не выпускал из рук орудия труда: постоянно что-то мастерил…
После окончания Псыжской средней школы Мурадина призвали в армию. А когда после службы он вернулся домой, устроился на работу в цех Черкесской обувной фабрики, где с годами получил хороший опыт и умения мастера-обувщика. За десять лет работы на фабрике Мурадин сумел подняться по карьерной лестнице от обычного рабочего на линии производства до мастера смены. А когда в Черкесске было открыто первое ателье по пошиву обуви, он, не раздумывая, решил сменить свое прежнее место работы на новое. Он был уверен, что именно в ателье он сможет применить не только свои знания, умения и навыки, но и творческий подход к делу.
– Обувщик не должен работать, как конвейер: выкройки, пошив, подбор подметок… Это немного скучновато, – говорит мой собеседник. – Он должен быть творческим человеком, причем, все нужно доводить до ума – подгонять, подкрашивать, подбивать, убирать следы наждачки и клея. Чтобы человек пришел за обувной парой и получил удовлетворение от результата моей работы. А что касается ремонтных работ, чем на сегодняшний день гораздо чаще приходится заниматься, то после ремонта обувь должна быть, как с прилавка магазина. Например, не так давно одна клиентка принесла ботиночки. Импортные, хорошие, но нестандартные – со специальными вкраплениями, вставленными прямо в подошву. Их-то и умудрилась стесать клиентка. Если просто прилепить профилактику, на столь специфичной обуви она держаться точно не будет. Сидел, смотрел, крутил… Потом взял набойку из технической резины, подогнал, завернул ее краешек на стоптанную часть носа и пришил такой же строчкой, как прошит сам ботинок. Клиентка тогда удивлялась: мол, никогда не думала, что набойки и так ставят. Как видите, можно подойти к работе стандартно, а можно и поразмышлять, фантазию подключить.
Ремесло, которым занимается Мурадин, никогда не было легким. Особенно в ту пору, когда он только начинал свою трудовую деятельность в ателье.
– Тогда, к примеру, были только кожаные подошвы, которые крепились к каблуку деревянными шпильками. Они не чета нынешним полиуретановым. Той обуви сносу не было. Намокнув, натуральная кожа набухает, деревянные шпильки от влаги тоже увеличиваются, но крепко держат подошву – не оторвать. Одно было плохо – от ходьбы такая обувь быстро стиралась. Каблуки в то время тоже вытачивали из дерева. Наборные деревянные каблуки пользовались особой популярностью у мужчин небольшого роста. В последний раз такие заказы принимал, наверное, лет 15 назад, – вспоминает М. Ерижев.
И сейчас мастера обувного дела в цене. Как показывает практика, если, допустим, однажды отремонтированная пара туфель проносилась достаточно долго, значит, мастер попался хороший. Поэтому в следующий раз вопрос, к какому мастеру на починку отнести свою обувь, отпадает.
В ателье, где работает Мурадин, часто поступают заказы на пошив специфической обуви – к национальным костюмам – это в основном ичиги с высоким голенищем на устойчивой, плотной подошве. Иногда здесь шьют и театральную обувь.
Вместе с Мурадином в ателье трудятся Магомед Таов, Владимир Дагужиев – тоже мастера на все руки.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях