Исмаил БЕРДИЕВ: «Каждый человек – архитектор собственной судьбы»

1 марта в 07:58
73 просмотра

Имя Исмаила-хаджи Бердиева известно далеко за пределами республики. Он прошел долгий путь от простого горского парня до влиятельного и авторитетного духовного лидера, к чьему мнению прислушиваются сильные мира сего. 27 февраля ему исполнилось 65 лет, и это хороший повод, чтобы рассказать об этом замечательном человеке.
Исмаил Бердиев родился в 1954 году в селе Белые Воды Сайрамского района Казахской ССР в семье Али и Зубайды Бердиевых и был старшим из пятерых детей. Отец работал не покладая рук, мать поднимала детей. Как и весь карачаевский народ, находясь в изгнании, они тосковали по родине. Семейное предание гласило, что до выселения, в 1942 году, в Учкекене, рядом с домом Бердиевых, взорвался вражеский снаряд, и, всем на удивление, из образовавшейся воронки забил родник с чистой, как слеза, водой.

Имя Исмаила-хаджи Бердиева известно далеко за пределами республики. Он прошел долгий путь от простого горского парня до влиятельного и авторитетного духовного лидера, к чьему мнению прислушиваются сильные мира сего. 27 февраля ему исполнилось 65 лет, и это хороший повод, чтобы рассказать об этом замечательном человеке.
Исмаил Бердиев родился в 1954 году в селе Белые Воды Сайрамского района Казахской ССР в семье Али и Зубайды Бердиевых и был старшим из пятерых детей. Отец работал не покладая рук, мать поднимала детей. Как и весь карачаевский народ, находясь в изгнании, они тосковали по родине. Семейное предание гласило, что до выселения, в 1942 году, в Учкекене, рядом с домом Бердиевых, взорвался вражеский снаряд, и, всем на удивление, из образовавшейся воронки забил родник с чистой, как слеза, водой. «Если будет суждено вернуться в Учкекен, построю у родника дом», – мечтал Али Бердиев. И мечта его сбылась – и дом был построен, и воду из того родника в новое жильё протянули…
После окончания школы Исмаил поступил в Первомайский сельскохозяйственный техникум. Сегодня это профессиональный колледж, где очень гордятся выпускником 70-годов, ныне известным муфтием Кавказа. Потом была армия. После демобилизации – работа в таксопарке… Однако Исмаил твёрдо знал, что настоящее дело всей его жизни впереди. Так продолжалось до тех пор, пока мама Исмаила случайно не узнала, что Карачаево-Черкесии выделены места для учёбы молодых людей в Бухарском медресе «Мир-Араб». Исмаил тут же поехал к кадию и написал заявление о своём желании учиться в Бухарском медресе.
В это единственное в СССР медресе Исмаил поступил в 1982 году. Здесь ему, 28-летнему парню, пришлось начинать всё с азов – учить арабский, делать намаз, познавать тайны богословия. В Бухаре он познакомился с Ахматом Кадыровым, будущим президентом Чеченской Республики. Кавказцы, а их в Бухарском медресе было 15 человек, крепко держались друг за друга.
Вот что вспоминает об этом времени его однокашник Расул-хаджи Биджиев, который сегодня работает имамом в с. Николаевском:
– Я был из числа тех, кто учился вместе с ним. Поступил в Бухарское медресе после службы в армии. С нами учились замечательные ребята – Исмаил Бостанов, будущий ректор Исламского института им. Абу Ханифа, Асхат Чотчаев, нынешний имам а. Учкекен, Шарафутдин Чочаев, сегодня он ректор Исламского института в г. Нальчике, Шафиг Пшихачев, долго возглавлял муфтият Кабардино-Балкарии, сейчас он председатель правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, Мухаммад Рахимов, ныне муфтий Ставропольского края, и другие. Нашим признанным лидером и в учёбе, и в труде (с гордостью могу сказать, что на нашем счету – гектары убранных плантаций хлопка!) являлся Исмаил Бердиев. Он же слыл прекрасным поваром и готовил плов лучше самих узбеков. По секрету расскажу мало известный случай из нашей студенческой молодости. Как-то в дни Курбан-байрама мы увидели, что местное население, принося в жертву баранов, выбрасывало внутренности, голову и ноги животных. Почему-то эти части барашка узбеки не любили. Эта расточительность очень удивляла и возмущала нас, кавказцев. Тем более, наша стипендия составляла тридцать рублей, из которой государство вычитало все налоги, включая налог на бездетность. Неудивительно, что голод был естественным состоянием наших, тогда еще молодых, организмов. И тут Исмаил договорился, чтобы невостребованные части туши барана узбеки отдавали нам, студентам. После этого он нас вдоволь кормил собственноручно приготовленными сохта, джёрме, ножками барашка… Вот уже почти 40 лет мы с Исмаилом-хаджи шагаем по одной дороге и нас связывают истинно братские узы.
…После Бухары Исмаил обучался в Ташкентском исламском институте, стажировался в Каирском университете «Аль-Азхар». С солидным богословским багажом он начал работать имам-хатыбом в селе Учкекен. Но тут начался развал СССР. Рушились государственные и общественные институты. Распалось Духовное управление мусульман Северного Кавказа, страна познакомилась с таким явлением, как экстремизм, причем во всех его проявлениях, в том числе религиозном. Это были лихие годы, когда захват административных зданий был чуть ли не нормой жизни, а зеленый юнец, начитавшись ваххабитских брошюрок, пытался учить седовласых старцев. Нужно было срочно создавать новые духовные структуры, подтягивать молодых, образованных ребят, пользующихся авторитетом среди верующих и в то же время обладающих государственным мышлением. Вот тут-то и пригодились «бухарцы». В начале 1990 года на Первом съезде мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья был образован Духовный центр. Возглавить умму Карачаево-Черкесии и Ставрополья доверили Исмаилу Бердиеву. Тогда ему было 36! Предстояло решить массу проблем. Ведь не было ничего – ни мечетей, ни духовенства. Но были молодость и вера во Всевышнего, который всегда помогает в благих делах. Было трудно, по-настоящему трудно! Многих из тех, кто стоял у истоков возрождения ислама в республике, нет в живых. Были убиты Исмаил Бостанов, Абубекир Курджиев, Абул-Керим Байрамуков. Покушались и на жизнь Исмаила Бердиева. Жертвы не были напрасными, и мы должны всегда помнить, что за мир было заплачено самой дорогой валютой в мире – человеческими жизнями.
Конечно же, власти помогали формирующемуся муфтияту решать организационные вопросы. Эта задача лежала на уполномоченном по связям с религиозными организациями, который из надзорно-репрессивного органа в постсоветский период превратился в структуру, помогающую религиозным организациям. Долгое время эту работу выполнял Николай Проваторов, которого сменил Евгений Кратов, ныне возглавляющий нашу газету.
– Я не забуду первую встречу с Исмаилом-хаджи, – вспоминает Евгений Владимирович. – Это было в начале 1998 года, когда я приступил к обязанностям уполномоченного. Мне было тогда всего 27 лет. Удивило его спокойное, мудрое отношение к жизни и общественным проблемам. Это было очень непростое время, когда происходило обострение всего чего угодно. Обстановка требовала мудрости и большого мужества. Он всегда оставался спокойным, не терял выдержки в самых трудных ситуациях. Вместе с Исмаилом Бостановым они очень хорошо дополняли друг друга. Уверен, что Исмаилу-хаджи принадлежит большая заслуга в сохранении мира в нашей республике. Он смог выстроить конструктивные отношения с властными структурами, наладить межконфессиональный диалог и, на мой взгляд, самое главное – сохранить единство мусульманской уммы Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа.
Сегодня авторитет Исмаила-хаджи трудно поколебать. Его заслуги отмечены многочисленными государственными наградами. Однако, как бы высоко ни заносила судьба Исмаила Бердиева, он смог не возгордиться, оставшись таким же простым и доступным, как и много лет назад. Вот что рассказывают люди, знающие его очень близко.
Темирбек-хаджи Байдаров, раис-имам Ногайского района:
– Я знаком с Исмаилом-хаджи с 1996 года. Это добросердечный, отзывчивый человек с широкой душой, признанный народом духовный лидер. Когда в 2015 году умер мой отец, Исмаил-хаджи приехал ко мне на соболезнование из больницы, где находился на лечении. Такие вещи всегда врезаются в память сердца. Одно из лучших качеств нашего муфтия – он умеет выслушать человека, проникнуться его проблемой. Он начисто лишён высокомерия. Хочется пожелать, чтобы Исмаил-хаджи еще много лет мог плодотворно служить нашей республике и всей России.
Казбек-хаджи Дышеков, раис-имам Хабезского района:
– За все годы его руководства мусульманской уммой республики никто не усомнился в его праве на лидерство. Люди его действительно уважают – за справедливость, честность, дипломатичность, умение урегулировать сложнейшие ситуации. Ему принадлежит большая заслуга в создании Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Эта организация играет важную роль в объединении кавказских мусульман. Поэтому Исмаил-хаджи по праву является гордостью Кавказа.
Анзор-хаджи Апсов, раис-имам Абазинского района:
– Когда 10 лет назад образовался наш район, совет старейшин и общественное движение «Абаза» рекомендовали Исмаилу-хаджи Бердиеву назначить меня ответственным за джамагат Абазинского района. Он поверил мне. С самого начала я реально ощущаю его поддержку. Исмаил-хаджи побывал в каждом абазинском ауле. Он старается донести до каждого чистоту традиционного ислама, несущего миру только добро и милосердие. Да благословит его Всевышний.
…Конечно же, мы не могли не встретиться с самим Исмаилом-хаджи. Наша беседа состоялась аккурат перед его поездкой в Москву на выступление Путина с посланием Федеральному Собранию. Несмотря на плотный график, уважаемый муфтий нашёл время, чтобы пообщаться с журналистом.
– Исмаил-хаджи, вы ежегодно участвуете в этом представительном и судьбоносном мероприятии. Какую роль, по вашему мнению, играют эти форумы в жизни страны?
– Есть такая крылатая фраза: остановиться – оглянуться. Послание Федеральному Собранию главы государства – это тот вектор, который позволяет обозначить стратегию дальнейшего развития страны в разных сферах, с учётом прожитого, пережитого, осмысленного. Представители духовенства обычно находятся рядом друг с другом – с православными священниками, раввинами, представителями всех религиозных конфессий России. У нас ведь общая цель – помогать руководству страны укреплять государственность, что невозможно без согласия в обществе. Сегодня Путин и Россия – это синонимы, и в этом убедился весь мир. Однако уверен, что никакие позитивные изменения в обществе невозможны без прочного духовного фундамента, в основе которого должны лежать религиозные ценности. Так что участие духовенства в таком знаковом мероприятии имеет большое значение.
– Вам доводилось общаться с главой государства с глазу на глаз. Что-нибудь просили для республики?
– Встречался, и не раз. Специально ничего не просил. Это дело светских властей, они лучше знают, что нужно республике. Но однажды я рассказал Владимиру Владимировичу о том, какой уровень промышленного производства был в Карачаево-Черкесии в 70-80 годы. Причем предприятия работали не только в областном центре, но и в районах. И если бы в нашей республике возродились подобные предприятия, дающие рабочие места, народ лучшего бы и не желал. Президент моё предложение на заметку взял.
– Исмаил-хаджи, сейчас, когда в мире идёт информационная война, когда за умы молодёжи активно борются радикальные организации, на духовенстве лежит огромная ответственность за сохранение нравственного здоровья подрастающего поколения.
– Безусловно, наша главная задача – рассказать людям об истинном исламе, о том, каким должен быть настоящий мусульманин. Это постоянно делаю и я сам, и все имамы. Не скрою, иногда возникают спорные вопросы, как трактовать то или иное положение. Здесь стучать кулаком по столу бесполезно, более того – вредно. Все должно соответсвовать Корану и Сунне. Поэтому такие вопросы решаются коллегиально на совете улемов. Считаю, что только такое, спокойное и аргументированное, обсуждение проблем является самым лучшим оружием против экстремизма.
– Исмаил-хаджи, если бы сейчас вы обратились к юноше, выбирающему свой путь, какие бы слова вы ему сказали?
– Если у тебя нет корня, стержня жизни, когда нет принципов, и нет мечты, к которой ты стремишься, тогда ничего не получится. Каждый человек – это и архитектор, и строитель собственной судьбы, поэтому надо развивать в себе те лучшие качества, которыми тебя одарил Всевышний…
С юбилеем, Исмаил-хаджи!

НА СНИМКАХ: 1990 год. Избрание муфтием; На уборке хлопка; В студенческой аудитории;

Друзья юности: Шарафутдин ЧОЧАЕВ (слева) и Исмаил БОСТАНОВ (справа).
Фото из личных архивов И. БЕРДИЕВА и Р. БИДЖИЕВА.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях