Основной закон республики

6 марта в 13:09
1 просмотр

Что мы знаем о республиканской Конституции? Конечно, то, что это Основной Закон КЧР, определяющий права и обязанности граждан. А ведь есть в нашей республике люди, которые принимали самое непосредственное участие в создании этого документа. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с одним из них – Салыхом ХАПЧАЕВЫМ, депутатом Народного Собрания нескольких созывов.
– Салых Юсуфович, вы стояли у истоков республиканского парламентаризма, поэтому вы должны помнить все этапы становления основного документа республики…
– Конечно. Прежде чем обрести свою государственность, республика сполна испытала потрясения, вызванные парадом суверенитетов. Поднимались вопросы о разделении КЧР на несколько автономных республик, даже в отдельных населенных пунктах звучали требования выйти из КЧР в состав близлежащих районов Ставропольского и Краснодарского краев.

Что мы знаем о республиканской Конституции? Конечно, то, что это Основной Закон КЧР, определяющий права и обязанности граждан. А ведь есть в нашей республике люди, которые принимали самое непосредственное участие в создании этого документа. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с одним из них – Салыхом ХАПЧАЕВЫМ, депутатом Народного Собрания нескольких созывов.
– Салых Юсуфович, вы стояли у истоков республиканского парламентаризма, поэтому вы должны помнить все этапы становления основного документа республики…
– Конечно. Прежде чем обрести свою государственность, республика сполна испытала потрясения, вызванные парадом суверенитетов. Поднимались вопросы о разделении Карачаево-Черкесии на несколько автономных республик, даже в отдельных населенных пунктах звучали требования выйти из КЧР в состав близлежащих районов Ставропольского и Краснодарского краев. И, разумеется, парламентарии Карачаево-Черкесии не могли безучастно наблюдать за этими процессами, тем более что их избиратели высказывались за сохранение единства и территориальной целостности области, а также за повышение статуса автономии до республики в составе России.
На ноябрьской сессии в 1990 году было принято решение созвать внеочередную сессию. И она приняла мудрое и единственно верное решение. Один из пунктов решения гласил: «Учитывая сложившуюся многовековую дружбу между народами КЧАО, единый народно-хозяйственный комплекс, общность культуры, традиций и обычаев, считать необходимым сохранение единства национально-территориального образования области. Провозгласить Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику суверенным государством в составе РСФСР, образуемым абазинами, карачаевцами, ногайцами, русскими, черкесами и другими народами…»
– Думаю, что жизнь полностью подтвердила правоту и актуальность этих изменений. Вместе с тем ведь одной из причин осложнения межнациональных отношений и накала страстей вокруг проблем суверенности было отсутствие правовой базы для функционирования органов государственной власти Карачаево-Черкесии?
– Да, и в этом отношении принятие Конституции республики было главной и первостепенной задачей. Трудным оказался и этот путь длиной в четыре года: столько времени было потрачено на принятие Конституции республики. Причин тому немало. Одна из них – стремление законодательной и исполнительной власти того времени предусмотреть в будущей Конституции рычаги, перетягивающие канат в сторону той или другой ветви власти. Вторая – необходимость избрания такого парламента, чтобы в его составе было паритетное, то есть равное, представительство депутатов всех народов, проживающих в регионе.
Однако идея разделения Карачаево-Черкесии на несколько карликовых республик по национальному признаку продолжала сохранять актуальность. Тогда и возник вопрос о проведении опроса населения о будущем Карачаево-Черкесии. Не отдельные политики, а народ должен был решить свою судьбу.
В городах и районах республики проводились мероприятия в поддержку проведения опроса и сохранения единства Карачаево-Черкесской Республики. И вот, наконец, 28 марта 1992 года состоялся опрос, в котором приняло участие 75 процентов взрослого населения, из них 78,5 процента поддержали единство Карачаево-Черкесской Республики. Люди прекрасно понимали, что расчленение республики создало бы неразрешимые территориальные, хозяйственно-экономические и духовные проблемы.
– И как же республика обрела Конституцию?
– 9 августа 1994 года на сессии Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики был утвержден состав Конституционной комиссии, куда вошли 42 представителя различных национальностей. 19 апреля 1995 года Народное Собрание КЧР приняло постановление «О подготовке проекта Конституции КЧР». Для решения этой проблемы надо было, прежде всего, провести выборы депутатов Народного Собрания республики. По вопросу их проведения было принято специальное постановление, где наравне с датой проведения были расписаны все положения организации этих выборов. Однако из-за разногласий в обществе выборы переносились. Из-за затяжки проведения выборов нарушался один из пунктов федерального закона, где провозглашалась Карачаево-Черкесская Республика.
– То есть складывалась парадоксальная ситуация. Еще в 1991 году была образована республика, но до 1995 года она не имела своего избранного Парламента, а функции нового Парламента брал на себя орган с истекшим сроком полномочий бывшей автономной области, постоянно продлевавший свои полномочия. Как же вышли из этой ситуации?
– С помощью Москвы пришли к консенсусу. Было принято решение о проведении 10 июня 1995 года выборов депутатов Народного Собрания республики, и по данному вопросу был принят соответствующий законодательный акт. 10 июня 1995 года состоялись первые альтернативные выборы депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики. В новый республиканский Парламент было избрано 73 депутата, представляющие различные партии и движения региона. В состав многонационального Парламента входили многие известные руководители предприятий, организаций, учреждений, представители интеллигенции, удостоенные государственных наград, почетных званий. На альтернативной основе на I организационной сессии председателем Народного Собрания КЧР был избран Игорь Иванов, а его заместителем Заудин Хунов. 7 сентября 1995 года избранные депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики первого созыва приступили к разработке проекта Конституции. Был пересмотрен состав Конституционной комиссии, изменен количественный состав. В комиссию вошли уже не 42, а 24 человека. В ее адрес до рассмотрения в первом чтении проекта Конституции поступило 118 предложений, из которых не были учтены лишь 3 предложения.
И вот, наконец, 5 марта 1996 года на сессии Народного Собрания была принята первая Конституция Карачаево-Черкесской Республики. После ее принятия в первом чтении в Конституционную комиссию поступило еще 148 письменных поправок и предложений от депутатов, избиратели внесли 340 различных предложений. Обсуждение ее положений проходило в СМИ, на сходах, собраниях, в трудовых коллективах.
Говоря о Конституции нашей республики, сегодня хотелось бы сказать самые добрые слова благодарности в адрес тех депутатов и общественных деятелей, кто много сил и энергии вложил в разработку и принятие Основного Закона республики. Это известные в республике люди, депутаты прошлых лет Борис Агайгельдиев, Ахмат Катчиев, Дмитрий Физиков, Амурбий Боташев, Захар Цахилов, Алик Карданов, Геннадий Кулаков, Анастас Михайлиди, Умар Темиров, Михаил Якуш и другие. Здесь необходимо подчеркнуть особую роль Главы Карачаево-Черкесской Республики Владимира Хубиева, вложившего много сил и энергии в дело сохранения мира и стабильности в республике. Взвешенный, согласованный подход к принятию первой Конституции республики позволил органам государственной власти строить свою дальнейшую работу уже на стабильном правовом поле.
– Принятие Основного Закона республики позволило парламентариям первого созыва принять символику: герб, гимн, флаг, а также ряд законодательных актов о выборах депутатов Народного Собрания, Главы республики, о Правительстве республики, местном самоуправлении и др.
– Да. И работа, начатая депутатами Парламента первого созыва, была продолжена их коллегами второго созыва, выборы которых состоялись 19 декабря 1999 года. На первом заседании Народного Собрания республики было избрано руководство Парламента и сформировано 8 постоянно действующих комитетов. Председателем Народного Собрания второго созыва был избран Джанибек Суюнов, а его заместителем Руслан Хабов. Парламентарии активно включились в подготовку и принятие базовых законов. Конституция стала основой для назревших политических преобразований, дала импульс к дальнейшему реформированию государственного устройства республики, открыла путь к созданию самостоятельной системы законодательства, юридическому обеспечению прав и свобод человека и гражданина, формированию рыночных отношений в рамках, естественно, Конституции Российской Федерации. Таковы первые страницы истории Конституции в республике.
– А существует ли механизм правовой защиты нашей Конституции?
– Вопрос правомерен. Иногда появляются инициативы «проревизировать» ее положения. Но решением Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года закрепляется, что в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации конституционные акты имеют особую правовую природу и находятся в особой связи с Конституцией РФ, в связи с чем контроль за их законностью должен производиться исключительно в порядке конституционного судопроизводства Конституционным судом Российской Федерации.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях