Две сестры – два учителя

7 марта в 12:00
95 просмотров

В любой профессии важны традиции, преемственность профессиональных качеств, связь между поколениями. Лучше всего они реализуются тогда, когда то или иное дело становится частью жизни семьи.
Для двух сестер: Ларисы Клочан и Натальи Егоровой, в девичестве Стрешных, – частью жизни их семьи стала педагогика. Родом они из станицы Преградной Урупского района. Их родители, Владимир Семенович и Валентина Егоровна, учительствовали на протяжении всей своей жизни и вырастили не одно поколение талантливых физиков и математиков. Большой педагогический опыт, знания, любовь к детям и своему делу, необыкновенное трудолюбие, готовность помочь советом и делом, скромность – вот те качества, которыми обладали эти педагоги.

В любой профессии важны традиции, преемственность профессиональных качеств, связь между поколениями. Лучше всего они реализуются тогда, когда то или иное дело становится частью жизни семьи.
Для двух сестер: Ларисы Клочан и Натальи Егоровой, в девичестве Стрешных, – частью жизни их семьи стала педагогика. Родом они из станицы Преградной Урупского района. Их родители, Владимир Семенович и Валентина Егоровна, учительствовали на протяжении всей своей жизни и вырастили не одно поколение талантливых физиков и математиков. Большой педагогический опыт, знания, любовь к детям и своему делу, необыкновенное трудолюбие, готовность помочь советом и делом, скромность – вот те качества, которыми обладали эти педагоги. Сегодня они на заслуженном отдыхе, а тогда, много лет назад, они без устали отдавались своему призванию. Как вспоминает старшая из дочерей Лариса, в семье Стрешных рабочий день не заканчивался по звонку с последнего урока, а продолжался ещё и дома, в беседах о проблемах и радостях учеников, об их неудачах и успехах, о планах на завтра. Не это ли повлияло на выбор профессии их дочерей?
– Учитель – кладезь знаний и мудрости, которые необходимо передать подрастающему поколению. Так говорили наши старшие и так утверждают сейчас. И пусть нелёгок учительский путь, но не редеют ряды лучших представителей этой профессии. Сколько прекрасных примеров, на которых мы выросли! Впрочем, что говорить, я считаю достойным примером своих родителей, которые и сейчас, в свои 80 с небольшим лет, какие бы вопросы у меня ни возникали из области методики преподавания, педагогики, всегда дают мне точные развернутые ответы, – с теплом отзывается о своих родителях Лариса Владимировна, которая на момент моего визита в ее старенький, но достаточно уютный кабинет физики первой Преградненской школы, планировала следующий рабочий день…
Такой уж у нее плотный график на неделю: 36 часов – в Преградненской школе и 28 часов – в Медногорской. Кстати, живет Лариса Владимировна в поселке Медногорском. Ездить в Преградную ей приходится за несколько километров от дома, что доставляет немало хлопот, особенно в зимнее время, но она не ропщет, ведь школа – это ее жизнь.
– Стены моей родной школы, учителя, учащиеся – все такое близкое и родное! Даже запах в кабинете физики остался таким же, как в пору моей школьной юности. Все, что меня ежедневно окружает, – часть моей души. Я не представляю себя и свою жизнь без школьных хлопот, без шума и гама на школьных переменах, без звонких детских голосов, – говорила Лариса, а я сидела и слушала ее, в то же время рассматривая лабораторное оборудование, стоявшее на полках, напоминавшее мне о моей давно минувшей школьной поре.
…С детства Лариса и Наталья мечтали, что будут такими же серьёзными, умными, как их мама с папой, и что их тоже будет окружать множество учеников. Будучи детьми, сестренки с восхищением наблюдали за родителями и в своих детских играх старались воплотить мечты. Спустя много лет их мечты сбылись. Обе окончили высшие учебные заведения: Лариса – физико-математический факультет Карачаево-Черкесского педагогического института, а Наталья – истфак Ставропольского государственного университета. Сегодня они учителя с большим багажом преподавательского опыта. И им есть о чем рассказать…
Младшая из сестер, Наталья, тоже живет в Медногорском, здесь же работает в СОШ № 1 учителем истории и обществознания. Внешне сестры очень похожи: светловолосые, с аккуратными чертами лица, с прямой учительской осанкой. Но по характеру они совершенно разные. Лариса – спокойная, застенчивая по своей натуре, немногословная. Наталья – абсолютная противоположность сестре. Ее жизнь буквально бурлит: школа, всевозможные профессиональные курсы, увлекательные поездки как по России, так и за границу. За 15 минут, что я провела с Натальей Владимировной в светлом, просторном кабинете истории в первой Медногорской школе, мне стали известны практически все самые незабываемые и счастливые минуты ее жизни.
Она рассказывала о своем студенчестве, о том, как и по сей день они встречаются с однокурсниками в годовщину окончания вуза в самых непредсказуемых местах. Например, как-то договорились встретиться во Франции и встретились-таки. Местом встречи была столица Бургундии – Дижон, где живет их бывший однокурсник. Поездка оказалась веселой и интересной. Как утверждает сама Наталья, она авантюристка в хорошем смысле этого слова и к тому же любительница хороших философских книг.
– Я – человек творческий, поэтому люблю порассуждать и пофилософствовать. Этому меня отчасти научил мой любимый университет. Учеба в вузе – это самый замечательный период моей жизни, который дал мне не просто путевку в жизнь, но и заряд энергии, бодрости и позитива, который до сих пор есть во мне, и этим я заряжаю окружающих. Как сказал Сократ: «Спешите людям делать добро!» Этот мудрый призыв стал моим девизом в жизни, – отметила Наталья Владимировна.
По окончании Ставропольского госуниверситета Наталья пришла работать в Урупскую среднюю общеобразовательную школу, где, по ее словам, она получила первый по-настоящему учительский опыт благодаря прекрасному, мудрому педколлективу этой школы. Выйдя замуж, вынуждена была перевестись в Преградненскую школу, где проработала еще несколько лет. Затем ее пригласили в управление образования района, но любовь к профессии учителя вернула ее в привычный и искренне желаемый ритм жизни. Наталья Владимировна вернулась в школу. На вопрос о том, что повлияло на её выбор профессии, она ответила:
– Я росла в доме, где постоянно обсуждались школьные дела. У нас было много литературы, в том числе педагогической, что способствовало развитию интереса к будущей профессии. Нравилось наблюдать, как мама проверяет тетради. Я ей помогала в изготовлении наглядных пособий. Любила играть в школу – собирала дома детей, была для них учителем: давала разные задания, вела журнал оценок. Разве могло быть иначе, если профессия учителя в моем еще детском понимании была наиглавнейшей и наиважнейшей? А так как к точным наукам у меня не было особого стремления, я выбрала историю.
На протяжении 29 лет Наталью Владимировну знают как чуткого педагога, преданного своему делу, знающего возможности каждого ученика и беззаветно любящего детей. Она постоянно участвует в профессиональных конкурсах различных уровней. Имея активную жизненную позицию, вовлекает в творческий процесс и своих учеников. Ее ученики являются активными участниками интенсивной «Школы проектной деятельности», победителями и призерами различных научно-практических конференций и интеллектуальных конкурсов.
И старшая, и младшая сестры ни дня не жалели о том, что выбрали профессию педагога, и, говоря о том, каким должен быть учитель, они в унисон повторяют: «Учитель – это больше, чем просто профессия, это великая миссия, вечная и гуманистическая!»

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях