Михаил ТХАЙЦУХОВ: «Историю нельзя переписывать»

20 марта в 07:12
69 просмотров

Своему семидесятилетнему юбилею доктор исторических наук, академик Международной адыгской академии наук, заслуженный деятель науки КЧР, автор более двадцати книг Михаил Тхайцухов не придает особого значения. Но к другой дате, профессиональной, – сорокапятилетию научной, педагогической и общественной деятельности, которая насквозь пронизана безграничной любовью и уважением к своему народу и малой родине – Карачаево-Черкесии, наш герой относится со значительно большим пиететом.
Путь Тхайцухова в науку начался еще в молодые годы. Будучи студентом Ставропольского педагогического института, Михаил отправился поработать с архивными документами Абхазского института гуманитарных исследований Академии наук Абхазии им. Д. И. Гулиа.

Своему семидесятилетнему юбилею доктор исторических наук, академик Международной адыгской академии наук, заслуженный деятель науки КЧР, автор более двадцати книг Михаил Тхайцухов не придает особого значения. Но к другой дате, профессиональной, – сорокапятилетию научной, педагогической и общественной деятельности, которая насквозь пронизана безграничной любовью и уважением к своему народу и малой родине – Карачаево-Черкесии, наш герой относится со значительно большим пиететом.
Путь Тхайцухова в науку начался еще в молодые годы. Будучи студентом Ставропольского педагогического института, Михаил отправился поработать с архивными документами Абхазского института гуманитарных исследований Академии наук Абхазии им. Д. И. Гулиа. Сотрудники обратили внимание на усидчивого и любознательного молодого человека и представили его директору института, члену-корреспонденту Академии наук Грузии Георгию Дзидзария и доктору исторических наук профессору Шалве Инал-ипа. Встреча оказалась насыщенной и многозначащей – Михаилу неожиданно предложили обосноваться после окончания института в Сухуми, чтобы заняться изучением истории близкородственных народов – абхазов и абазин. Устоять перед таким подарком он, конечно, не смог. Понимая важность этих исследований, Рема Татаршао, занимавший в то время должность заместителя председателя Карачаево-Черкесского облисполкома, разрешил Михаилу уехать в Абхазию, освободив в порядке исключения от обязательной в то время трехлетней работы по распределению в школе.
«Не жалеете об избранной стезе?» – поинтересовалась я. «Нет, – мой собеседник покачал отрицательно головой. – Благодаря исследованиям я был с молодости чрезвычайно занят, свободного времени на безделье с соответствующими последствиями у меня не имелось, отсюда и надежный семейный тыл, да и от работы я получаю удовольствие. Так что жалеть не о чем …»
Даже первоначальная бытовая неустроенность не разочаровала, а, наоборот, закаляла характер молодого исследователя, что весьма пригодилось Тхайцухову в следующем витке его судьбы.
«Академия наук Грузии, в составе которой находилась Абхазия, не была заинтересована в вещах, пробуждающих самосознание абхазцев, – продолжил он, – и потому наотрез отказалась от официального направления меня на двухгодичную стажировку при кафедре этнографии исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова.
И что? Я рискнул, поехал в Москву без стипендии – перевесила жажда знаний… Добился места в общежитии. Деньгами снабжала мама, отрывая их от своей мизерной зарплаты библиотекаря».
В памяти сохранились увлекательные и в то же время глубокие и содержательные лекции известных ученых – директора Института археологии Академии наук СССР Бориса Рыбакова, директора Института этнографии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Юлиана Бромлея и других маститых коллег. «Общение с учеными такого уровня, – отметил в беседе Тхайцухов, – мне много дало, в том числе я научился искусству полемики. Не зря говорят: «Истина рождается в споре». Это я хорошо понял после отличного урока, который преподал мне Рыбаков, когда я осмелился не согласиться с его мнением по поводу работы Л. Лаврова «Обезы русских летописей». Другой важный принцип, усвоенный Михаилом Семеновичем еще на студенческой скамье: «Историю нельзя переписывать, она подлежит только здравому осмыслению, основанному на строгой научной логике мышления. История – не прогулка по Невскому проспекту».
Прошли десятилетия, но Михаил Семенович до сих пор вспоминает добрым словом преподавателей. Например, его здорово тогда выручил замечательный кавказовед Яков Александрович Федоров. «Знаешь, дружок, – сказал он однажды, – переезжай-ка ты ко мне, в Жуковское. У меня библиотека – не оторвешься, да и голодным не будешь». Такая забота была дороже золота.
За удачной стажировкой последовала аспирантура, где окончательно сформировалась концепция его будущей диссертации, посвященной истории формирования абазин как самостоятельного этноса. Во время защиты кандидатской оппоненты обратили внимание на то, что Тхайцухов оказался первым, кто осветил эту серьезную тему.
Вообще, слово «впервые» проходит рефреном через его профессиональную деятельность. В 2003 году, например, он первым из российских ученых приступил к полевой экспедиционной работе среди потомков абазинских махаджиров, обосновавшихся в Турции. Комплексное научное исследование оказалось нелегким. Дело в том, что с 1923 года все граждане этой страны числятся турками, причем в 1982 году это решение закреплено Конституцией, где черным по белому записано: «Каждый, кто связан узами гражданства с турецким государством, – турок». Результатом стало значительное сужение языковой среды, усилилась пагубная тенденция к полному исчезновению людей, владеющих абазинским языком. «Однако, удивительное дело, – отметил Тхайцухов, – многие этнические абазины, забыв свой язык, сохранили старинные традиции, собственную культуру. И, конечно, исторические фамилии». Он подсчитал, что на территории Турции расположено около пятидесяти абазинских селений – это благодатная тема для разносторонних исследований. Поэтому в 2005 и 2011 годах Михаил Семенович предпринял еще две экспедиции в Турцию.
«Между нашими земляками и турецкими абазинами, – поделился он, – за полтораста лет накопились серьезные различия. Язык обогатился тюркизмами, что, естественно, следовало ожидать, ведь в Турции живет уже четвертое поколение абазин. Много различий в языке я наблюдал и у абазин, живущих в Иордании и Египте, где я работал в экспедиции 2018 года.
Помимо языка отличается и психология, потомки махаджиров значительно мягче, покладистее. Это связано со средой обитания. Им пришлось жить среди чужих людей, приспосабливаясь к незнакомым нравам.
Несколько лет упорных исследований позволили составить уникальный «Атлас расселения древних народов на Северо-Западном Кавказе» и сразу же, вслед за ним, выпустить книгу «Абазины Турции», занявшей особую нишу в российской исторической науке. При поддержке доктора юридических наук, президента Международной ассоциации абхазо-абазинского (абаза) народа Тараса Шамбы книга была издана в Москве. А недавно в Московском Доме национальностей состоялась презентация новой книги Михаила Семеновича «Абазины многонациональной России».
Книги Тхайцухова, написанные по материалам экспедиций, хорошо известны кавказоведам и активно штудируются студентами. Михаил Семенович является пятикратным лауреатом Всероссийских конкурсов на лучшую научную книгу, проводимых фондом развития отечественного образования и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Занимаясь историей, Михаил Семенович активно участвует в современной жизни своего народа. На протяжении многих лет он является членом исполкома Международной Ассоциации абхазо-абазинского (абаза) народа (МАААН). Девять лет назад Михаил Семенович принял активное участие в разработке официальной символики Абазинского муниципального района КЧР – герба и флага.
Заслуги Михаила Тхайцухова отмечены многими наградами. За активное участие в процессе создания абхазского независимого государства он награжден орденом «Честь и Слава» III степени, который получил из рук Президента Республики Абхазия, а также медалями «За отвагу», «За службу на Северном Кавказе».
По итогам конкурса, проводимого редакцией вещания на абазинском языке студией телевидения ГТРК «Карачаево-Черкесия» в 2010-2012 годах, Михаил Тхайцухов удостоен звания «Человек года».
«Чувство, когда ты познаешь что-то новое, как бы переговариваясь с прошлым, ни с чем не сравнимо – отмечает Михаил Тхайцухов. – Деньги, богатство – все тленно. Изучать же историю своего народа, способствуя, тем самым, его сохранению и развитию – по-настоящему значимо. Я счастлив, что мне приходится этим заниматься».

Фото из архива Михаила Тхайцухова.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях