«Первым делом, первым делом – самолеты…»

26 марта в 10:12
18 просмотров

Азрету Чотчаеву крупно повезло с семьей. Его дедушка Шагабан Магомедович Чотчаев и бабушка Таисия Ивановна были одними из самых уважаемых людей в г. Карачаевске. Он – ветеран Великой Отечественной войны, талантливый педагог, она – агроном, стараниями которой в городе была открыта и долгое время успешно действовала великолепная оранжерея, равных которой не было не то что в КЧАО, но и во всем Ставропольском крае. Их сын  Валерий – отец Азрета – также видный человек в городе: получил в свое время высшее техническое образование, на высоте было и гуманитарное, прибавьте сюда занятия спортом чуть ли не на профессиональном уровне, и вы поймете, что детство у его сына Азрета было очень насыщенным:  семейные традиции, детские праздники, занятия спортом – футбол, каратэ, легкая атлетика, походы, переходы перевалов и многое-многое другое.

Азрету Чотчаеву крупно повезло с семьей. Его дедушка Шагабан Магомедович Чотчаев и бабушка Таисия Ивановна были одними из самых уважаемых людей в г. Карачаевске. Он – ветеран Великой Отечественной войны, талантливый педагог, она – агроном, стараниями которой в городе была открыта и долгое время успешно действовала великолепная оранжерея, равных которой не было не то что в КЧАО, но и во всем Ставропольском крае. Их сын  Валерий – отец Азрета – также видный человек в городе: получил в свое время высшее техническое образование, на высоте было и гуманитарное, прибавьте сюда занятия спортом чуть ли не на профессиональном уровне, и вы поймете, что детство у его сына Азрета было очень насыщенным:  семейные традиции, детские праздники, занятия спортом – футбол, каратэ, легкая атлетика, походы, переходы перевалов и многое-многое другое.
Самым главным поступком юности Азрета стал выбор жизненного пути. Казалось бы, детство его прошло не под грохот авиационных моторов, тем не менее по окончании школы юноша решает поступать в Ульяновский институт гражданской авиации. И как тут не поинтересоваться, что повлияло на его выбор?
– Я очень много читал в детстве, а какой мальчишка пройдет мимо книг Антуана де Сент-Экзюпери? Я прочитал их и удивился общности своих мыслей с мыслями этого удивительного летчика, писателя-романтика. Вот только одна выдержка из его книги «Планета людей»: «Самолет – орудие, которое прокладывает воздушные пути, приобщает человека к вечным вопросам».
То, что у этого светлого, тонкого юноши явно есть черта добиваться всего, к чему он стремится, чувствуешь сразу. Во-первых, поступил он в институт легко, сдав на отлично все экзамены, психологические тесты, медицинские проверки, во-вторых, его летное дарование проявилось в полной мере практически на первом курсе. Он побил все рекорды среди курсантов по парашютным прыжкам, больше всех налетал на втором курсе, и так далее, и тому подобное…
– Не страшно было прыгнуть в первый раз?
– Конечно, потребовалось немало сил, чтобы преодолеть самого себя и шагнуть в воздушную бездну в первый раз. А потом еще и еще… Но зато ни с каким ощущением невозможно сравнить этот полет в тишине к раскинувшейся внизу пестрой в своих красках земле…
И прыжки с парашютом, и тренировочные полеты для Азрета были не только звенящей песней турбины и безграничного простора. В небе он находил для себя целый мир, полный счастья и волнения.
С каждым новым полетом Чотчаев все увереннее и увереннее управляет самолетом, точно так же заходит на посадку, ему после долгой отработки действий на симуляторах легко и красиво даются фигуры высшего пилотажа – петля, бочка, штопор…
После окончания института Азрета сразу же принимают в одну из крупнейших аэрокомпаний России, где он начинает летать вторым пилотом AIRBUS версии А-320.
– Азрет, я мало что понимаю в самолетах и их марках, но вот слово AIRBUS запомнилось по газетным сообщениям, где рассказывалось о том, что в 2001 году капитан Роберт Пише посадил AIRBUS после отказа обоих двигателей, чем спас жизни трехсот человек.
– Заход на посадку – это сложнейший элемент полета, и надо быть асом в авиации, чтобы совершить такое. Впрочем, любое дело – вопрос тренировки и знаний. Может, поэтому этому элементу в институте я пытался научиться основательно, впрочем, я не умею заниматься чем-то наполовину…
– Куда пролегают твои маршруты в небе?
– Каждый раз по-разному, но в основном в Европу. Я летаю в Мюнхен, Штутгарт, Берлин, Милан, Венецию…
О своих полетах Азрет рассказывает просто, не добавляя романтики, даже если речь идет о божественной Венеции, а вот о коллегах с восхищением: «Мне посчастливилось встретиться и работать с замечательными людьми, с настоящими мастерами своего дела».
– Азрет, ни для кого не секрет, что практически каждый третий пассажир в полете испытывает панический страх. Кто-то пытается заглушить его спиртным, если, конечно, сможет пронести его на борт, кто-то закатывает истерики, кто-то теряет самообладание, почувствовав малейшие признаки даже легкой турбулентности. Тебе доводилось попадать в такую ситуацию?
– Всевышний миловал пока. Но я точно знаю, что главная задача пассажира самолета – скоротать время между точками взлета и посадки. Остальное – дело экипажа, которому ты должен доверять, потому что в самолете экипаж и пассажиры находятся в абсолютно равных условиях – парашютных систем нет ни у кого, так что вряд ли кто когда-либо увидит экипаж, спешно покидающий самолет.
– Домой попадаешь часто?
– Иногда бывает, что пять-шесть раз в месяц, иногда реже… Услышу грустные нотки в голосе мамы, тут же вылечу, если свободен, тем более что платить за перелет нам не приходится. Точно так же поступает моя сестра Марина, которая живет в Черкесске. Нас в семье двое детей, но все мы – и родители, и я, и сестра – словно одно целое.
– Думаю, у тебя более грандиозные планы на жизнь, можешь ими поделиться?
– Хочу летать как можно больше, разумеется, мечтаю о трансатлантических перелетах. Хочу в совершенстве знать английский язык, работаю над этим. Мечтаю показать маме мир, все страны, в которых побывал…
– Женитьба в эти планы не входит?
– Пока дела обстоят, как в известной песенке: «Первым делом, первым делом – самолеты, ну а девушки, а девушки потом…». Время терпит, мне всего 26.
– Скажи напоследок, что или кого ты любишь помимо своей семьи?
– Я лучше скажу, чего не люблю. Не люблю терять времени.
Так хотела сказать: «Намек поняла», но вместо этого произнесла: «Ты, видимо, довольно самоуверенный молодой человек».
На что он, ни на секунду не задумавшись, ответил: «Вслед за китайцами могу повторить, что мне знакомы самоуверенность незнающего, уверенность познающего и неуверенность познавшего».
Я напоследок была куда многословней и пожелала Азрету быстрого взлета и плавной, легкой посадки, на каком бы воздушном судне и где бы он ни летал, чистого неба и крепкого здоровья ему и его родным!

НА СНИМКЕ: Азрет ЧОТЧАЕВ.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях