Наставник многих поколений

27 марта в 12:42
47 просмотров

В этом году 8 марта исполнилось 85 лет со дня рождения профессора Рауфа Нуховича Клычева, абазинского языковеда, историка, специалиста по словообразованию, морфологии, диалектологии и истории абхазо-адыгских языков, автора двух монографий, двух учебников, трех словарей, шести учебных и методических пособий для студентов вузов и учащихся средней школы и более 70 научных публикаций.
Но разве эти книги могут охарактеризовать Клычева – каким он запомнился нам, каким мы его видели, каким он был на самом деле, этот грозный декан филологического факультета Карачаево-Черкесского госпединститута.
– Клычев идёт! – проносился тревожный шёпот, и за секунду до появления Клычева студенты всех факультетов «проглатывали» сигареты, застегивали пуговицы, стирали помаду с губ и принимали вид людей, всецело поглощенных учебой и предстоящим зачетом.

В этом году 8 марта исполнилось 85 лет со дня рождения профессора Рауфа Нуховича Клычева, абазинского языковеда, историка, специалиста по словообразованию, морфологии, диалектологии и истории абхазо-адыгских языков, автора двух монографий, двух учебников, трех словарей, шести учебных и методических пособий для студентов вузов и учащихся средней школы и более 70 научных публикаций.
Но разве эти книги могут охарактеризовать Клычева – каким он запомнился нам, каким мы его видели, каким он был на самом деле, этот грозный декан филологического факультета Карачаево-Черкесского госпединститута.
– Клычев идёт! – проносился тревожный шёпот, и за секунду до появления Клычева студенты всех факультетов «проглатывали» сигареты, застегивали пуговицы, стирали помаду с губ и принимали вид людей, всецело поглощенных учебой и предстоящим зачетом. Боялись, ох как боялись все Клычева. Филфак же просто обожал его, несмотря на жёсткий режим и постоянный контроль.
Клычев выходил из-за угла с вечно красным лицом, таки находил, кому задать взбучку, а кого потащить за собой в деканат.
И вот что я вам скажу – филфак, которым руководил Рауф Нухович Клычев, был одним из самых престижных факультетов аналогичного профиля на юге Кавказа. (К слову, в Карачаевске тогда жили, работали и учились преподаватели и студенты со всех концов необъятного Советского Союза.) А все потому, что престиж института держался не на карательных мерах, а на абсолютной преданности науке и педагогике, которым посвятили свою жизнь преподаватели этого вуза, требующие от студентов того же самого. Многие из этих великих маэстро науки ушли в вечность, оставив после себя светлую память в сердцах своих учеников.
Рауф Нухович не просто был деканом самого большого в те годы в институте, который на протяжении двух десятилетий его руководства считался самым дисциплинированным и квалифицированным. Он знал биографию каждого студента, знал таланты и способности каждого и прекрасно понимал, как нужны молодому человеку совет и поддержка.
Я училась на другом факультете, но часто слышала от филфаковцев, как Клычев поощряет старательных студентов и гоняет нерадивых. К слову, многие выпускники филфака остались работать в институте не без помощи Клычева и так же посвятили свою жизнь педагогике и науке.
Родился Рауф Клычев в ауле Красный Восток Малокарачаевского района, происходил из очень знатного абазинского рода. Он всегда мечтал служить науке – и был последователен в своем желании на протяжении всей жизни. Работал в Карачаево-Черкесском НИИ, затем поэтапно прошёл путь от старшего преподавателя кафедры черкесской и абазинской филологии до декана филологического факультета КЧГПИ.
Огромна роль Рауфа Нуховича и в развитии этого факультета, и в престиже пединститута. Сама я училась на педфаке, но с упоением и недоумением слушала удивительные вещи, которые филфаковцы шёпотом рассказывали о Клычеве. Что, дескать, он частенько приглашает студентов к себе домой по разным вопросам и обязательно кормит «от пуза». Что у него огромная домашняя библиотека, которая занимает целую комнату в его квартире. Что благодаря стараниям Клычева студентам из малообеспеченных семей начислены стипендии из совхозов, где трудятся их родители. Что он выкинул в окно верхнюю одежду тех, кто не посчитал нужным сдать свои пальто и куртки в гардероб и разделся в аудитории. Что Клычев устроил взбучку студенту, пропускавшему лекции, но с матерком курившему за углом…
Никому в голову не приходило обижаться на него. Его боялись, уважали, любили, почитали, ценили, перед ним трепетали, благоговели… Потому что было много истины, и силы, и права в каждом его слове и поступке – и студенты, даже самые разгильдяи, чуткостью молодости понимали, что Клычев душой и телом болеет за свой факультет, за каждого студента, за весь институт, за образование и науку, которой он был всецело предан, потому что это было делом всей его жизни.
Я часто общаюсь с выпускниками филфака, которые сегодня успешно работают в разных сферах, и все они, как один, с почтением, теплотой и ностальгией вспоминают Рауфа Нуховича, хотя прошло не одно десятилетие, как они окончили пединститут в Карачаевске.
– Мимо его зоркого ока ничего не проходило – он, что называется, горел на работе. Сам ответственный, обязательный, с огромной внутренней дисциплиной, он требовал от нас того же, – вспоминает Якуб Узденов, журналист газеты «Къарачай». – Какое-то время Рауф Нухович читал нам лекции по современному русскому языку и оставил впечатление очень сильного, знающего лингвиста. Студенты его любили, потому что он не был к ним равнодушен, интересовался их жизнью, заботился о каждом и к каждому имел свой подход. Но разгильдяйства не терпел ни в ком. Когда надо – он был жестким, но всегда оставался справедливым.
Заслуженный работник культуры КЧР, редактор отдела культуры и литературы газеты «Абазашта» Ася Джердисова училась на филфаке с 1972 по 1977 год. И все эти пять лет она и ее однокурсники восхищались Рауфом Нуховичем. О Клычеве она может говорить бесконечно.
– Он много работал и как преподаватель, и как руководитель факультета, и как научный работник. Материалы для книг он собирал тщательно, по крупицам. Нас он заставлял сидеть в фонокабинетах, писать диктанты на русском языке. «Даже если вы будете учителями родного языка, русский язык вы должны знать отлично», – говорил он. Он проводил занятия по сопоставительной грамматике и с головой уходил в работу – мог весь испачкаться мелом, сунуть тряпку для доски в карман… Он был грамотным и всесторонне развитым человеком, большим интернационалистом и большим патриотом своего народа. Нам, абазинским девочкам, он говорил: «Перестирывайте постельное белье, даже если только что взяли его у кастелянши. А когда пойдете работать в школу, не приведи Бог ходить по аулу непричесанными или в калошах. Вы – учителя, и в этом населенном пункте вы должны быть эталоном культуры, образованности не только на уроке, но и в быту»… Незабываемый след оставил в моей жизни Рауф Нухович…
Уверена, что если собрать всех выпускников филфака и попросить их рассказать о Клычеве, многоголосной песней взлетят в небо их отклики.
Когда я бываю в альма-матер, я не замечаю новое поколение студентов, такое отличное от нашего. Но кажется, кажется мне, что вот-вот появятся ушедшие в вечность преподаватели, навсегда оставшиеся в моей памяти, в моей душе, в моих мыслях. И обязательно дуновением ветерка, предваряющего грозу, пронесётся ставший привычным, как звонок на лекцию, тревожный шепот:
– Клычев идёт!..
А через секунду появится сам Рауф Нухович Клычев – высокий и статный, и грозно-красивый, как бывает красива грозовая туча. И молодой, удивительно молодой… Ведь ему было всего 59 лет, когда в 1993 году он покинул этот мир…
И все-таки имя Рауфа Нуховича не забыто. Имя Клычева носят школа в его родном ауле Красный Восток и одна из улиц. На базе Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования (КЧРИПКРО) на протяжении ряда лет проходят межрегиональные научно-практические конференции «Клычевские чтения».
В издательстве Карачаево-Черкесского госуниверситета была издана книга воспоминаний о Рауфе Клычеве, была учреждена стипендия его имени и открыт кабинет русского языка имени Рауфа Клычева.
И это, думаю, еще не всё, что могут посвятить любимому педагогу и наставнику его благодарные и любящие ученики.

Шахриза БОГАТЫРЁВА.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях