Когда товарный знак используется незаконно

2 апреля в 10:22
 просмотров

Анализ работы Карачаево-Черкесской транспортной прокуратуры в сфере противодействия незаконному обороту контрафактной продукции свидетельствует о том, что субъектами предпринимательской деятельности в республике нередко игнорируются нормы, регулирующие порядок использования товарных знаков.
Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав физического или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Анализ работы Карачаево-Черкесской транспортной прокуратуры в сфере противодействия незаконному обороту контрафактной продукции свидетельствует о том, что субъектами предпринимательской деятельности в республике нередко игнорируются нормы, регулирующие порядок использования товарных знаков.
Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав физического или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).
Исключительное право использования товарного знака принадлежит непосредственно правообладателю. Соответственно, распоряжаться исключительным правом может только лицо, на чье имя зарегистрирован товарный знак. Без официального разрешения правообладателя использование товарного знака либо сходных с ним обозначений запрещено законом.
Лицо, незаконно использующее чужой товарный знак, может нести гражданскую, административную, а также уголовную ответственность.
Вместе с тем отметим, что российское законодательство предусматривает использование товарного знака иными лицами на законных основаниях – в рамках заключенного лицензионного договора между правообладателем и лицензиатом. Лицензионный договор дает право использования товарного знака в пределах условий соглашения, но не предполагает полного перехода исключительного права от правообладателя товарного знака к лицензиату. Лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Защита объектов интеллектуальной собственности регулируется статьей 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой определено, что товары и их упаковки, этикетки, на которых имеется незаконная установка чужого товарного знака, являются контрафактными, подлежащими по требованию правообладателя изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя. В случаях необходимости введения в оборот контрафактных товаров правообладатель товарного знака вправе потребовать удаления за счет нарушителя любых обозначений результатов интеллектуальной деятельности. Лицо, незаконно использовавшее исключительное право на товарный знак, должно незамедлительно удалить любые обозначения, сходные с товарным знаком до степени смешения, со всех информационных объектов, включая документацию, рекламные конструкции и вывески. Кроме того, правообладатель вправе потребовать от нарушителя возмещения убытков либо компенсации в размере, определяемом судом с учетом степени и характера нарушения.
При неоднократном или грубом нарушении исключительного права на товарный знак на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ судом может быть принято решение о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
Борьба с незаконным использованием товарного знака предполагает не только существенные наказания, носящие материальный характер, но также и превентивные меры, способствующие предупреждению преступлений в данной области. Так, статьей 14.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ за названное нарушение предусмотрены крупные штрафы с полной конфискацией предметов, незаконно содержащих чужой товарный знак.

Р. ЭРКЕНОВ,
транспортный прокурор советник юстиции.

Поделиться
в соцсетях