Кони в яблоках, кони серые…

3 апреля в 12:42
8 просмотров

Почетный житель города Черкесска, ветеран Великой Отечественной войны Константин Ткачев на днях отметил свое 95-летие. Несмотря на почтенный возраст, Константин Сергеевич бодр духом и полон жизненных сил: пишет картины, занимается спортом и ведет здоровый образ жизни.
Нельзя смотреть «на» картины Ткачева, можно только «в» них. Его работы словно широко распахнутые окна в мир, в каждом из которых виден удивительной живости пейзаж. Не статичное застывшее изображение, а полные воздуха, простора и движения виды многоликой матушки-природы. Чем или кем бы ни были главные герои: древние ли это каменные башни, громадные речные валуны, щетинистые горные пики или изнемогающие под тяжестью снега ели, легконогие кони или самые обычные люди – все это красиво в своей простоте и неопровержимо в своем величии. Вглядываясь в эти картины, понимаешь: человек, так рисующий, должен невероятно любить природу и все сущее в ней.

Почетный житель города Черкесска, ветеран Великой Отечественной войны Константин Ткачев на днях отметил свое 95-летие. Несмотря на почтенный возраст, Константин Сергеевич бодр духом и полон жизненных сил: пишет картины, занимается спортом и ведет здоровый образ жизни.
Нельзя смотреть «на» картины Ткачева, можно только «в» них. Его работы словно широко распахнутые окна в мир, в каждом из которых виден удивительной живости пейзаж. Не статичное застывшее изображение, а полные воздуха, простора и движения виды многоликой матушки-природы. Чем или кем бы ни были главные герои: древние ли это каменные башни, громадные речные валуны, щетинистые горные пики или изнемогающие под тяжестью снега ели, легконогие кони или самые обычные люди – все это красиво в своей простоте и неопровержимо в своем величии. Вглядываясь в эти картины, понимаешь: человек, так рисующий, должен невероятно любить природу и все сущее в ней. Так рисует жизнь тот, кто смотрел в лицо смерти.
Константин Сергеевич Ткачев родился 4 марта 1924 года в станице Беломечетской Ставропольского края. После окончания 7 класса средней школы поступил в среднее специальное училище поселка Свистуха близ города Невинномысска. Учился на арматурщика-бетонщика, а в 18 лет, как и многие его сверстники, сходу окунулся в войну.
– Попал на Дальний Восток в отдельную школу младших авиаспециалистов – ОШМАС. Там я учился на стрелка-радиста, – рассказывает о начале своего военного пути Константин Сергеевич. – Зимой 1942-го попал в госпиталь с сильной простудой, был плеврит. Пролежал там три месяца, а когда вернулся из госпиталя обратно в школу, то оказалось, что моя группа уже ушла на фронт.
Доучивался Ткачев в другой группе на мастера авиавооружения. С нею потом и попал в бухту Врангеля в восточной части залива Находка Японского моря, лежащую на границе самого большого в мире материка и величайшего из океанов. Воевал в составе 29-го артиллерийского полка, в звании младшего сержанта. Обслуживал самолеты.
В боевом арсенале местной авиации были, в основном, бомбы и пулеметы. В мирное время для 18-летнего парня все это было бы неизмеримо более интересным, чем в военное лихолетье, когда все на фронте напоминало ад, а тыл был его преддверием.
Однако на то и молодость, чтобы видеть яркий цвет даже в черной краске. С раннего детства Костя очень любил рисовать. И кто бы мог подумать, что в далеком от мирной жизни 42-м юный боец найдет в себе силы, а учитывая ситуацию, и возможности для развития своих художественных навыков:
– Для обучения штурманов и летчиков нужны были краски. Пока один самолет тянул за собой в воздухе длинный конус – большую «колбасу», наполненную воздухом, другой пристреливался по этому конусу специально окрашенными пулями. Основными цветами были красный, желтый и синий… У каждого стрелка – свой цвет. Пулеметы были скорострельные, за доли секунды делали десяток выстрелов. И по цвету было видно, кто и куда попал. Наличие этих красок меня очень радовало, и я стал закрашивать белой краской разные плоскости, а потом – рисовать на них.
Скудная палитра красок в распоряжении отнюдь не останавливала молодого бойца, а наоборот – вдохновляла, будила фантазию. Каждодневный адреналин войны в чистом виде, без примесей придавал его творческим порывам остроты и яркости. И Костя рисовал, погружаясь в живопись, словно вглубь океана, оставляя на поверхности бушующие волны свирепого шторма.
– Рисовал не для славы, не напоказ. А просто по велению души, под влиянием порыва… И это помогало жить, а в итоге – выжить, – вспоминает Ткачев.
В 1950 году Константин Ткачев демобилизовался, вернулся домой. Дальше все как у всех: учился жить мирной жизнью, трудился. Работал в разных местах: в библиотеке, строил сахарный завод в Эркен-Шахаре, подрабатывал художником и фотографом. Женился (куда же без этого?), вырастил с супругой двух дочерей, а сегодня Ткачев уже дедушка семи внуков и четырех правнуков. Сейчас Константин Сергеевич живет в г. Черкесске. Награжден орденом Отечественной войны II степени и шестью медалями.
Нынешней весной в свои 95 лет ветеран Константин Сергеевич Ткачев получил множество поздравлений: от родных и знакомых, от совета ветеранов города Черкесска, городской мэрии и даже от Президента России Владимира Путина. Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов также сердечно поздравил ветерана Великой Отечественной войны с юбилеем, поблагодарив его за ратный подвиг.
…Когда к нему приходят в дом, Ткачев всем неизменно рад. Долго говорить о войне он не любит, но обязательно ведет гостей в свою художественную мастерскую и знакомит со своими работами. А их у него на стенах – множество.
– Еще в раннем детстве появилось у меня это хобби, которое я продолжаю развивать и в настоящее время, – говорит при этом ветеран.
Грациозные серые кони «в яблоко», вольно пасущиеся на склонах гор, у быстрых рек. Улыбчивые спокойные лица людей: женщин, мужчин, детей. Часто герои картин – его родные и близкие. Дети, внуки, супруга. И в каждом полотне – сочные голубые и зеленые краски всех оттенков. Это «фишка» Ткачева. Даже в зимних пейзажах у него присутствуют зелень и голубизна, отчего каждое творение кажется продолжением давней истории, с насыщенным жизнью настоящим и уверенным обещанием благополучного будущего.
Есть у Константина Сергеевича привычка тщательно выписывать мелочи – от напрягшегося мускула на руке или в лице до тонкой прозрачности цветочных лепестков, дрожания на ветру полевой травинки. И сколько бы ты ни смотрел на «ткачевскую» живопись, ощущение осязаемой реальности не покидает. Есть у него и натюрморты, где фрукты и ягоды вот-вот брызнут здоровым соком, у свечей на столе – обжигающее пламя, а компот из кувшина так и хочется плеснуть в стакан. Художник не фотографирует кистью увиденное глазами, а переносит его на основу тонко чувствующей душой.
На свой возраст Константин Сергеевич «не тянет», наверное, потому что ведет активный образ жизни. Обожает турник, причем и по сей день в силах висеть на нем вниз головой, поражая невольного зрителя, как считается, экстремальной в таком возрасте акробатикой.
Правильное питание и физкультуру, жизненную активность ветеран войны называет основой своего долголетия:
– Раскручиваться на турнике стал понемногу. Потом вошел во вкус, больше стал заниматься. Сейчас эти упражнения занимают не больше пяти минут, но они дали мне все, избавили от боли. После этого никаких радикулитов, ничего… все стало на свои места… Вообще, люди должны любить людей и себя среди них….
Спорт – это важно, считает ветеран. Причем рекорды ставить не обязательно, но быть с живым телом – необходимо.

НА СНИМКАХ: Константин ТКАЧЕВ с председателем совета ветеранов

г. Черкесска Надеждой ПЕЧУРО; Одна из работ Константина Сергеевича.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях