Власть должна работать на людей

3 апреля в 12:55
 просмотров

Первые в 2019 году публичные обсуждения правоприменительной практики УФАС по КЧР в этот раз прошли по иному сценарию. Кроме основных итоговых докладов для участников мероприятия была подготовлена и озвучена важная информация о последних нововведениях и переменах в российском антимонопольном законодательстве(АМЗ). Но обо всем по порядку.
Первым докладчиком стал начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Солтан Кумратов. Рассказывая об антимонопольном контроле и выявленных нарушениях, он привел несколько примеров нарушения антимонопольного законодательства, по которым антимонопольным органом были выданы предупреждения.
Первые в 2019 году публичные обсуждения правоприменительной практики УФАС по КЧР в этот раз прошли по иному сценарию. Кроме основных итоговых докладов для участников мероприятия была подготовлена и озвучена важная информация о последних нововведениях и переменах в российском антимонопольном законодательстве(АМЗ). Но обо всем по порядку.
Первым докладчиком стал начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Солтан Кумратов. Рассказывая об антимонопольном контроле и выявленных нарушениях, он привел несколько примеров нарушения антимонопольного законодательства, по которым антимонопольным органом были выданы предупреждения. В том числе – по незаконному взиманию ресурсоснабжающей организацией денежных средств с ТСЖ за аварийную прочистку сетей (колодцев и труб), в то время как эксплуатационная ответственность за это была возложена на специализированную организацию. По результатам рассмотрения этого заявления УФАС по КЧР выдало в адрес предприятия предупреждение с требованием прекратить нарушение. В числе прочего сотрудниками антимонопольной службы КЧР были выявлены нарушения и на рынке газоснабжения в виде навязывания невыгодных договорных условий.
Также Солтан Кумратов рассказал о некоторых рассмотренных делах по фактам недобросовестной конкуренции, одним из которых стал обычный заказ в ресторане. Согласно информации, размещенной на сайте, в ресторане действовала акция, по условиям которой при заказе свыше четырех блюд два подавали в подарок, а еще предоставлялись скидка для именинников 15% и бесплатная доставка. Из материалов жалобы следовало, что обещанные условия не были соблюдены, что комиссией УФАС по КЧР было классифицировано как нарушение, предусмотренное статьей 14.2 ФЗ «О защите конкуренции».
Об итогах работы по осуществлению государственной функции контроля за соблюдением 44-ФЗ в первом квартале 2019 года доложила заместитель руководителя УФАС по КЧР Галина Аврахова. Она рассказала о проведенных антимонопольной службой проверках содержания и капитального ремонта автомобильных дорог в республике и сообщила, что в текущем квартале антимонопольной службой совместно с органами прокуратуры были проведены масштабные проверки практически всех лечебных учреждений республики.
– В основном выявленные по лечебным учреждениям нарушения законодательства, как и раньше, относятся к ст. 103 «Закона о контрактной системе» – по нарушению установленных законом сроков размещения необходимых документов в единой информационной системе (ЕИС), – отметила Аврахова.
Кроме того, по ее словам, инспекциями, проводившими проверки, было отмечено, что многие контракты медицинских учреждений на поставки лекарственных препаратов составлены с нарушением типового контракта, размещенного в ЕИС.
Также докладчик напомнила присутствующим, что введенная в прошлом году в КоАП РФ статья 7.32.5. «Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сейчас заработала в полную силу. В ней предусмотрена ответственность заказчиков за несвоевременную оплату заключенных контрактов. «И суммы штрафов при этом немалые!», – предостерегла Галина Павловна.
Хорошей новостью для контрактных управляющих в части «трудного» 44-ФЗ (о закупках) стало известие о том, что в недалеком будущем процедура закупок, вероятно, будет упрощена.
В свою очередь главный государственный инспектор УФАС по КЧР Инус Матакаев озвучил итоги административной и судебной работы, проведенной управлением за прошлый год и первый квартал текущего. Он сообщил, что в ходе исполнения возложенных на управление полномочий в первом квартале 2019 года было возбуждено 116 дел об административных правонарушениях, по ним вынесено 52 постановления о назначении административных наказаний. В указанный период с целью защиты вынесенных ненормативных правовых актов управление участвовало в 58 судебных заседаниях. На сегодня в производстве судов находятся 16 дел об обжаловании ненормативных правовых актов УФАС по КЧР.
При этом докладчик отметил, что в своей массе основными нарушениями в сфере ответственности управления являются нарушения, совершенные хозяйствующими субъектами, содержащие элементы недобросовестной конкуренции; нарушения законодательства о рекламе и утверждение конкурсной и аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Ключевым моментом выступления главного государственного инспектора УФАС по КЧР и практически «гвоздем программы» всего мероприятия стали вопросы применения и классификации антимонопольного комплаенса, развитие которого идет в настоящее время активными темпами, а своевременное внедрение в практику будет служить своего рода положительным бонусом при антимонопольных проверках.
– Расширение круга хозяйствующих субъектов, имеющих действующий антимонопольный комплаенс, а не фиктивное его внедрение, – отличный способ повышения культуры конкуренции и снижения рисков нарушений антимонопольного законодательства, – пояснил Матакаев, добавив, что внедрение антимонопольного комплаенса пока на начальной стадии и находится на прямом контроле у Президента России.
– Выдвигая эту задачу, глава государства Владимир Путин отмечал, что будущее страны напрямую зависит от развития конкуренции в регионах и что каждый регион будет оцениваться по этому параметру. Поэтому подход к поставленной задаче должен быть неформальным.
Завершая свой доклад, Инус Матакаев еще раз сделал акцент на том, что развитие правоприменительной практики и обеспечение эффективности гражданско-правовой ответственности за нарушения антимонопольного законодательства не только позволяют восстановить права и законные интересы потерпевших лиц, но и стимулируют правомерное поведение хозяйствующих субъектов и органов власти, являются сдерживающим фактором при совершении антиконкурентных действий и недобросовестной конкуренции.
В заключительной части мероприятия выступил руководитель антимонопольной службы региона Амин Уракчиев. Говоря о необходимости антимонопольного регулирования, Амин Союнович особо подчеркнул, что только единая воля государства, подкрепленная выверенными законами и неподкупными госинститутами, может дать результат, к которому и стремится все наше общество.
– Власть должна работать на людей, а не наоборот, – выразил свое мнение Уракчиев.
Надо отметить, что заданных вопросов в ходе этих публичных обсуждений было не меньше, чем обычно. Некоторых участников мероприятия проконсультировали уже после его окончания. С самыми интересными вопросами можно ознакомиться на сайте территориального УФАС в разделе «Публичные обсуждения».
В заполненных анкетах участники обсуждения снова отметили необходимость и пользу подобных мероприятий, поскольку изменения в законы вносятся часто, а их выполнение требуется неукоснительно.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях