Фундуковая плантация в Красном Востоке

10 апреля в 10:32
20 просмотров

Вы когда-нибудь видели сад, который занял площадь 10 гектаров? Что тут удивительного, скажете вы. А если это сад, в котором произрастает 1400 фундуковых деревьев? Вот и я, увидев это чудо в селе Красный Восток, поразилась прозорливости его создателя.
Два года назад местный предприниматель Мадина Хутова, изучив предложение рынка, поняла, что деньги у нее, образно говоря, лежат под ногами. Помогли прийти к этому выводу, как ни парадоксально, санкции, которыми хотели нас напугать. Да, действительно, России пришлось самой производить продукцию, которую ранее закупали за границей. В том числе и для кондит. изделий. К примеру, тот же фундук, цены на который стремительно поползли вверх.

Вы когда-нибудь видели сад, который занял площадь 10 гектаров? Что тут удивительного, скажете вы. А если это сад, в котором произрастает 1400 фундуковых деревьев? Вот и я, увидев это чудо в селе Красный Восток, поразилась прозорливости его создателя.
Два года назад местный предприниматель Мадина Хутова, изучив предложение рынка, поняла, что деньги у нее, образно говоря, лежат под ногами. Помогли прийти к этому выводу, как ни парадоксально, санкции, которыми хотели нас напугать. Да, действительно, России пришлось самой производить продукцию, которую ранее закупали за границей. В том числе и для кондитерских изделий. К примеру, тот же фундук, цены на который стремительно поползли вверх.
– Я поняла, что у кукурузы, повсеместно растущей в республике, туманное будущее: есть проблема сбыта, – рассказывает глава КФХ Мадина Хутова. – И решила заняться другой культурой. Я стала изучать рынок и увидела, что орехоплодные в большом дефиците не только на российском, но и на мировом рынках. Действительно, производство ореха – один из самых доходных бизнес-проектов в сельском хозяйстве.
Дорога от Красного Востока до фундуковой плантации моей героини занимает порядка десяти минут. За рулем сама Мадина, которая, не отрывая взгляда от дороги, рассказывает:
– На этом месте в советские времена росли сады, которые с началом перестройки были заброшены, как и многое другое тогда. Мы своими силами выкорчевали запущенный сад, заросший бурьяном. Честно признаться, это тяжелый труд.
В ореховом бизнесе Мадина Робертовна уже третий год, и пока мы едем из села на ее плантацию, она успевает рассказать о нюансах выращивания фундука.
– А почему вы выбрали именно сорт Трапезунд? – интересуюсь я.
– Информацию о сортах искали в Интернете. Сначала ориентировались на опыт Турции, основного поставщика орехов на мировой рынок, потом – на Грузию, Крым. В итоге остановились на сорте Трапезунд. Этот сорт является одомашненной лощиной, он отличается простотой в выращивании и высокой урожайностью. Мы поехали в Крым, там познакомились со знатоками этого нелегкого дела, согласившимися нам помочь. Дальше были два года подготовительных работ: крымчане приезжали в Красный Восток, изучали климат, отбирали почву на анализ. Сделали вывод: условия для выращивания фундука идеальные, – говорит Мадина Хутова.
У фундука сорта Трапезунд большие вкусовые преимущества, главное из которых – высокий процент масличности, объясняет глава хозяйства. Именно на него ориентируются кондитеры при выборе ореха. Сумма вложений в предприятие, по словам фермера, немаленькая. На шестой год предприниматель планирует выйти в «ноль», на седьмой – рассчитывает на прибыль.
И вот мы на месте. Где заканчивается ореховая плантация, увидеть невозможно. Стройные ряды метровых саженцев расположены на равном расстоянии друг от друга. Аккуратное соседство неслучайно – так комбайн для сбора орехов будет иметь возможность маневрировать. Сорт Трапезунд, на котором остановились фермеры, – выпадающий. И это его преимущество: свойство урожая падать на землю делает возможным его механизированный сбор.
– Другие сорта надо собирать с дерева, на что уходит больше времени и средств. Мы планируем приобрести комбайн, – говорит Мадина, оглядывая свою ореховую плантацию.
Современную технику здесь уже использовали, когда готовили почву, землю разрыхлили на метр в глубину, чтобы корневая система растений свободно развивалась, дышала, а осадки уходили на глубину – так остается резерв на случаи засухи. Однако без ручного труда предприятие обойтись не может. В сезон оно задействует около 20 человек для обработки почвы. И местным жителям, хоть и временная, но все-таки работа. За посадками ухаживают частично с помощью техники, но в основном – вручную. Это дело требует ответственного подхода. Сорняки при поливе и уходе также не отстают от саженцев, – рассказывает Мадина.
Куст фундука приносит полноценный урожай через 4-6 лет после посадки. Растениям на плантации Хутовой – два года. В этом году на урожай здесь еще не рассчитывают. В республике с каждым годом становится теплее, говорят на предприятии, и это на руку начинающим ореховодам. Одними благоприятными климатическими условиями, разумеется, не обошлось – важную роль сыграла правильная организация сада. По его периметру высажены кусты смородины.
– Это опылители, – объясняет Мадина Робертовна, – фундук – самоопыляемое растение. Смородину специально высадили по краям, чтобы во время ветров в марте-апреле пыльца с их сережек попадала на остальные деревья. Мы изучали розу ветров, наблюдали, записывали, в какое время и в каком направлении дует ветер и, опираясь на эти данные, рассадили опылители.
Молодые деревца пока по пояс человеку, но должны вырасти до трех метров. Через два года красновосточный предприниматель рассчитывает получать с одного гектара до 1 тонны плодов.
– Мы заложили также маточник, где в следующем году вырастут саженцы. Посадочного материала будет достаточно и для своих нужд, и для сельхозпроизводителей. При покупке саженцев в пакет услуг входит полное сопровождение будущего сада: агрономия, вопросы сбыта и переработки. Желающие заняться ореховодством уже есть – сработало сарафанное радио. Так, год назад предприниматель из Хабезкого района начал высадку фундука.
– Мы еще рекламу не давали, а на нас уже выходят – из Крыма поступали предложения, из Дагестана, Воронежа, не говоря о местных, – говорит Мадина.
В качестве субсидий государство возмещает часть затрат, и это хороший бонус. Садоводство – та отрасль, которая начинает приносить прибыль через несколько лет. Не все люди психологически готовы к большим вложениям и ожиданию дивидендов, а субсидии стимулируют интерес. К тому же, уверена фермер, за счет этой культуры можно решить проблему малоземелья и оттока населения из горных и предгорных зон республики. Фундук приживается и растет везде – на склонах, суглинке, каменистой почве, на кислой или щелочной земле. Поэтому для посадки подходят территории предгорных зон. На совсем небольших участках земли, которые есть в горах, тоже можно высаживать фундук: он растет на высоте до 1200 метров над уровнем моря и даже выше. Играет на руку фермерам и то, что по сравнению с косточковыми, яблонями, грушами, фундук практически не болеет.
Урожая орехов в хозяйстве Хутовых ждут с нетерпением. И если все сложится, как планируется, то красновосточный фундук может стать серьезным конкурентом турецкому и крымскому орехам, и вполне возможно, что конфеты Ferrero Rocher станут выпускать с фундуком из сада Мадины Хутовой.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях