Чем обосновать необоснованные стандарты?

20 мая в 12:02
 просмотров

В Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования состоялся круглый стол, посвященный обсуждению нового, третьего, проекта федерального государственного образовательного стандарта для начального и основного общего образования.
Было отмечено, что главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. Новые требования сохраняют фундаментальный характер образования, укрепляют межпредметные и внутрипредметные связи. Они разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения перегрузки детей. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

В Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования состоялся круглый стол, посвященный обсуждению нового, третьего, проекта федерального государственного образовательного стандарта для начального и основного общего образования.
Было отмечено, что главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. Новые требования сохраняют фундаментальный характер образования, укрепляют межпредметные и внутрипредметные связи. Они разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения перегрузки детей. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Участие в мероприятии под председательством министра образования и науки КЧР Инны Кравченко приняли представители комиссий методических советов, директора школ, а также сотрудники РИПКРО.
– Новые стандарты третьего поколения ФГОС, которые мы сегодня обсуждаем, разработаны с учетом возрастных особенностей ребенка и его физических способностей. В виде предложений наши доработки будут направлены в Министерство просвещения Российской Федерации, после обсуждения федеральными экспертами будет создан новый вариант. Мы надеемся, что с нового года дети будут учиться по новым стандартам, – сказала Инна Кравченко.
– Стандарты ФГОС второго поколения не являются совершенными. Создание новых, усовершенствованных, стандартов станет базой для того, чтобы на всей территории России было единое образовательное пространство. Это позволит ребенку из одного субъекта страны спокойно перевестись в образовательное учреждение в другом регионе и легко адаптироваться к школьной программе, – подчеркнула министр образования и науки КЧР.
Инна Кравченко также обратила внимание на то, что при создании новых стандартов учитывается мнение не только педагогов и экспертов в сфере образования, но и родителей.
На досуге полистали новый стандарт и мы. К нему сегодня много вопросов, и первый – кому он адресован? Нигде не написано, для кого он: для учителей, школьников и родителей, или для администраций школ, для органов управления образованием, для авторов учебников или для издательств? В 1-й статье написано, что это «требования к результатам освоения» основных образовательных программ. Поскольку «освоением» занимается ученик, значит, это требования для учащихся. Затем, в следующем абзаце написано, что это – требования к структуре программы, т. е. это требования к самому муниципальному образованию и администрациям разного уровня, которые могут влиять на соотношение частей вариативной программы. Ну и, наконец, в абзаце про «условия реализации…» очевидна адресация к органам управления образованием и органам, определяющим социальную политику в регионах и в стране в целом. К учителю, авторам учебников и издательствам прямой адресации нет.
Далее, самой большой проблемой проекта стандарта является то, что он не содержит целевых и ценностных ориентиров ни для школы, ни для учителя. В 3-й статье написано, что «Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям». Но об объективности самих требований стандарта ничего не говорится. Но если критерии не являются объективными и обоснованными, насколько может быть объективной оценка на их основе?
Очень интересна 6-я статья. Стандарт направлен на обеспечение единства образовательного пространства на территории РФ, и тут же говорится о «возможности формирования основных образовательных программ начального общего образования различных уровней сложности и направленности…» Сразу возникает вопрос: а что такое «образовательное пространство» и что означает его единство? Само понятие дискуссионно. Кто-то считает, что это единство правовых норм, наличие единой стратегии развития, единой оценки качества подготовки выпускников, кто-то – что это единство образовательных услуг на региональном уровне… Но в России нет единого образовательного пространства! Ни в каких смыслах! Потому что нет внятной стратегии развития образования и понимания ее перспектив, далеко не все дипломы региональных вузов признаются, например, в столицах, а набор образовательных возможностей и услуг в разных регионах сильно отличается, ведь нельзя всерьез сравнивать московское образование и образование в ауле, где нет даже средней школы!
Но самое интересное начинается дальше. Стандарт провозглашает системно-деятельностный подход, который ориентирован на «воспитание с целью развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества…» и далее «освоение российских традиционных ценностей, нравственных норм и правил поведения». А какие они, российские традиционные ценности, правила и нормы поведения?
Сказать можно только одно: судя по этому документу, декларации о личностном развитии останутся лишь декларациями, а вместо системно-деятельностной педагогики мы вновь получим педагогику пустой болтовни.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях