Сахарный завод: новая надежда

27 мая в 06:43
25 просмотров

Одно из крупных предприятий республики, обеспечивающее занятость населения и поступление налогов в республиканский бюджет – Эркен-Шахарский сахарный завод. Построенный в 1964 году завод был одним из четырех крупнейших предприятий по переработке сахарной свеклы в СССР. Рыночные отношения плохо сказались на состоянии когда-то процветающего предприятия. Смена собственников, неэффективное управление привели завод на грань банкротства. Всерьез встал вопрос о его консервации и закрытии. Без работы могли остаться 400 его сотрудников – в основном жители близлежащих населённых пунктов Ногайского района, в трудном положении могли оказаться фермеры, сеявшие сахарную свеклу. Проблема обсуждалась на всех уровнях власти. Вопрос находился на личном контроле Главы КЧР Рашида Темрезова.

Одно из крупных предприятий республики, обеспечивающее занятость населения и поступление налогов в республиканский бюджет – Эркен-Шахарский сахарный завод. Построенный в 1964 году завод был одним из четырех крупнейших предприятий по переработке сахарной свеклы в СССР. Рыночные отношения плохо сказались на состоянии когда-то процветающего предприятия. Смена собственников, неэффективное управление привели завод на грань банкротства. Всерьез встал вопрос о его консервации и закрытии. Без работы могли остаться 400 его сотрудников – в основном жители близлежащих населённых пунктов Ногайского района, в трудном положении могли оказаться фермеры, сеявшие сахарную свеклу. Проблема обсуждалась на всех уровнях власти. Вопрос находился на личном контроле Главы КЧР Рашида Темрезова.

Сложно было, но… справились
В 2016 году ситуация стала меняться в лучшую сторону – появились новые собственники. Директором завода стал Рамазан Бердиев – ответственный, серьёзный руководитель. Хорошо помню его первую встречу с журналистами, когда он откровенно рассказал, в каком состоянии находился завод, и показал, что на тот момент было уже сделано и чем он особенно гордился. Наследство новым хозяевам досталось действительно тяжелое: предприятие в долгах, оборудование не видело нормального ремонта длительное время. Одну из диффузионных установок – она необходима для выделения из свекольной стружки «сахарного» сока – вообще сняли и увезли куда-то, тем самым уменьшили производительность завода вдвое. А самое главное – из-за неправильной политики пришлых чиновников пострадала репутация предприятия: свеклосдатчиков обманывали, в результате они отказались от сотрудничества. Завод оказался на грани остановки.
Тут вмешалась власть, которая вовремя помогла и с инвесторами из числа местных бизнесменов, которые сочли делом чести возродить единственный в республике сахарный завод и сохранить рабочие места для эркен-шахарцев, многие из которых из династии рабочих этого завода, а кто-то работает на заводе всю свою сознательную жизнь.

У завода есть потенциал!
Завод в свое время оснастили передовым оборудованием. И сейчас немецкие агрегаты находятся в хорошем состоянии, несмотря на пять десятилетий не всегда бережной эксплуатации. Этому факту был приятно удивлен Анатолий Ковальчук, специалист с почти 40-летним стажем в области сахарного производства. Он провел на заводе технический аудит.
– Потенциал у завода хороший, к тому же сохранился костяк – уникальные специалисты, – говорит Ковальчук. – После модернизации, которая уже проведена, с уверенностью скажу, что завод способен своевременно и качественно переработать 400 – 450 тысяч тонн свеклы за сезон. А в ближайшем будущем – довести мощность завода до 6 тысяч тонн свеклы в сутки.
Ковальчук знает, о чем говорит. Он занимался модернизацией сахарного завода в Татарстане, возвращал с того света производство сахара в Тульской области, и вернул – на удивление коллег по отрасли и на радость сотрудников, не потерявших работу. В 90-е годы первым в России на заводах Краснодарского и Ставропольского краев устанавливал оборудование по гранулированию сухого свекольного жома.
Бердиев рассказывал, что сначала познакомился с ним заочно – советовался по телефону по техническим проблемам, которые в первый год постоянно возникали на заводе. А потом председатель совета директоров понял, что нужно такого ценного специалиста пригласить на работу. Год длились переговоры. Но вот уже с 1 апреля Анатолий Иванович приступил к обязанностям директора. Как выяснилось, здешние места ему не чужие: сам он родом с Кубани.
Теперь благодаря сплаву профессионализма и бизнес-хватки у завода все должно получиться. В этом уверено руководство, а самое главное – коллектив воспрял духом.
Сейчас сотрудники завода готовят оборудование предприятия к переработке сахарной свеклы нового урожая.
– Терять специалистов, способных «на отлично» справиться с заводской махиной, мы не имеем права, делаем все, чтобы сохранить трудовой коллектив, – подчеркивает Рамазан Аубекирович. – Но нам обязательно нужна помощь властей – готовим сейчас документы для различных программ господдержки. Мы хотим привлечь больше производителей сахарной свеклы. Ведь сахарное производство – не только технологии, оборудование и коллектив. Не будет свеклы на полях – не будет завода. Сотни людей лишатся рабочих мест, градообразующее предприятие и крупнейший завод республики никто не сможет удержать на плаву без главного сырья.
Фермеров и аграриев республики и Кочубеевского района ждут на заводе – сотрудничество жизненно важно для обеих сторон. В этом году сахарный завод ставит выгодные условия по приемке свеклы – гарнцевый сбор (общепринятая плата за переработку сырья) составит всего 28%. Также завод может купить свеклу у сельхозпроизводителя.
В Эркен-Шахар везти свеклу с окрестных полей раза в два ближе, чем куда-то еще. А если учесть, что в себестоимости производства свеклы большой процент занимают затраты на транспорт, то становится очевидно: чем ближе, тем выгоднее.
Свеклосдатчиков волнует еще один момент: работа лаборатории. Как отмечают фермеры, уже успевшие познакомиться с обновленным производством в Эркен-Шахаре, лаборатория на заводе сейчас современная. А значит, не возникнет лишних споров о сахаристости и загрязненности сдаваемого урожая.

А что думают люди…
На встрече с журналистами, говоря о наболевшем, о том, что зачастую в интернет-сетях мелькают посты, якобы, оборудование завода разбирают, а металлические конструкции «пилят на лом», рабочие завода не скрывали своих возмущений.
Когда-то родители Ларисы Москаленко верили и надеялись, что у их детей будет работа, пока существует сахарный завод. Сегодня такая надежда и у самой Ларисы, что когда-нибудь двое ее сыновей тоже придут на завод и продолжат дело их предков. Пока же Лариса вполне способна выполнять свои профессиональные обязанности, которых хватает сполна.
– В упаковочном цехе всегда есть работа, – говорит упаковщица с 38-летним стажем Лариса Москаленко. – Даже если не сезон. Например, я перетариваю сахар, то есть часто бывает так, что при транспортировке упакованный мешок с сахаром может разрушиться, поэтому его необходимо пересыпать в новый и прошить. Есть и другие обязанности, за которые я ответственна, впрочем, за что и получаю зарплату. И уверена, что ни мне, ни моим коллегам нет повода сомневаться в том, что завод будет работать и процветать.
Чистильщик оборудования Рита Джилкишеева работает на заводе всего три года. Но этого оказалось достаточно, чтобы понять, что она попала в хороший коллектив и под надежную «опеку» руководства завода. Да и зарплатой довольна.
– Каждый воспринимает работу так, как себя настраивает. Нет легкой работы. Однако, когда ты выполняешь свои обязанности, как того требует устав, жди соответствующей благодарности. Кстати, на сегодняшний день у завода нет задолженности по заработной плате и это меня, как молодую маму, очень радует, – отметила Рита.
Рита также рассказала, что на заводе заведено устраивать «разбор полетов» в так называемом «красном уголке». Со времен Советского Союза осталось не только название зала для совещаний, но и некоторые методы общения с работниками. Например, руководство завода в лице Рамазана Бердиева и его заместителей всегда выслушает замечания и предложения сотрудников и примет к сведению. А если есть проблемы, то обязательно решит. Так говорили все, с кем мне довелось пообщаться в этот день. И чем больше мы с ними говорили, тем радужнее казалось будущее завода.
Технический директор СЗ Андрей Буклей тоже много лет посвятил этому заводу. Он один из тех, кому не безразлична судьба работников цехов, ведь многие работали с ним бок о бок не один десяток лет. Ко всем слухам он относится крайне негативно и считает, что в скором времени завод сможет опровергнуть все домыслы нерадивых граждан-дезинформаторов своими результативными и успешными действиями.
– Да, было трудное время, но мы справились. А то, что говорят, что разбирается оборудование и все режется на лом, так это неправда. На заднем дворе завода лежат старые проржавевшие до основания трубы и фильтры, которые утилизируются. А что касается нового оборудования, то у нас сейчас налаживается упаковочная линия по производству и упаковке рафинада. Это высококлассное турецкое оборудование, на котором работают специально обученные сотрудники.
Андрей Буклей познакомил нас с мастером-наладчиком из Турции Юусесом Сёкмаком, который был приглашен для налаживания работы линии. Турецкий специалист легко нашел общий язык с сотрудниками и оперативно принялся за работу. Юусес Сёкмак тоже убежден в том, что у завода есть будущее.

Новая жизнь
По транспортеру ровными рядами движутся кубики рафинада, их только что сформировали на автоматической фасовочной линии из сахара-песка. Стоит поменять матрицу, и на ленте увидим прессованный сахар в виде ромбиков или сердечек, причем не только белого цвета. На заводе имеется возможность производить продукцию с применением натуральных пищевых добавок.
Автомат аккуратно и точно укладывает кубики сахара в подъехавшие навстречу картонные коробки. Затем операторы укладывают килограммовые пачки в большую упаковку общим весом в 16 кг.
В этом же цеху на специальном оборудовании производят стики – сахар-песок, упакованный в бумажные трубочки, – такие обычно выдают в самолетах или кафе. Чуть дальше еще один автомат, фасующий по одному кубику рафинада в отдельную обертку.
– Когда два года назад мы говорили, что установим на заводе линии по фасовке рафинада, никто не верил, – улыбается Бердиев. – А вот, пожалуйста, можем производить 24 тонны прессованного сахара в сутки.
Теперь в планах – открыть еще пару фасовочных линий, расширить ассортимент, производить карамелизированный сахар, «жидкий» сахар, придающий кофе необыкновенный аромат, открыть цех по производству печенья и сладостей. Так что в ближайшие три года будут дополнительно набирать персонал.

Теперь не нужно кричать: «Оля, поддай пару!»
О том, что было сделано за два года и какие у завода появились перспективы, говорили на совещании производителей свеклы, которое прошло в Эркен-Шахаре в апреле нынешнего года. Атмосфера, царившая в этот день в Доме культуры была спокойной: не чувствовалось «накала страстей», не было возмущенных и обиженных. По-деловому решался вопрос о постоянном сотрудничестве производителей сахарной свеклы с руководством завода. Озвучивались и проблемные моменты, решения которым были найдены тут же.
Рамазан Бердиев рассказал, что за последние два года завод получил достаточно большую сумму инвестиций. Уже в первый год новые инвесторы вложили 137 миллионов рублей. Отремонтировали и модернизировали оставшийся диффузионный аппарат, увеличив его производительность вдвое, до 4 тысяч тонн свеклы в сутки. Модернизация завода уже к 2018 году позволила на 47% сэкономить расходы на газ, сократить потери сахара в производстве. Сделали новую теплоизоляцию, автоматизировали выпарную станцию. Если раньше нужно было кричать: «Оля, поддай пару!», то теперь процесс контролирует компьютер. Собственно недавний запуск линии по прессованию и фасовке – это страховка для завода. Сахар людям нужен круглый год, потребности КЧР завод пока закрывает примерно наполовину, есть куда расти. А значит, всегда будет возможность выплатить зарплату сотрудникам…
Предприятие успешно прошло проверку на прочность. Когда завод начали приводить в порядок, резко упали отпускные цены на сахар по всей стране из-за перепроизводства, однако руководству завода удалось удержать сотрудников, не отпуская их в долгосрочные отпуска.
Так что, в конце совещания Рамазан Аубекирович мог убедительно сказать фермерам: «Везите вашу свеклу к нам, качественный прием гарантирован!».

Подготовила Светлана КИЛБА.

НА СНИМКАХ: Рамазан БЕРДИЕВ и Анатолий КОВАЛЬЧУК; Токарь Анатолий ЗАЙЦЕВ; Упаковщицы Мариата УНАДЖЕВА и Регина КЕРЕЙТОВА; Мастер-наладчик из Турции Юусес СЁКМАК; Заведующая мехмастерской Раиса КАРПЕНКО и токарь Александр ИОНГА; Упаковщица с 38-летним стажем Лариса МОСКАЛЕНКО; Бригада чистильщиц; Фрезеровщик Руслан КАЗОВ.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях