Названый брат

31 мая в 07:27
 просмотров

Истории солдат, сражавшихся с немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, никого не могут оставить равнодушным…
Был октябрь 1942 года. Вот уже несколько месяцев на территории горных районов Кавказа продолжалась немецкая оккупация. Кругом царила разруха, хозяйства пришли в упадок, народ был подавлен.
В одно из пропахших порохом утро по горной дороге на груженной сеном арбе ехал старик – мудрый аксакал из села Хурзук Азрет Бостанов. С тяжелым сердцем он думал об ушедших на фронт сильных и смелых духом, льву подобных ребятах – односельчанах.

Истории солдат, сражавшихся с немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, никого не могут оставить равнодушным…
Был октябрь 1942 года. Вот уже несколько месяцев на территории горных районов Кавказа продолжалась немецкая оккупация. Кругом царила разруха, хозяйства пришли в упадок, народ был подавлен.
В одно из пропахших порохом утро по горной дороге на груженной сеном арбе ехал старик – мудрый аксакал из села Хурзук Азрет Бостанов. С тяжелым сердцем он думал об ушедших на фронт сильных и смелых духом, льву подобных ребятах – односельчанах. Все, как один, они ушли на фронт, на защиту Родины. В их рядах были и сыновья Азрета, его племянники, да и просто соседские мальчишки, выросшие у него на глазах. В ауле остались только женщины, немощные старики и дети.
В тяжелых раздумьях он добрался до подножия Эльбруса. И вдруг заслышал немецкую речь. Старик встрепенулся, съехал с дороги в укромное место и тайком стал пробираться в сторону услышанных им голосов. Несколько немцев гнали перед собой жестоко избитого красноармейца. Его одежда была залита кровью, на лице были видны следы пыток. Аксакал присмотрелся – пленным оказался молодой парнишка. Решив более не утруждать себя, оккупанты согнали с дороги пленного. Прозвучала короткая автоматная очередь, за ней смешок, один из немцев затянул мелодию на губной гармони, другой о чем-то заговорил. Так, под музыку, беспечно переговариваясь между собой, немецкие солдаты зашагали прочь.
Как только они скрылись из виду, Азрет подбежал к расстрелянному. Встав на колени, приложил голову к его груди и… услышал слабое биение сердца. Азрет взвалил парня на спину и отнес его в сторонку. Уложив его на спину, стал ждать, вдруг тот очнется. Так Азрет просидел долгое время и понял, что солдат не придет в себя. Тогда он поднял несчастного, уложил на свою арбу и, накрыв его своей черкеской, с опаской озираясь по сторонам, двинулся в путь. Конечно, лучше бы отвезти его на кошару, но выхаживать раненого там будет сложно, подумал Азрет и повез его к себе домой.
Он дождался наступления темноты и добрался до аула поздно вечером. Он подъехал к дому с тыльной стороны и укромными путями отнес еле живого парня в дом. С помощью своей супруги Айшат в сарае, подальше от людских взоров, Азрет приготовил солдату постель, снял с него окровавленную рубаху и кинул в печь. Промыв и обработав парню раны отваром из трав, приготовленным Айшат, они уложили бойца на кровать. «Если он не умрет этой ночью, позову ему врача», – подумал Азрет. Спустя некоторое время парень очнулся. К его счастью, немцы настолько были уверены в том, что после их истязаний красноармейцу не выжить, что не стали тратить на него много патронов и стреляли как попало. Хотя раны и были глубоки, кости оказались целы. На следующий день, немного окрепнув, парень рассказал свою историю.
Он служил в 214-м мотострелковом полку, который вел бои в Баксанском ущелье. Подготовленная из смелых, умелых красноармейцев разведгруппа была направлена с заданием в горы Карачая. В состав этой группы входил и сержант Михаил Битуевич Фарнаев, уроженец села Фиагдон Северной Осетии. Михаил и четверо его напарников, несколько дней находясь в горах, разузнали место укрытия немецких отрядов. Отправиться в обратный путь разведгруппе помешала погода, в густом тумане они потеряли ориентир. И вышли прямо в тыл к немцам. Когда они поняли, что всем им не спастись, они разделились на две группы. Одна из них направилась в сторону ущелья Баксан в надежде добраться до командира полка, вторая группа осталась ее прикрывать. Но далеко разведчикам уйти не удалось, все, кроме Михаила, погибли на месте, а его, раненого, взяли в плен. Несколько дней Михаила пытали, но добиться от него какой-либо информации так и не смогли. Тогда его решили «пустить в расход». В это время и нашел Михаила Азрет.
Рискуя своей жизнью и своей семьей, Азрет и его жена оставили у себя раненого солдата и выхаживали его. А когда Азрет отлучался по делам, приходил его юный племянник Ансар и ухаживал за раненым. Спустя пару дней Азрет неожиданно заболел и ушел из жизни. Эта потеря стала сильным ударом для юного Ансара и раненого Михаила. Тогда Ансар был вынужден рассказать о скрываемом солдате своей матери Бийбе. Бийба, женщина, недавно потерявшая на фронте своего мужа, не смогла остаться равнодушной. Она отругала Ансара за то, что он сразу не рассказал ей о раненом солдате, и в слезах направилась к Михаилу. И с того дня она каждый день помогала Айшат выхаживать его. Михаил стал для Айшат и Бийбы словно родной брат.
Вскоре Красная армия, освобождая от немецких захватчиков горные территории, добралась до ущелья Учкулан. Воодушевленный радостной вестью Михаил, собрав остатки сил, вышел навстречу однополчанам. Среди армейцев была медсестра, которая, увидев состояние Михаила, строго запретила ему вставать и выдала необходимые медикаменты. Пройдя назначенное лечение, Михаил встал на ноги и снова отправился на фронт, где продолжал воевать до окончания войны.
Встретив победу, Фарнаев вернулся домой. На второй день после своего возвращения он намеревался отправиться в Карачай, к названой родне, но узнал о депортации карачаевского народа. «Я дал клятву быть им братом, и найти их – мой долг», – с этими словами Михаил направился в Азию, чтобы разыскать тех, кто спас ему жизнь. Но найти их ему не удалось. Так он и вернулся обратно, потеряв надежду встретиться с ними когда-нибудь.
Спустя 14 лет карачаевцы вернулись на историческую родину. К тому времени Ансар получил диплом агронома и возвратился в Карачай молодым специалистом. После работы в колхозе его направили трудиться на цементный завод. Активного, грамотного Ансара избрали секретарем комсомольской организации…
Однажды Ансар увидел объявление в газете: некий ветеран войны Фарнаев М. Б. разыскивает Ансара и его семью. Ансар сразу узнал названого брата и в тот же день отправил ему письмо. И так, спустя 30 лет, они снова встретились. С тех пор между их семьями завязалась крепкая дружба, которая передалась их внукам…

Ф. БАТЧАЕВА.

Поделиться
в соцсетях