Храм – это не просто стены

31 мая в 07:54
3 просмотра

В день славянской письменности, который отмечается в России 24 мая, вспоминают просветителей и святых Кирилла и Мефодия, уроженцев греческих Салоник. Братья составили славянскую азбуку и перевели на болгарский язык с греческого основные богослужебные книги – Евангелие, «Апостол» и Псалтырь. Сами первоучители словенские на территории современной России никогда не были, но и у нас имена святых Кирилла и Мефодия стали символом самоопределения культур славянских народов. День славянской письменности в России давно является государственно-церковным праздником, которому посвящаются научные форумы, фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения и концерты.
В этом году в храме святителя Николая Чудотворца в г. Черкесске к этому дню была завершена роспись купола и барабана собора. Эти масштабные работы были задуманы, как рассказал нам ключарь собора о. Сергий Кузнецов, ещё летом прошлого года.

В день славянской письменности, который отмечается в России 24 мая, вспоминают просветителей и святых Кирилла и Мефодия, уроженцев греческих Салоник. Братья составили славянскую азбуку и перевели на болгарский язык с греческого основные богослужебные книги – Евангелие, «Апостол» и Псалтырь. Сами первоучители словенские на территории современной России никогда не были, но и у нас имена святых Кирилла и Мефодия стали символом самоопределения культур славянских народов. День славянской письменности в России давно является государственно-церковным праздником, которому посвящаются научные форумы, фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения и концерты.
В этом году в храме святителя Николая Чудотворца в г. Черкесске к этому дню была завершена роспись купола и барабана собора. Эти масштабные работы были задуманы, как рассказал нам ключарь собора о. Сергий Кузнецов, ещё летом прошлого года. Изначально общая площадь работ была около 178 квадратных метров. Для создания живописного убранства храма нужно было провести подготовку поверхности: расчистить купол, барабан и оконные проёмы от старой побелки, укрепить слой шпаклёвки, выровнять поверхности, прогрунтовать стены и подготовить их под покраску. Понятно, что даже для подготовительных работ, не говоря уже о самой росписи, подборе материалов по иконографии, разработке фор-эскизов концепции росписи, разработке и утверждении эскизов, изготовлении картонов, шаблонов, необходимо было привлечь компетентных специалистов.
И они нашлись. Ещё в 2014 году художники из Москвы Мария Шибаева и её муж, художник-монументалист, член Союза художников г. Москвы Михаил Савостюк, расписали в правом притворе храма «детскую комнату», где дети прихожан во время службы могли поиграть со сверстниками. Родители видят своих чад через стеклянные двери и спокойны за них, а для детей посещение собора соединяется с радостью общения друг с другом. После росписи комнаты фигурами ангелов, Христа, окружённого детьми, и весёлых животных, среди которых особо выделяются симпатичный пятнистый жираф и жёлто-синий попугай, помещение словно поменяло пропорции, стало светлей и солнечней.
И неудивительно, что московские живописцы, наряду с художниками из Волгодонска, были приглашены принять участие в конкурсе на роспись уже основного храмового пространства. Команды живописцев предложили свои проекты росписи храма, которые рассматривались епархиальной комиссией во главе с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.
На «смотринах» авторитетная комиссия остановилась на проекте Михаила Савостюка и его супруги: их эскиз отличали интересная идея и своеобразие. Сегодня в церковной архитектуре, росписи и иконописи ценится неповторимость, несмотря на то что живопись церкви не допускает отхода от канона. Но творец – всегда импровизатор. Импровизация может выражаться в подборе цветов, в новых формах, в композиции, куда, не отходя от канона, можно привносить что-то свое. В концепции Михаила и Марии роспись была выполнена в стилистике византийского епископского облачения, что весьма подходит кафедральному собору, который точно облачается в архиерейские ризы.
Владыка, со своей стороны, внёс в проект несколько изменений, предложив богословскую идею оформления собора.
Художники согласились с замечаниями. «Как учат отцы церкви, – говорит Михаил Савостюк, – храм – это не просто стены. Отдельные части храма несут некий посыл, полностью раскрывающийся в монументальной живописи. Роспись храма содержит незримое присутствие Бога, и чем больше картина соответствует канонам, тем сильнее ощущается это присутствие. Роспись стен храма – продолжение форм собора. Наша задача была воплотить предложенную владыкой идею в образах, в красках, в композициях, в линиях, в ликах, – говорит Михаил Савостюк. – Эскиз – это как ноты большого произведения: написали ноты, и хор по ним поёт. Но написать их – это отдельная огромная работа. Так и с эскизным проектом…»
Я поинтересовалась у Михаила Олеговича, не расписывали ли они храм по сырой штукатурке, как мастера Возрождения? Художник в ответ рассмеялся. «Нет, это сложно и очень дорого. Мы использовали современные акриловые краски, они прочные, мягкие, подвижные, прекрасно передают оттенки тонов. Существуют современные технологии росписи храмов, разработаны специальные материалы. Сверху роспись покрывается защитным лаком»…
Стоит отметить, что стоимость работ была просчитана в сумме двух миллионов рублей. Сюда входили и работы по доставке, монтажу и демонтажу строительных лесов и освещения, а также все необходимые строительные и художественные материалы. Но с июля 2018 г. по январь 2019 г. было собрано чуть более одного миллиона рублей. Живописцы, правда, начали работы ещё раньше, когда собрана была едва ли треть нужных средств. Однако денег не хватало.
И 19 января, в день празднования Крещения Господня, в соборе святителя Николая Чудотворца милостью Божьей совершилось чудо! После Великого освящения воды, которое совершил настоятель собора высокопреосвященнейший Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский, по его святым молитвам на роспись купола собора было пожертвовано ещё полтора миллиона рублей! Да-да, в этот день двое: прихожанин храма и частный благотворитель, просившие нигде не оглашать их имена, – принесли в храм полтора миллиона – более чем необходимо было для завершения работ!
В итоге получилось расписать не 178 квадратных метров, как планировалось сначала, а 328! К живописцам присоединился москвич, художник Андрей Ахальцев, писавший лики святых, и работы в короткий срок были завершены. Расписаны были купол, барабан, паруса, прилегающие арки и внутренние стороны колонн!
Купол выполнен в мягких охряно-рыжих и палевых тонах, солнечных, радостных и тёплых, по фронтону плывут в незримом полёте шестикрылые серафимы, а с высоты купола смотрит Спаситель…
…И вот под куполом и взглядом Христа раздаётся пение: «Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся словенския страны ученьми своими просветившия и ко Христу приведшия…» И вот уже крестный ход с казаками, возглавляемый атаманом Баталпашинского городского общества, старшим вахмистром Олегом Скорых, верующим казаком и верным помощником церкви, движется к памятнику учителям словенским.
У памятника представители духовенства совершили молебен, после которого благочинный церквей Северного Карачаево-Черкесского округа, протоиерей Александр Нартов подчеркнул особую историческую важность просветительской деятельности двух солунских братьев для нашей страны: «Благодаря их труду, благодаря их подвигу у всех у нас появилась азбука, появилась письменность».
К собравшимся со словами поздравления обратился заместитель министра КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Сергей Гузко. «Благодаря подвижническому труду великих просветителей Кирилла и Мефодия славянские народы обрели собственную азбуку – кириллицу, создали письменность и литературу, открыли путь к просвещению. С тех далёких времён культура прошла огромный путь и превратилась в настоящую сокровищницу», – сказал заместитель министра в своем выступлении.
Собравшиеся у монумента горожане и представители исполнительной и законодательной власти говорили, что этот праздник напоминает о временах, когда была создана старославянская азбука. «И вспоминая заслуги просветителей Кирилла и Мефодия, мы должны осознавать, что наш долг – из поколения в поколение бережно хранить и передавать литературное и художественное наследие, любовь к родной речи, исконные духовные ценности», – отметила председатель Общественной палаты КЧР Вера Молдованова.
Да, знаний, мудрости и смелости этих двух человек оказалось достаточно для того, чтобы началась новая культурная эра в истории нашего государства и славянского мира. И наш долг – беречь и приумножать эту культуру.
Роспись храма святителя Николая Чудотворца еще не завершена, впереди еще много работы, и нужно еще много средств.
Пожертвование средств для продолжения росписи собора можно подавать в приходские иконную или книжную лавки. Пожертвования также возможно внести банковским переводом на счет местной религиозной организации «Архиерейское подворье собор святителя Николая Чудотворца г. Черкесска»:
    Ставропольское отделение № 5230 ПАО СБЕРБАНК, г. Ставрополь
    ИНН 0917969910
    КПП 091701001
    р/с 40703810760310000217
    к/с 30101810907020000615

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях