Не быть лежачим камнем

7 июня в 10:05
 просмотров

Подъезд выглядит ужасно, вас часто «топят» соседи, а в туалете проржавел стояк? Куда бежать, кому жаловаться и почему «хромает» правовая грамотность населения? Эти и другие вопросы горячо обсуждались на очередном заседании правового дискуссионного клуба «Имею право», проходившем в Государственной Национальной библиотеке КЧР им. Х. Б. Байрамуковой.
Правовой дискуссионный клуб «Имею право» создан центром правовой и деловой информации библиотеки недавно, но уже завоевал репутацию активной общественной организации. В клубе состоят около полусотни человек; в первую очередь – это читатели библиотеки и неравнодушные граждане нашего города. Темы для своих заседаний члены клуба выбирают наиболее актуальные и относятся к их обсуждению очень серьезно.

Подъезд выглядит ужасно, вас часто «топят» соседи, а в туалете проржавел стояк? Куда бежать, кому жаловаться и почему «хромает» правовая грамотность населения? Эти и другие вопросы горячо обсуждались на очередном заседании правового дискуссионного клуба «Имею право», проходившем в Государственной Национальной библиотеке КЧР им. Х. Б. Байрамуковой.
Правовой дискуссионный клуб «Имею право» создан центром правовой и деловой информации библиотеки недавно, но уже завоевал репутацию активной общественной организации. В клубе состоят около полусотни человек; в первую очередь – это читатели библиотеки и неравнодушные граждане нашего города. Темы для своих заседаний члены клуба выбирают наиболее актуальные и относятся к их обсуждению очень серьезно. Вот и на этот раз очередное заседание, подготовленное и проведенное совместно с Центром «серебряного» волонтерства в КЧР «ДоброГорец Серебро», было посвящено весьма проблемной теме: «ЖКХ. Ваши права и возможности».
– Часто нам задают злободневные вопросы: «Что делать? Куда идти?» Вот и решили провести такое заседание. Среди членов клуба есть люди грамотные, хорошо разбирающиеся в законах и правах, но их единицы. Большая часть все же беспомощна перед такими проблемами, хотя все они люди активные, – рассказала заведующая центром правовой и деловой информации, заведующая клубом «Имею право» Наталья Ласкова.
Каждый раз, когда посещаешь мероприятие, хоть каким-то боком касающееся коммунального хозяйства, готов увидеть и услышать все, что угодно – от монотонных тематических докладов до горячих словесных баталий, а то и откровенных скандалов. Самые разные люди говорят об одном и том же совершенно по-разному, и скучно на таких заседаниях не бывает. Весело, правда, тоже…
В качестве экспертов на заседание правового клуба были приглашены представители общественных организаций, не первый год занимающиеся защитой прав и интересов граждан, в том числе – в сфере ЖКХ. От Общероссийского народного фронта КЧР это были руководитель регионального исполкома, модератор тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Людмила Каппушева и активист этой же тематической площадки Денис Струговцов, а также руководитель Центра общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ Анатолий Барков с юрисконсультом Ириной Хатукаевой.
Пришли они с самыми добрыми намерениями: рассказать о правозащитных возможностях своих организаций, поделиться навыками общения с организациями и компаниями, предоставляющими коммунальные услуги населению в КЧР.
Но поначалу им пришлось выслушать целый шквал жалоб, претензий и даже упреков от людей пожилых, доведенных до крайности утомительной и зачастую бесплодной борьбой за свои потребительские права. Увы, на заседании клуба не было непосредственных «истцов» – чиновников и ответственных за нужные людям решения, – поэтому все свои обвинения люди высказывали тем, кого видели перед собой.
Цветники, газоны, тротуары и стоянки, состояние подъездов, самих домов, даже республиканского театра и филармонии, компенсационная высадка при спиле деревьев, вандалы и бездействие мэрии и коммунальных служб – все это разом попало в «зону обстрела». Однако шумная встреча вскоре перешла в мирный диалог. Гости клуба не только выслушали обозначенные людьми проблемы, просьбы и пожелания и взяли их на заметку, но и смогли оказать участникам заседания практическую помощь прямо здесь, в ходе общения.
Так, Людмила Каппушева в своем выступлении сразу же отметила, что количество жалоб, поступающих в Народный фронт и касающихся ЖКХ, превалирует над остальными. При этом она обратила особое внимание на то, что такие проблемы их организация решает сообща:
– Не просто дали сигнал и ждете нашего решения, а занимаетесь этим вместе с нами. Здесь очень важна официальная сторона дела: заявление, ответ, обратная связь и прочее, чтобы в случае чего можно было все по датам и фактам проверить и предъявить претензии.
По ее словам, частенько бывает так, что обратившиеся за помощью в РО ОНФ люди даже не пытаются предварительно обращаться в свою УК или в аварийную службу, более того – они даже не знают своей управляющей компании или ТСЖ.
– А ведь порой оперативно решить возникшую проблему можно даже не выходя из дома. Поэтому так важно, чтобы у вас была оперативная связь по любому вопросу, который касается управления МКД, первое, что вы должны знать, это вашу УК или ТСЖ, их контакты. Необходимы знания, которых зачастую-то и нет, – с горечью добавила Каппушева.
По ее просьбе Денис Струговцов рассказал собравшимся о документе, который разработали в Народном фронте КЧР – «Памятке жителям Карачаево-Черкесии по направлению обращений при нарушении прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства». В ней в полном объеме представлены все контактные данные управляющих и ресурсоснабжающих организаций, а также адреса и телефоны контролирующих и надзорных органов.
После подробных разъяснений Денис Струговцов еще раз напомнил участникам заседания о необходимости непременно письменных обращений куда-либо, а затем раздал памятки всем присутствующим.
В свою очередь, Анатолий Барков рассказал членам клуба , из чего складывается фонд капремонта, сообщил, что в КЧР более 600 МКД, при этом имеется 31 управляющая компания, 23 ТСЖ, а в 80 МКД жильцы сами управляют своими домами. Он также пояснил, что совместные решения проблем ЖКХ – необходимая схема, требующая при этом определенных знаний.
– Мы и сами пытаемся выявлять причины, бороться с ними, но очень мешает правовая неграмотность населения. Зачастую образование далеко от реальности. Ведь возмущаться все мастера, а коснешься ближе – ответов на простейшие вопросы не знают. Спрашиваешь, к примеру: «Вы обращались в жилнадзор?», а в ответ: «А что это такое?» Наверное, это нелепо, но нам не до смеха. Поэтому давайте повысим свою грамотность, – призвал Анатолий Константинович.
Далее руководитель исполкома РО ОНФ в КЧР Людмила Каппушева воочию продемонстрировала, как, пользуясь Интернетом, зайти на сайт регионального оператора по капремонту и получить все необходимые сведения о своем МКД. На экране большого монитора на стене зала было видно все – от количества собранных на капремонт денег до видов этого самого ремонта и сроков его выполнения. «Оказывается, все так просто», – с недоумением восклицали разгоряченные спорщики.
– Не только просто, но и крайне полезно, – с улыбкой отметила Людмила Исхаковна, которой, честно говоря, стоило немалых трудов направить бурные дебаты в мирное русло.
Также в ходе заседания сотрудниками Центра правовой и деловой информации для участников мероприятия был проведен обзор выставки книг из библиотечки «Российской газеты» с консультационными материалами правоведов, ведущих специалистов страны по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Общее фото на память по окончании мероприятия поставило мирную точку под проведенным заседанием, и все разошлись, если не полностью довольные, то по крайней мере частично «подкованные» и вооруженные полезной информацией.
– Встречи такого рода очень полезные и нужные. Они повышают уровень грамотности населения в вопросах ЖКХ. К сожалению, мало ещё людей знают о нашем центре, где могут дать пояснения, правовую поддержку в вопросах ЖКХ. И надо как-то повышать активность наших граждан. Ведь пока мы не будем знать своих прав и уверенно пользоваться ими, никакой дядя чиновник не сможет нам помочь. А значит, надо чаще встречаться, – подытожил встречу Барков.
Людмила Каппушева задержалась после встречи, чтобы дать отдельным членам клуба личные консультации, а затем тоже ответила на мой вопрос:
– Считаю, что встреча оказалась плодотворной. Задача была именно дать информацию людям о том, как защищать свои права. Мы подготовились, и я уверена, что наша памятка многим окажет добрую услугу и дисциплинирует граждан. К сожалению, конкуренция на рынке ЖКХ слишком маленькая, это тоже играет свою отрицательную роль. На 600 домов всего 31 УК – это капля в море. И пока не будет настоящей конкурентной среды между управляющими компаниями, не поменяется и качество их услуг.
На мой взгляд, практическая польза действительно была. Даже по отдельным высказанным претензиям были намечены пути их решения, а по более сложным случаям стороны договорились о дальнейших встречах уже в самих организациях. И это лишний раз доказывает, что неважно кто сидит за столом переговоров, важно, о чем за ним хотят сказать, что понять и чему научиться. В любом случае дорогу осилит идущий, а истину обретет ищущий.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях