Время давней Руси

11 июня в 08:41
68 просмотров

Итак, мы знаем, что простейшие способы измерения времени существовали уже в самые древние эпохи. Но следует заметить, что люди пользовались отнюдь не привычными нам часами, минутами и секундами – системы счисления времени были абсолютно другими, причём разными у разных народов. Была своя система времени и у наших предков – довольно точная и практичная.
Древние славяне были земледельцами, им нужно было знать, когда начинать готовить к посеву поля, когда сеять и когда убирать урожай. Неудивительно поэтому, что первым счетом времени, который они использовали, были сезоны. Этот счет отразился в обозначении года словом «лето». Даже в более поздних документах XVI-XVII вв. деление года на сезоны встречается очень часто.

Итак, мы знаем, что простейшие способы измерения времени существовали уже в самые древние эпохи. Но следует заметить, что люди пользовались отнюдь не привычными нам часами, минутами и секундами – системы счисления времени были абсолютно другими, причём разными у разных народов. Была своя система времени и у наших предков – довольно точная и практичная.
Древние славяне были земледельцами, им нужно было знать, когда начинать готовить к посеву поля, когда сеять и когда убирать урожай. Неудивительно поэтому, что первым счетом времени, который они использовали, были сезоны. Этот счет отразился в обозначении года словом «лето». Даже в более поздних документах XVI-XVII вв. деление года на сезоны встречается очень часто. Древнерусское начало года приходилось на весну, поскольку именно весной начинался цикл сельскохозяйственных работ.
Принятие христианства привело к распространению на Руси юлианского календаря, который использовался в Византии, тем не менее вплоть до XV века новый год начинался не 1 сентября, как у греков, а 1 марта. С конца XV в. сентябрьское новогодие в летописях вытесняет весеннее начало года. И сохранялось у нас до 1700 года, когда Петр I определил началом года 1 января. Причем до этого же времени счет лет мы вели не от Рождества Христова, а «от сотворения мира», которое относили к 5508 году до нашей эры. Указ Петра I 20 декабря 1699 г. устанавливал, что 1 января 7208 г. должно считаться 1 января 1700 г.
Конечно, счет времени сезонами – очень крупный. Поэтому славяне использовали и деление на месяцы. Само это слово указывает на использование славянами лунного календаря. В Остромировом евангелии – древнейшем документе, написанном на кириллице в 1056-1057 годах, упоминаются древнеславянские названия месяцев, которые с некоторыми изменениями сохранились в украинском, белорусском и других славянских языках.
Январю соответствовало название «просинец», так как в это время становилось светлее. Февралю – сечень, в этот период начинался сезон вырубки леса для сжигания. Марту – сухий, когда срубленные деревья подсыхают. Апрелю – березозол, когда сожженные деревья превращаются в золу. Маю – травень – от слова «трава». Июню – изок, т.е. кузнечик. Июлю – червень или серпень; это время являлось временем жатвы. Августу – зарев – от слова «зарево». Сентябрю – рюень – от слова «рюить», или «реветь». Октябрю – листопад. Ноябрю и декабрю – грудень, от слова «груда» – мерзлая колея на дороге, иногда студень.
От древних шумеров к славянам пришли и семидневная неделя и название одного из её дней – суббота, произошедшее от шумерского слова «шабаш», означающего «праздник, отдых». Семидневное деление также связано с фазами лунного цикла, кроме того, само число 7 имело в древности сакральное значение.
Деление дня изначально происходило по естественным признакам. Рабочий день делили на утро, собственно день и вечер. Сутки начинались не в полночь, как принято теперь, а в период пробуждения людей от сна и обращения к активной деятельности. Таким образом, начало суток приходилось на время непосредственно перед рассветом (в старину на Руси это время называлось настей – наступлением) и совпадало с утренним богослужением – заутреней. Заутреня начиналась еще перед зарей и оканчивалась до восхода солнца. Утро делилось на 4 главных момента: перед зорями, зори-рассвет, восход солнца и обедни. Заканчивалось утро через некоторое время после восхода солнца в период обеден или обеда. После обеда начинался собственно день. В дне отмечался полдень. После полдня начиналось полуденье, или уденье. Вечер начинался с вечерень. До захода солнца происходила очередная церковная служба – вечерня. Кончался вечер наступавшим мраком. После вечера начиналась ночь, которая тянулась до первых признаков зари.
Деление суток на часы пришло на Русь вместе с христианством. В источниках XII века сутки, в большинстве случаев, содержат 24 часа и делятся на две половины по 12 часов в каждой. Кстати, только в славянской группе языков есть такое понятие – сутки, обозначающее «сотканные вместе день и ночь».
Понятно, что счет времени в соответствии с часами мог осуществляться только при существовании аппарата, который показывал бы движение времени. Однако ни солнечные часы (гномоны), ни водяные клепсидры большого распространения в Древней Руси не получили, хотя, возможно, ими ограниченно пользовались, особенно после установления христианства. Этому способствовали укрепившиеся связи с Византией и проникновение оттуда научных и технических знаний. Однако территория Руси располагалась намного севернее Византийской империи, поэтому погода здесь гораздо чаще была пасмурной, а без солнечного освещения применение гномонов было невозможно. Кроме того, зимние и осенние ночи на Руси были значительно длиннее, и в это время года солнечные часы также не действовали. Правда, согласно последним исследованиям историков, в качестве солнечных часов могли использоваться башни и высокие колокольни церквей. Один из примеров такого применения церковных зданий в древности – башня Спасо-Преображенского собора XI века в г. Чернигове.
По причине суровых климатических условий в зимнее время на Руси не прижились и клепсидры. В зимние месяцы вода в них просто замерзала.
Поэтому, хотя в источниках XII века «час» как единица измерения времени уже встречается, в повседневной жизни его не использовали.
Русские известия о механических часах встречаются в памятниках письменности с начала XV в. Приборы эти назывались часомериями. С этого времени деление дня на часы начинало распространяться повсеместно.
Однако прибор для измерения времени на Руси все же существовал. Функции часов успешно выполнял… петух!
Его крик раздаётся трижды в сутки, причём промежутки между петушиными криками выдерживаются довольно точно. В первый раз он подаёт голос примерно в полночь, затем в 2 часа пополуночи и, наконец, рано утром, примерно в начале 5-го.
Для людей крик петуха всегда был ориентиром времени, испокон веков петух считался самым надёжным «живым будильником». В старину сельские жители, отправляющиеся в путь, дожидались пения первых петухов, чтобы, благословясь, отправиться в дорогу. После пения вторых петухов деревенские женщины вставали, чтобы замесить хлеб, приступить к утренней дойке коров и т.п. Вместе с третьими петухами всё рабочее население деревни уже отправлялось на свои ежедневные работы. С тех пор и пошли поговорки: «встаёт с первыми петухами», «гулять до третьих петухов» и т.п. Вероятно, еще первобытные люди видели в петухе, громко провозглашающем наступление нового дня, таинственного вестника сверхъестественных сил, божества Солнца. Считалось, что крик петуха разгоняет тёмные силы и прекращает плохие сны. Это поверье отражено во многих произведениях художественной литературы. Вспомните произведения «Вий» Н. В. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и др. Некоторые древние племена считали даже, что именно петух своим криком вызывает восход Солнца.
Кстати, японские учёные провели в 2015 году исследования, которые показали, что первый утренний крик петуха действительно является «предвестником» рассвета, причём петухи поют в любую погоду и в любое время года! Когда их держали по нескольку дней в полной темноте, они всё равно оставались настроенными на 23,8-часовой день и продолжали «объявлять рассвет», никак не видя его воочию.
Заметим, что жители разных стран слышат их крик по-разному. В Англии этот звук записывают как «кок-а-доле-дуу»; в Германии – «ки-кери-ки»; в Японии – «ко-ке-кок-кох»; ну а у нас, в России, как мы знаем, «ку-ка-ре-ку».

В. РОМАНЕНКО,
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ.

НА СНИМКЕ: Петух – самый надёжный часовой «прибор» Древней Руси.

При подготовке статьи были использованы материалы из открытых источников печати и Интернета.

Поделиться
в соцсетях